|
|
|
|
:
:
:
:
:
:
:
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Игорь Лунев Автор
Зарегистрирован: 06.08.2007 Сообщения: 110
|
26 Июн 2008, 13:42 - НЕДРА - "Колумбийская Ночь" |
|
|
(p) & (c) НедРа, 2008
Разговоры об упадке или даже смерти русского рока, мягко говоря, безосновательны. Когда я слушаю некоторые относительно молодые команды, например, НЕДРА, мне думается, что и расцвет-то этого направления ещё не наступал. Я часто обрамляю словосочетание "русский рок" кавычками, но не в данном случае. Потому что говорю не о русскоязычной рок-музыке вообще, а именно о русском роке. Поясню: 80-е годы были не расцветом русского рока, то есть рок-музыки, органично сочетающейся с элементами русской народной музыкальной культуры, а модой на отдельные, оказавшиеся актуальными с точки зрения текстов группы тогдашней русскоязычной рок-музыки. Не много из них тех, кто сознательно или бессознательно пытался выйти и вышел на близкие к чему-то народному музыкальные или поэтические темы - КАЛИНОВ МОСТ, может быть, в чём-то ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и Янка Дягилева. Александр Башлачёв стоит особняком. Я сейчас имею в виду не то личное смысловое содержание, которое вкладывали в свои песни Ревякин, Летов, Янка и Башлачёв, а те формы, на которые они вырулили. А так - какой ещё русский рок? У кого?
Это не значит, что все остальные знаменитые и не очень российские рок-музыканты лишены самобытности. Отнюдь. Просто большинству из нас народная русская культура едва знакома. И многие из нас выросли если не на блатняке и откровенно тупой попсе, то на том, что названо у нас "авторской песней" (пусть и на произведениях лучших её представителей - Высоцкого, Галича, Окуджавы), то есть на различных вариациях городского романса. И на песнях советских композиторов. И на западном роке. Во многих других странах (в первую очередь, в США и Великобритании) расцвет рок-музыки неразрывно связан с так называемым фолк-возрождением. Так что в музыкальном (вообще-то и не только в музыкальном) плане рок-н-ролл был вовсе не чем-то революционным, но, скорее, органичным продолжением народных традиций, которые не прерывались в такой степени, как это произошло в России.
И, тем не менее, поиск и обретение начатков этой самобытности хороши тогда, когда они - не самоцель, а форма для выражения чего-то по-настоящему актуального. И вот здесь мы подходим собственно к альбому группы НЕДРА из подмосковного города Чехова. Но пока ещё одно отступление: не без влияния деятелей рокапопса, а также тех "монстров русского рока", которые пытались заняться "серьёзным большим искусством", российская рок-музыка в 90-е годы и в новом веке стала излишне романтичной. Повторяю: излишне романтичной. У группы НЕДРА с романтикой порядок - то есть это всего лишь одна из красок. Романтика, стало быть, не переходит в самоупоение.
Итак, НЕДРА и их дебютный студийный альбом. На самом деле это их второй релиз - до этого выходил сборник концертных записей. Замечательно то, что это уже второй раз, когда НЕДРА выпускают диск собственными силами, не прибегая к помощи каких-либо лейблов (читай - не продавая за бесценок результаты своего труда неизвестно кому и зачем). И оформление "Колумбийской Ночи" от этого не страдает - весьма стильно сработанный диджипак (дизайном занимались Александра Бобкова и гитарист группы Вадим Сомс, используя идею лидера группы Алексея Вдовина). Дистрибуция? Ну, а что дистрибуция? Ходите на концерты группы, там и купить сможете.
Альбом записан в Санкт-Петербурге в конце 2006-го - начале 2007 года. То есть нельзя сказать, что это самое последнее достижение группы. Более того, в альбоме собраны песни разных лет. Тем не менее, есть смысл говорить о некой единой программе. НЕДРА вообще звучат очень цельно. В мелодике песен Вдовина есть какая-то глубинная связь с русским фолком, подкрепляемая характерными вокальными приёмами (напоминающими, особенно при первом знакомстве с творчеством Алексея, манеру Дмитрия Ревякина - но ведь не запатентовал же Дмитрий то, на что вышел интуитивно, а уж придумал-то это точно не он). Обрамлением же для этих красот служит грубоватый гитарный рок (по лаконичности аранжировок НЕДРА можно сравнить с ELEMENT OF CRIME или даже с КИНО), украшенный духовыми инструментами - флейтой, саксофоном, кларнетом, за которые отвечает Антон Машкин. А в связи песен Вдовина с русской народной культурой нет ничего деланного - в текстах никаких "ай-люли" и прочих "гой еси", тексты хороши не только своей поэтичностью, но и актуальностью. С первой же песни ("...С Колен") понятно, что эти молодые люди не страдают фантомной ностальгией по ушедшей "великой рок-эпохе", а поют о том, что происходит здесь и сейчас. Вдовин - современный автор, а потому его песни могут стать важны для людей любого возраста. Уже во второй песне ("Смутные Времена") Вдовин честно и чётко поёт о том, что прямо-таки витает в воздухе: "И снова смутные времена, отданы стены без боя...".
И во всех песнях Алексея сохраняется присущее ему настроение, но окрашивается оно по-разному: то в него добавляется мрачноватая ирония ("Ундергрунд"), быстро переменяемая на добродушный и несколько раздолбайский юмор ("Не Парь!"), то попытки философского осмысления собственного бытия и бытия близких автору людей ("Вперёд-Назад", "Мы"). За фразу "Мы - ветераны детства" я готов отдельно пожать Алексею руку. Это то, о чём нужно напоминать всем и каждому. А настроение, вероятно, можно назвать надеждой. Надежда не исчезает даже тогда, когда о ней не говорится, не поётся ни слова, когда тревожное состояние, кажется, окутывает слушателя. Надежда вырывается и становится явной тут и там - песня "Не Грусти" как бы предваряет нервный и болезненный "Рокенрол", созерцательный, но тревожный "Дождь". Потом вновь призывом к жизни звучит надежда в "Колумбийской Ночи", песне, в которой юношеская романтика сосуществует с удивительной трезвостью. Потом снова горечь, пронизанный иронией пафос ("Ундергрунд"). И через какое-то время светлая "Вперёд-Назад" - не удержусь и приведу ещё одну очень понравившуюся мне фразу: "Наше небо всё в отпущенных синицах". Финальные песни альбома снова ведут к надежде. Ведут через созерцание ("Зима") и укрепляют в ней ("... К Весне"). Кстати, в этих двух композициях мне слышится нехватка ещё одного инструмента, кроме тех, которые постоянно использует группа - их бы очень украсили партии фортепиано.
Группа НЕДРА делает очень русскую, но очень светлую музыку. Никакого декаданса, столь популярного в российском (и не только) роке. Это ценно само по себе в наше время. Алексей Вдовин явно испытывает удовольствие от возможности с избытком наполнить песни красивыми и неожиданными образами, но не увлекается формой настолько, чтобы забыть о содержании. И ещё: он не стремится стать салонным куплетистом для тех, кто желает развлекаться не просто так, а с претензией на интерес к высокому искусству. А раз так, то и отдельные неуклюжести в текстах не портят впечатления (тем более, что это всё-таки не стихи, а песни). И если группе небезразличен вопрос "зачем?", а с ответом на вопрос "как?" более или менее ясно, то уместно использовать разные стилистические элементы и делать их органичной частью своей музыки: и реггей ("Смутные Времена"), и марш вперемешку с хард-роком ("Ундергрунд"), и элементы латино ("Вперёд-Назад" - здесь особый респект Вадиму Сомсу за гитарную аранжировку). Чай не на необитаемом острове живём и не в тайге. Современная городская народная музыка. А то, что песни Вдовина очень личностны, вовсе народности этой не противоречит. Жаль только, что народ в массе своей не стремится всё это чувствовать.
Порой песни несколько однообразны мелодически, но это компенсируется той энергией, которую он вкладывает в их исполнение и, повторяю, текстами. А потом, это всё-таки мелодии, пение, а не речитатив с подвываниями, как это часто бывает в "русском роке" (на этот раз кавычки ставлю). На концертах НЕДРА выглядят сплочённым коллективом. А вот на альбоме вместо "штатной" ритм-секции (бас-гитариста Александра Хрячкова и барабанщика Сергея Иванова) записались питерские музыканты - бас-гитарист Алексей Мурашов (из группы НИЖЕ НУЛЯ) и барабанщик Михаил Поздеев (ранее играл в группе МАТА ХАРИ). Алексей и Михаил между собой уже успели сыграться - Михаил иногда помогает НИЖЕ НУЛЯ, а вместе они играют в проекте СКВОРЦЫ СТЕПАНОВА. Какими обстоятельствами была вызвана такая замена во время работы над альбомом группы НЕДРА, мне неизвестно, но сессионные музыканты хорошо вписались в звуковую концепцию группы, хотя сами по себе они известны исполнением несколько другой музыки (например, Мурашов - известный ценитель RED HOT CHILI PEPPERS и в чём-то несомненный последователь их басиста Фли). Тем не менее, ещё одно свидетельство сплочённости основного состава - все его участники упомянуты в буклете, даже если кто-то из них вообще в записи не участвовал. Как я понимаю, это дело принципа. Вызывает уважение. Сейчас НЕДРА играют на концертах несколько новых песен, которые наводят на мысль, что их следующий альбом может быть одновременно и продолжением "Колумбийской Ночи", и серьёзным шагом вперёд, как сточки зрения мелодики, так и с точки зрения песенной поэзии. |
|
|
|
 |
Елена Гилёва Новичок

Зарегистрирован: 25.02.2005 Сообщения: 3 Откуда: Москва
|
29 Июн 2008, 00:51 - |
|
|
интересная рецензия, спасибо.
а НедРа очень люблю. |
|
|
|
 |
Игорь Лунёв Наш человек

Зарегистрирован: 13.08.2007 Сообщения: 604
|
30 Июн 2008, 03:22 - |
|
|
Елена Гилёва |
интересная рецензия, спасибо.
а НедРа очень люблю. |
Стараемся.
"НедРа" - хорошие, сам слушаю уж в который раз альбом-то, вот думаю и концертник старый переслушать заново. |
|
|
|
 |
AVSm Ветеран

Зарегистрирован: 05.04.2006 Сообщения: 226 Откуда: Москва
|
02 Июл 2008, 02:31 - |
|
|
Игорь, а можно попросить расшифровать для не очень адекватных граждан, плохо работающих с информацией (т.е. для меня):
|
...выпускают диск собственными силами, не прибегая к помощи каких-либо лейблов (читай – не продавая за бесценок результаты своего труда неизвестно кому и зачем). |
|
|
|
|
 |
Дмитрий Цыдилин Почти мембер

Зарегистрирован: 26.01.2007 Сообщения: 36
|
02 Июл 2008, 12:15 - |
|
|
Очень порадовало наблюдение автора расцвете русского рока! Я сам все время в разных местах пытаюсь найти разные аргументы против сторонников смерти русского рока. И вот наконец я знаю что говорить этим людям! Спасибо за идею, Игорь! |
|
|
|
 |
Игорь Лунёв Наш человек

Зарегистрирован: 13.08.2007 Сообщения: 604
|
02 Июл 2008, 15:33 - |
|
|
Дмитрий Цыдилин |
Спасибо за идею, Игорь! |
Так это завсегда , чем можем .
Только я полагаю, что идея-то эта витает в воздухе. |
|
|
|
 |
Игорь Лунёв Наш человек

Зарегистрирован: 13.08.2007 Сообщения: 604
|
02 Июл 2008, 15:57 - |
|
|
AVSm |
Игорь, а можно попросить расшифровать для не очень адекватных граждан, плохо работающих с информацией (т.е. для меня) |
Алексей, только без обид! Как говорится, "я понимаю вашу реакцию" .
Расшифровать можно.
Представьте себе исполнителя, который записал своими силами, на свои средства (если и помогли меценаты какие, то это, например, друганы школьные или ещё кто) материал, актуальный для него, исполнителя, на данный период времени. Человек хочет донести результаты своего творчества прежде всего до тех, кто этим творчеством уже интересуется. Замечу: исполнитель этот не из тех, за кем издатели или устроители концертов бегают вереницей, но имеющий некую скромную по количеству аудиторию. И вот 2 варианта: делать всё опять же своими силами здесь и сейчас (а все проволочки зависят тогда уже по большей части от самого делателя) или бегать упрашивать издателей. Предположим, человек выбирает второй вариант. Тогда чаще всего (хотя, признаю, не всегда) он перестаёт быть хозяином запсианного материала, а сам этот материал может быть выпущен неизвестно когда (порой годы уходят), неизвестно как (и претензии по поводу ляпов уже не принимаются - права-то авторские уже у лейбла) и неизвестно как будет распространяться - скорее всего, в первую очередь свои же и купят (те, кому подарочных не достанется - а подарочных этих у исполнителя будт весьма малое количество), только купят дороже, чем могли бы, а во вторую и все последующие очереди будут покупать единицы в магазинах и через интернет (если будут - никак особо с рекламой лейбл, весьма вероятно, не запарится). А когда сам сделал, и сотался излишек, то всегда можно и самому при желании по магазинам разнести (если хочется), и будут там также диски валяться.
Ещё замечу: качество записанного материала не влияет на ситуацию. Народ у нас в массе своей нелюбопытный до неприличия.
Есть ещё нюансы, можно долго обсуждать.
Если коротко, то я сторонник максимальной независимости художника от посредников. И рад высказаться об этом везде, где только нахожу возможным и уместным.
Но всё же лучше в этой теме обсуждать группу "НедРа" . Это я к тому, что дискуссии по поводу тех или иных строк порой уводят от главной заданной темы. |
|
|
|
 |
AVSm Ветеран

Зарегистрирован: 05.04.2006 Сообщения: 226 Откуда: Москва
|
03 Июл 2008, 05:31 - |
|
|
Спасибо за исчерпывающий ответ. |
|
|
|
 |
Игорь Лунёв Наш человек

Зарегистрирован: 13.08.2007 Сообщения: 604
|
04 Июл 2008, 04:25 - |
|
|
Дык по мере сил. Рады стараться . Спешили разъяснить . |
|
|
|
 |
группа Ч.Ч. Новичок

Зарегистрирован: 11.04.2008 Сообщения: 1 Откуда: г.С-Пб
|
21 Июл 2008, 17:00 - |
|
|
Очень хорошая рецензия альбома очень хорошей группы |
|
|
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
|
|
|
|
|