Еще два альбома группы ПОСЕВ/POSSEV от лейбла "Выргород", которых, признаюсь, я ждал с большим интересом и нетерпением.
Важно отметить, что Егор Летов сотоварищи даже в ученический период не топтались на месте, а искали и экспериментировали. И многие находки оказались более чем удачными.
Альбом "Reggae, Punk & Rock'n'Roll" распространялся в магнитоиздате и Интернете. На различных ресурсах и ВКонтакте можно было найти его запись в прескверном качестве. Остальные альбомы, как я писал в рецензии на "Всякие Картинки" и "Дождь в Казарме", присутствовали в сети лишь фрагментарно.
Музыкальная стилистика представляемых альбомов различается. О ней будет сказано ниже. Вокальная манера Егора Летова та же, что и в предыдущих "посевовских" работах.
В альбоме "Смерч. Летние Записи" в музыкальной стилистике синтезируются британский гаражный рок 60-х и американский панк 80-х. Обе составляющие пересаживаются на русскую почву. В двух композициях появляются джазовые импровизации. Очевидно, сказалось участие Егора Летова в проекте ОРКЕСТР НЕЛЕГКОЙ МУЗЫКИ (совместно с Сергеем Летовым и Сергеем Курёхиным).
На рукописном вкладыше к бобине указывалось, что часть материала записана в июне 1984 года. По словам Натальи Чумаковой, до 3 июля Егор Летов проходил в госпитале переосвидетельствование по поводу непригодности к воинской службе. После получения повестки из военкомата Егор переживал, что его призовут в армию. Так родился мрачный цикл "Смерч". Остальная часть материала, вероятно, писалась в июле.
Над альбомом работали: Егор "Дохлый" Летов - тексты, музыка, бас-гитара, ударные, перкуссия, голос; Андрей "Босс" Бабенко - гитара, бэк-вокал; Евгений "Джон, Дабл" Деев - бас-гитара.
У композиции "Смерть в Казарме" была реальная подоплека: в 60-е - 80-е годы в советской армии имела место пресловутая "дедовщина", иногда с летальным исходом. Лирический герой отрефлексировал свое убийство в казарме. Его эмоциональное состояние передано посредством тревожной скороговорки, ритмически не совпадающей с инструментальным сопровождением. "По Ихним Местам" - попытка выстроить некие логические последовательности. В припеве Егор Летов приходит к печальному выводу:
Я убийца
Моя вина
Ведь все, кто призван на воинскую службу - потенциальные убийцы...
"Путешествие" - черновой вариант песни "На Наших Глазах". Здесь трижды пропевается один и тот же куплет под реггейный ритм. Автор рисует картину будущего, в котором уходит время и исчезает смерть. Год спустя появится второй куплет, с которым песня будет включена в два альбома ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ: в реггейном варианте - в "Оптимизм", в панковском - в "Красный Альбом". "Смерч" (другое название - "Рваные Бусы") приближается к трехчастной форме. Крайние эпизоды относятся к т. н. "госпитальному" циклу; средний - задокументированные обрывки разговоров нескольких женщин, возвращающихся с работы в подмосковной электричке. В данном случае смерч как развернутая метафора душевного состояния лирического героя раскрывается не только в стихах, но и в музыке. В сокращенном варианте эту композицию можно услышать в сборнике ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "История: Посев 1982-1985". "Игрушки" - как я писал ранее, черновик песни "Среди Зараженного Логикой Мира". Текст несколько сокращен и изменен по сравнению с первым вариантом "Картинки №1" ("Игрушки"), входившим в альбом "Всякие Картинки". Реггейный ритм сменился простым гитарным перебором. "Я Хочу Сказать Тебе" - воображаемая беседа лирического героя со своим двойником или зеркальным отражением.
Альбом "Reggae, Punk & Rock'n'Roll" записан в сентябре 1984 года. Название целиком и полностью себя оправдывает: здесь есть все перечисленные стили. Маленькая оговорка: в плане реггей, как и в предыдущих альбомах, Егор Летов вновь больше ориентируется на Питера Тоша, нежели на Боба Марли.
Материал записывался в составе: Егор Летов - передний и задний вокалы, голос и вокал (так обозначено в выходных данных), портфель (очевидно, в качестве перкуссии); Андрей Бабенко - электрогитара; Евгений Деев - бас-гитара; "Серега, Домой!" Шашков - задний вокал.
В альбоме целых две заглавные песни - "Reggae" ("Ты Даешь Мне Кайф") и "Панк и Рок-н-Ролл". В первой автор признается в любви и верности музыке с острова Ямайка, во второй - отождествляет себя со стилями, заявленными в заглавии. К ним примыкает манифест "Открытая Дверь". Герой находится в замкнутом пространстве и враждебном окружении. Рок-музыка - единственное, что позволяет оставаться живым. А открытая дверь - шанс уйти от окружающих его проблем. Эта песня с досочиненным куплетом займет свое место в "Красном Альбоме" ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.
Обращают на себя внимание две антитоталитарные песни, которые лично я воспринимаю как продолжение "Казармы" из альбома "Дождь в Казарме": герой первой - "Рай" - преследуется обществом. Он думает, что после смерти через повешение попадет в рай. Звучит по-детски наивно... Куда взрослее и убедительнее "Красная Яма". Само по себе название смыслоемкое и для 1984 года весьма и весьма стрёмное. Герой песни - индивид, нонконформист, противопоставляющий себя государству, социуму и толпе.
"Мама, Мама" ("Предсмертная Агония в Северных Снегах") - печальный реггей, содержание которого раскрывается в подзаголовке. Эта песня также войдет в репертуар ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, а именно - в "Красный Альбом" и "Историю: Посев 1982-1985", но уже без подзаголовка.
Прежде чем характеризовать "Осеннюю Песню", приведу цитату из интервью Егора Летова барнаульскому самиздатовскому журналу "Периферийная нервная система" №02'1990 "Конец наступает тогда, когда уничтожается живая энергия творчества". На вопрос об отношении к Александру Башлачеву Егор ответил: "Мне кажется, что это самый великий рокер из всех, кто у нас в стране был. Когда я первый раз его услышал, повлияло страшнейше. Не то что повлияло, я от другого отталкивался и в музыке, и в текстах. От традиций английской "гаражной" музыки 60-х годов и от панка 80-х... Он шёл от русских корней, от русской словесности. Причём замешано это было на принципе "трэш", не в смысле "металлический", а это понятие такое на Западе, "помойка" называется, когда идёт один рифф и на нем начинается монотонный словесный наворот, типа шаманства, который нарастает, спадает и т. д.". Мне кажется, это не вполне эстетичное определение - "помойка" - наиболее адекватно для описания стиля композиции. Осень - метафора старости. Вечность и смерть, с одной стороны, составляют бинарную оппозицию, с другой, находятся в неразрывном единстве. Центральный эпизод изображает некую апокалиптическую картину. Егор Летов шаманит на фоне повторяющегося гитарного риффа. Но концовка оптимистична: лирический герой выживает один из всех. В сокращенном варианте "Осенняя Песня" также попадет в компиляцию "История: Посев 1982-1985".
В оформлении обоих изданий использованы фото из архива "ГрОб-Records". На этом ставлю многоточие. Ибо продолжение следует.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах