По словам Андрея Макаревича, первоначально альбом не планировался. В последние годы музыканты МАШИНЫ ВРЕМЕНИ предпочитают выпускать песни и выкладывать их в Интернет одиночными синглами. В 2018 году увидел свет трехпесенный EP "То, Что Всегда с Тобой", а в декабре 2019 года - однопесенный сингл "Поднимается Ветер". Но минувшей весной участники группы оказались в вынужденной самоизоляции. Сами собой начали писаться песни.
Новый материал записывался в московской студии "Полифон", а мастеринг проходил в Лондоне на знаменитой "Abbey Road". Над альбомом работали: Андрей Макаревич - гитары, дульцимер или дульсимер (струнный щипковый инструмент, распространенный в Северной Америке), фортепиано, вокал; Игорь Хомич (экс-КАЛИНОВ МОСТ, аккомпанирующие составы Игоря Талькова и Инны Желанной) - гитара, аранжировки; Александр Дедковский (экс-джаз-квинтет ЭДЕЛЬВЕЙС и КВАРТАЛ, ныне также ОРКЕСТР КРЕОЛЬСКОГО ТАНГО) - труба, бубен, перкуссия; Александр Кутиков - бас-гитара, вокал, аранжировки, интересные идеи; Валерий Ефремов - ударные; приглашенные музыканты: Александр Лёвочкин (экс-НЮАНС) - клавишные; Михаил Владимиров (БЭНД МИХАИЛА ВЛАДИМИРОВА) - губная гармошка; Кирилл Ипатов (экс-ZЕМФИРА, СУРГАНОВА И ОРКЕСТР и MARKSCHEIDER KUNST) - перкуссия. Андрей Макаревич - автор музыки семи песен и всех текстов, а также черно-белого рисунка на обложке. Музыку к трем песням написал Александр Кутиков.
На сервисе Яндекс.Музыка размещено так называемое deluxe edition альбома с комментариями Андрея Макаревича к каждой песне. Лидер МАШИНЫ ВРЕМЕНИ раскрыл этимологию названия: "...Это и в метре от обрыва, и в метре от счастья, и в метре - это когда музыканты играют вместе и ровно, это хороший музыкальный термин".
Чисто музыкально МАШИНА ВРЕМЕНИ вернулась лет на 40 назад, приблизительно в конец 70-х - начало 80-х, но на более высоком профессиональном уровне. Те, кто в юности заслушивался ранними записями группы, думаю, поймут меня правильно.
Альбом открывается балладой "Просыпается Ветер", в которой Андрей Макаревич делится предчувствием грядущих перемен. Она задумывалась как акустическая, в духе ленноновской "Working Class Hero". Но, в отличие от последней, в песню между третьим и четвертым куплетами вводится инструментально насыщенный проигрыш с виртуозным соло гитары Игоря Хомича. А сопоставление двух, казалось бы, несопоставимых тональностей вносит напряжение, которое ощущается физически. Вслед за драматической кульминацией наступает развязка - возврат в акустику. В тексте обнаруживается прямая автоотсылка к песне "Полный Штиль" из альбома 1978 года "Это Было Так Давно..." (он же "День Рождения", он же "Запись в Студии ГИТИСа").
Альбом продолжает блок из трех песен, музыка которых сочинена Александром Кутиковым. "Пой Песню, Пой, Дульсимер" - явная отсылка к песне группы АКВАРИУМ "Юрьев День". Макаревич-поэт вступает в полемику с Борисом Гребенщиковым образца 1982 года. У БГ в песне "Немое Кино":
Ты можешь жить любя, ты можешь жить грубя,
Но если ты не мент - возьмут и тебя.
У Макаревича:
Ты можешь прожить, убивая,
А можешь прожить, любя.
Никто этот выбор не сделает за тебя.
У Гребенщикова тогдашнего все мрачно - выбора нет, тогда как у Макаревича нынешнего - все зависит от нас самих. В припевах поет Кутиков, в запевах - Макаревич. Инструмент, название которого заявлено в заглавии, в песне не звучит - его мы услышим чуть позже.
"Мы Рядом" может быть понята как песня и о любви, и о дружбе, и о связи между людьми. Очень красивая аранжировка, сделанная Александром Кутиковым, с мягким фоном клавишных и полифоническим диалогом солирующих гитар в проигрыше. "Свет Рождает Свет" - констатация простейшей истины голосами Александра Кутикова и Андрея Макаревича. А припев содержит автоцитату из песни "Весь Мир Сошел с Ума", которая исполнялась на концертах в 1983 году, а в 1984-м вошла в магнитоальбом "Чужие Среди Чужих".
"Стена" - еще один дружеский привет Борису Гребенщикову, чья песня "Пошел Вон, Вавилон" цитируется в последнем куплете. Да и в аранжировке слышно влияние АКВАРИУМА. Андрей Макаревич блестяще сыграл на дульцимере. Автор подчеркивает, что стены сами собой не уходят - их строят и разрушают сами люди. "То, Что Всегда с Тобой" - своеобразный диалог Андрея Макаревича из настоящего времени с самим собой из прошлого, достигаемый за счет автоцитат из песен "Место, Где Свет" из одноименного альбома 2001 года и "Песня, Которой Нет" из альбома 1986 года "Реки и Мосты". "Все Корабли Сегодня Вернутся Домой" - самая оптимистическая вещь альбома. Все будет хорошо. А жизнь - это праздник. Устами Андрея Вадимовича мед бы пить. Очень продуманная аранжировка. А реплики трубы в припеве напомнили мне партию трубы-пикколо Дэвида Мейсона в финальном припеве битловской "Penny Lane". "Часы" - классический рок-н-ролльчик, коих у МАШИНЫ ВРЕМЕНИ хватало во все времена. Кем бы ты ни был, что бы ни делал - твой час обязательно пробьет. Таков непреложный закон жизни.
На первый взгляд может показаться, что "Зона" - песня о COVID-19. Очевидно, она была навеяна коронавирусом. Хотя философское содержание гораздо-гораздо шире: источниками нашей несвободы часто становимся мы сами. За аранжировку и "вкусные" гитарные соло отдельное спасибо Игорю Хомичу. А песню "Время Ходит на Мягких Лапах" Андрей Макаревич написал специально для исполнения в начале концерта, посвященного 50-летию МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, который проходил 29 июня 2019 года на стадионе "Открытие Арена". Время все расставляет по своим местам - таков ее смысл. Пытливый слушатель, хорошо знакомый с творчеством группы, безусловно, найдет автоотсылку к песне "Время" из магнитоальбома "Чужие Среди Чужих".
Я бы не назвал "В Метре" шедевром. Для меня это просто очень хороший альбом. В котором, как и в предыдущих, есть все то, на чем держится популярность МАШИНЫ ВРЕМЕНИ.
Очень достойный альбом. Все песни, кроме "Просыпается Ветер" (ее место скорее на сольнике Макара), очень характерны для МВ. Удивительно, как им удается быть так похожими на себя и оставаться при этом интересными.
Для полного кайфа, мне не хватает одной песенки и бэк-вокала Маргулиса. Да, и "дурашливый" рок-н-ролл "Часы" мог бы спеть кто-то другой, для разнообразия.
В лирике альбома много полемики с БГ, с самим собой, со временем. Здесь странным образом соседствует мизантропия и разочарование с искрящимся оптимизмом.
Последний раз редактировалось: vadimlv (25 Ноя 2020, 05:45), всего редактировалось 1 раз
vadimlv Почти мембер
Зарегистрирован: 02.11.2010 Сообщения: 33
25 Ноя 2020, 05:42 -
"Стена" - еще один дружеский привет Борису Гребенщикову, чья песня "Пошел Вон, Вавилон" цитируется в последнем куплете. Да и в аранжировке слышно влияние АКВАРИУМА.
Явная музыкальная отсылка к "Я не знаю, зачем ты вошла в этот дом..."
Для полного кайфа, мне не хватает одной песенки и бэк-вокала Маргулиса.
Маргулис - крымнаш, к кайфу уже не имеет никакого отношения. Они все (по неизвестной мне причине) после старта процесса заполнения черепной коробки ватой начинают очень быстро тухнуть (по скорости гниения, правда, со Скляром никто не сравнится). Каким образом персональная идеология влияет на творчество - понятия не имею, странный процесс распада. Так что, слава богам, что Маргулиса нет на этом альбоме.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах