Судьба Маши Макаровой - идеальная иллюстрация к известной теории о "проклятии третьего альбома". Ну, вы, наверное, в курсе, что это такое. Сделать дебютный альбом успешным может любой талантливый исполнитель, даже не прилагая больших усилий, ибо в первый релиз попадает, как правило, самое-самое лучшее, созданное за всю сознательную жизнь. Второй диск может пройти на ура чисто по инерции, особенно если в него попало что-то из неприкосновенных запасов, не использованных в первом. Ну, а дальше изволь либо удивить всех чем-нибудь необычным, либо сгинь с глаз долой. Кое-кому, правда, удаётся на протяжении десятилетий выпускать каждый альбом так, будто до него ничего не было и после уже ничего не будет. Но на это способны очень немногие - настоящие гении, опережающие своё время и изобретающие новые жанры.
Группа МАША И МЕДВЕДИ точно не из их числа. Она прогремела когда-то на всех волнах FM-эфира вместе со СПЛИНОМ и МУМИЙ ТРОЛЛЕМ, предвосхитив новейшую рок-волну, но так и не смогла переступить порог XXI столетия. Причиной тому стал, видимо, непростой характер певицы, не сумевшей использовать все те возможности, которые перед ней вдруг открылись. В том, что девушка станет звездой, не приходилось сомневаться ещё тогда, когда она выступала в составе краснодарской группы ДРЫНК, с которой, кстати, впервые появилась на телеэкране в конкурсной передаче "Ржавые Провода". Первый же альбом группы МАША И МЕДВЕДИ "Солнцеклёш" (1999) был перенасыщен самыми модными на тот момент влияниями - RADIOHEAD, THE CRANBERRIES, NO DOUBT и т. п., разбавленными к тому же фольклорными мотивами. Правда, наибольшую популярность то ли по чистому недоразумению, то ли по произволу продюсеров приобрела провокационная "Любочка" - сделанная чуть ли не экспромтом пародия на всё тех же RADIOHEAD с текстом Агнии Барто, приобретшим неожиданный эротический подтекст. Людей, готовых слушать музыку целыми альбомами, тогда было куда больше, чем сегодня, и кто хотел - тот услышал и оценил по достоинству и вещи, не вписавшиеся ни в какие радиоформаты. Во втором альбоме "Куда?" (2000) стиль уже не отличался такой эклектикой, всё было куда глаже и холоднее, но песня "Земля" хорошо запомнилась всем, попала в саундтрек фильма "Брат-2" далеко не случайно и моментально сделалась отечественной хитовой классикой. А потом музыканты перессорились по пути на фестиваль "Maxidrom" и поставили в истории популярного коллектива жирную точку.
В последующие годы они воссоединились, стали нерегулярно, но выпускать новые записи, причём иногда не такие уж и плохие. Были странные эксперименты с электроникой, были милые мелодичные поп-шлягеры, были отвязные, жёсткие композиции с претензией на некую "альтернативность". И голос солистки вроде бы не перестал быть таким же хорошо узнаваемым. Вот только по-настоящему выделиться из толпы таких же хороших групп с женским вокалом, обратить на себя всеобщее внимание чем-нибудь из ряда вон выходящим уже не удавалось. Стать интеллигентнее, чем Арбенина, или, напротив, стервознее, чем LOUNA, страннее, чем Агузарова или всеяднее, чем Ая из ГОРОДА 412, уже невозможно. А для того, чтобы сделать что-то из ряда вон выходящее, такое, чтобы все заметили и запомнили, нужна особая смелость, возможная только в молодости. Вот и приходится топтаться где-то во втором или третьем ряду массовки, создавая фон для лидеров хит-парадов и теша самолюбие мыслью, что пробейся ты в первый ряд - и показал бы всем такую кузькину мать, что все сразу обалдеют.
В новом альбоме группы больших сенсаций тоже не ждите. Даже сама форма мини-альбома как способ коммуникации с поклонниками была освоена Машей ещё в предыдущем десятилетии, а изобретена вообще не ею. Вбрасыванием в интернет песенных подборок, общее время звучания которых не превышает получаса, сейчас занимаются очень многие - даже ветераны, выросшие на длинных прог-роковых сюитах. Сказать таким образом удаётся немного, но кто сейчас вникает в тайные смыслы, вытаскивая из интернета треки для создания индивидуального плей-листа в своём плеере? Оперативность превыше всего! А глубина содержания...
В открывающей альбом песне "Психопатия" прекрасно иллюстрируется далеко не оригинальная мысль, что настоящим рок-музыкантом может быть только сумасшедший. Отчаянная (хотя и хорошо отрепетированная заранее) истерика, в которой уже не важна ни мелодия, ни текст, ни качество исполнения. Просто выплеск энергии - тёмной, депрессивной. Бьющая наотмашь жёсткая гитара Романа Шатохина, такой же агрессивный Машин вокал и... рефрен в стиле фламенко с речитативом на испанском языке. Столь странное сочетание не очень-то органично сочетающихся между собой элементов сначала удивляет, а затем радует - значит, за прошедшие двадцать лет группа не утратила интереса к экспериментам и привнесению в свою музыку цитат из творчества разных народов мира. Жаль только, что сейчас это происходит уже без прежнего размаха, так, что попытки любого украшательства выглядят несколько тускло.
В идущей следом песне "Лифт" хэви-металлический угар продолжается, но выходит уже на совсем другой уровень. Никаких намёков на фольклор, зато молодого задора - хоть отбавляй. Да, мы с вами прекрасно знаем, сколько лет солистке группы на самом деле - успели подглядеть в Википедии, но в какой-то момент невольно начинаешь сомневаться: то ли запись старая, взятая из каких-то строго засекреченных архивов, то ли в Википедии опечатка? Разве может даже такая опытная и профессиональная певица как Мария Макарова, проявить чудеса артистизма и перевоплотиться в разбитную девчонку, у которой верх всех мечтаний - быть однажды раздетой в лифте? А вот, оказывается, может, если захочет - во всех смыслах этого слова, и расскажет о своих безумных фантазиях с такой страстью, что давнишние "либо-либо, аморе-аморе" снова начинают восприниматься как невинный стишок для детсадовцев. Давно ли мы встречали даже на попсовой сцене таких дам без комплексов? Кажется - очень давно, где-то в начале 90-х, когда Маша Распутина ещё пела не про Россию, а про желание устроить стриптиз в Гималаях. На андеграундной же сцене быть столь раскованными никто не решался со времён скандальной, но ныне уже подзабытой рок-лабораторской группы ЖЕНСКАЯ БОЛЕЗНЬ. Что тут скажешь? Приятно послушать людей, которые делают своё дело с явным удовольствием, забыв обо всём на свете, включая дату, которая на календаре, свой возраст и возобладавшие в последнее время в обществе моральные установки!
Следующая вещь "Ананасовый Экспресс" как будто сыграна совсем другими людьми, вообще не имеющими ничего общего с рок-музыкой. Звучит настоящий, корневой американский фанк, а Макарова превращается в отдалённое, но весьма симпатичное подобие Дайаны Росс середины 70-х годов. Добротный танцевальный номер, очень лёгкий, ритмичный и летний. Минимум содержания, максимум позитива, а по сути - наглядное пособие для всех, желающих вписаться в формат "Европы Плюс". Во времена, когда МАША И МЕДВЕДИ начинали свою карьеру, подобную музыку у нас недолюбливали, недопонимали. Однако эпоха гламура и моды на r&b сделала своё дело - сейчас у Маши конкуренток хоть отбавляй. Вот только у них у всех даже при наличии хороших вокальных данных чаще всего с дикцией просто беда - как будто, прежде чем подойти к микрофону, недожёванную жвачку выплюнуть забыли. А тут, может быть, чисто джазовых элементов и не густо, но зато каждое слово слышно чётко, и оно обращено как будто именно ко мне. Если с таких песен начинать каждое утро, день вполне может принести удачу!
Четвёртый трек, как и весь альбом, называется "Музыка" - как будто до сих пор мы слушали что-то другое. Это тоже типичные 70-е, только более тяжёлые по звуку. Ещё один танцевальный номер, но скорее предназначенный доя какой-то бурной вечеринки, окончания и последствия которой совершенно непредсказуемы. В лучшем случае соседи просто вызовут правоохранителей, жалуясь на нарушение тишины. И не факт, что всех повяжут и увезут - людям в погонах ведь тоже иногда расслабиться хочется, им же ничто человеческое не чуждо... и заразиться безумным весельем в данном случае очень легко. Неужели кто-то где-то ещё находит в себе силы проводить досуг именно так?..
Дальше "RR", на первый взгляд - проходной номер, не лишённый определённого обаяния. Самым интересное в нём, пожалуй, даже не текст, а фонетика, когда русский язык иногда перемежается английскими словами, а ощущения перепрыгивания через языковые барьеры не возникает. То есть одно незаметно перетекает в другое, не спотыкаясь ни на едином звуке. Вот вам и доказательство, что великий и могучий вполне может сочетаться с роком, который словно бы был сочинён где-то в Сиэтлской области! Впрочем, и образ лирической героини, выведенный в тексте, тоже достоин внимания. Она сама себе и Ума Турман, и Шерон Стоун, она заряжена такой гордостью и чувством собственного достоинства, что в какой-то момент становится похожей на сошедшую на землю богиню. Только не спешите обвинять Машу в самовлюблённости - как раз такие мелочные чувства ей чужды. Самовлюблённым может быть только ничтожество, а артист, ставший звездой далеко не случайно и знающий себе цену, имеет полное право говорить об этом во всеуслышание. И пусть даже те, кому это не по нраву, продолжают танцевать!
А вот и ещё одна милая вещица про обретение гармонии с собой - "Та". Уже без гитарной агрессии, под обнажённый упругий диско-ритм явно кого-то соблазняют, и скорее всего - нас с вами. А сопротивляться уже нет никаких сил, потому что все приёмы из арсенала поп-королей полувековой давности, оказывается, и сегодня работают как надо. И раскованная, верящая в собственную неотразимость Маша тут ещё, может быть, и не Донна Саммер, но уж Gella точно (плюс немножко тонкой самоиронии, характерной, скорее, для ранних КОЛИБРИ - недаром же даже в голосе, особенно в припеве, так сильно сходство с Натальей Пивоваровой). И так она любит весь этот мир и себя саму, что прямо сияние от неё исходит.
Завершает альбом столь же энергичная, имеющая лёгкий фолково-частушечный привкус "Утка". И тут мы снова встречаемся с той самой Макаровой, с которой когда-то познакомились на первом альбоме. Возможно, что того задора, той открытости в ней уже нет - песня очень сильно уступает и старому, и новому материалу буквально во всём, кроме чисто внешнего оформления - профессиональный уровень исполнения по-прежнему сомнению не подлежит. Видимо, вернуться к самой себе прежней, поймать то же самое настроение уже невозможно.
Значит, новой "Любочки" уже точно не будет. Судя по всему, группа больше не пытается искать лёгких путей к успеху. Это хорошо. Жаль только, что других путей она пока так и не нашла. А может быть, их и не существует? Тогда давайте просто уважать труд людей, ещё не разучившихся делать современную, но почему-то обречённую здесь на непопулярность музыку.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах