ФОРМИРОВАНИЕ - one man project из города Шахтерска Донецкой области. Он имеет почти 30-летнюю историю. Проект под этим названием был создан Андреем Ястребом еще в 1995 году, но по разным причинам так и не был реализован. Он стал предтечей известной панк-группы ДЕНЬ ТРИФФИДОВ, в которой Андрей Ястреб был барабанщиком и бэк-вокалистом, иногда вокалистом, написал ряд песен. В марте 2021 года, находясь в Москве, Андрей Ястреб познакомился с Антоном Артамоновым - участником групп РОДИНА и ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ. В ходе плодотворных репетиций родились музыкальная тема заглавного трека и еще несколько набросков.
Мини-альбом был записан в апреле-августе 2023 года в Шахтерске звукорежиссером, пожелавшим остаться неизвестным. Над материалом работали: Андрей Ястреб - тексты, почти вся музыка, голос; Van Storbing Insolo Bridishn - гитары, бас, ударные, аранжировки, запись, сведение.
Музыкальная стилистика представляет собой смешение метал- и краст-панка, мелодичного хардкора, утяжеленного нойза и психоделии. Жанр поэтического субтекста сам Андрей Ястреб определяет как антиутопию. От себя добавлю существенное уточнение: это социальная антиутопия в сочетании с острой публицистикой. Мини-альбом концептуально и настроенчески перекликается с такими романами как "1984" и "Скотный двор" ("Ферма животных") Джорджа Оруэлла, "Дивный новый мир" Олдоса Хаксли, "Мы" Евгения Замятина, "Москва 2042" Владимира Войновича, отчасти с пьесой Евгения Шварца "Убить дракона"... Но у Андрея Ястреба всё куда мрачнее, безнадежнее, беспросветнее... и страшнее.
Хотелось бы подробнее остановиться на этимологии названия ЕР. Слово "паноптикум" (от греческих слов πᾶν - всё, ὀπτικός - видеть) может пониматься трояко. Это, во-первых, музей, коллекция разнообразных необычайных предметов - причудливых живых существ, восковых фигур, редкостей, кукол и т. п. Во-вторых - в переносном смысле - сборище, собрание чего-то невероятного, жуткого. И в-третьих - проект режимного учреждения или идеальной тюрьмы, в которой стражник может наблюдать за всеми заключенными одновременно, изложенный Иеремией Бентамом в труде "Паноптикон, или Инспекционное учреждение". Второе и третье значения слова во всей полноте отражают содержание мини-альбома.
Дебютная работа ФОРМИРОВАНИЯ представляет собой цикл, объединенный сквозным сюжетом. Действие происходит в наше время в некоем тридевятом царстве, тридесятом государстве, которое постоянно воюет, приумножает, подавляет, подчиняет, а также вокруг него. Черно-белая обложка, выполненная Яриной Яриловец и обработанная анонимным дизайнером, не только создает определенное настроение, но и служит своеобразным "введением в метафизику".
Обращают на себя внимание средства поэтической выразительности. Я остановлюсь лишь на двух аспектах: во-первых, в мини-альбоме ни разу не встречаются местоимения от первого лица. Индивид окончательно и бесповоротно обезличен государством, растворен в обществе. Во-вторых, Андрей Ястреб широко использует прямые и измененные цитаты из советской песенной классики 30-х - 70-х годов, тем самым как бы подчеркивая связь эпох.
Поэтическая составляющая понятна с первого прослушивания, а посему от изложения содержания каждой композиции воздержусь. Заглавный номер - собственно завязка сюжета. Музыка написана в соавторстве с Антоном Артамоновым. Текст отсылает к песне Виктора Берковского и Сергея Никитина на стихи Александра Величанского "Под Музыку Вивальди". Можно было бы подставить любую фамилию, в родительном падеже состоящую из трех слогов - например, Корелли, Пуччини, Шопена или Равеля. Но упоминание автора концертов "Времена года" вызывает определенные ассоциации. "Геополипы" ("Твори Бейрут", первоначальное название - "Мир") - кульминация. Андрей Ястреб цитирует "Священную Войну" Александра Александрова на стихи Василия Лебедева-Кумача и "Спят Курганы Темные" из к/ф "Большая жизнь" Никиты Богословского на стихи Бориса Ласкина. "Поезд на Аргентину" - не развязка сюжета, а скорее жирное многоточие. Автор искренне надеется, что всех виновных настигнет возмездие. Главный эпизод композиции - несколько видоизмененная музыкально-поэтическая цитата из "Песни о Далекой Родине" из телефильма "Семнадцать мгновений весны" Микаэла Таривердиева на стихи Роберта Рождественского. В тексте также содержится отсылка к фильму Джейсона Райтмана "Мне бы в небо" по одноименному роману Уолтера Кёрна.
Я бы не стал рекомендовать мини-альбом ФОРМИРОВАНИЯ "Паноптикум" широкому кругу слушателей: Несмотря на короткий хронометраж, он вызывает напряжение и больно бьет по башке. А посему прослушивание мини-альбома требует не столько интеллектуальных усилий, сколько предельного эмоционального напряжения.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах