Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1102 Откуда: Беларусь
03 Авг 2011, 19:00 - В. А. Гавриков - "Песенная поэзия XX века как текст&quo
(c) В. А. Гавриков, 2011
(p) Брянск, ООО "СРП ВОГ", 2011
634 с. - 500 экз.
Виталий Гавриков - кандидат филологических наук, автор около пятидесяти научных статей, посвященных различным аспектам изучения русской рок-поэзии и авторской песни, а также книги (и одноименной диссертации) "Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачева". Представленная монография - первая в истории отечественного литературоведения попытка фундаментального исследования феномена русской песенной поэзии с привлечением широкого научного арсенала философии, культурологии, семиотики, лингвистики, искусствоведения, музыковедения, фольклористики и других областей знания.
Книга велика по объему и адресована в первую очередь узкому кругу филологов-специалистов. Поэтому, дабы не перегружать рецензию специальной терминологией (за исключением разве что ключевых понятий), остановлюсь лишь на том, что может заинтересовать обычного читателя, от филологии далекого.
Обобщая и систематизируя опыт коллег по цеху, Гавриков рассматривает рок-произведение и авторскую песню как песенно-синтетический поэтический текст или полисубтекстуальную поэзию, куда включаются аудиальные (музыкальный, шумовой, артикуляционный, вербальный), визуальные (пластика тела, в том числе мимика, имиджевый, сюжетно-перформативный, сценографический или декорационно-феерический, иллюстративный и графический) субтексты, которые, в свою очередь, могут подразделяться на субсубтексты (например, деление музыкального субтекста на отдельно взятые вокальные или инструментальные партии)... В итоге все перечисленные составляющие участвуют в смыслопорождении произведений. Для обозначения новой науки о песенно-синтетическом поэтическом тексте автор книги предлагает термин "синтетистика". На сегодня в литературоведении подробно разработан инструментарий для анализа письменного текста, синтетистике же должны быть доступны все субтексты, взятые в совокупности. С точки зрения литературоведения рассматривается включение неавторского текста в авторский цикл, когда, например, певец в сборку своих песен включает одну чужую, работающую на общую концепцию. Гавриков оговаривается во введении, что "художественные критерии печатной литературы далеко не всегда работают в песенной поэзии по привычному алгоритму. Она обладает не только своей синтетической художественностью, но и особой литературной художественностью, опирающейся как на классическую литературную, так и на экстралингвистическую художественность (или лучше - экстрапоэтическую)". Смыслообразование в произведении уже достаточно исследовано классическим литературоведением. А вот "уточнение" смыслообразования авторизованной синтетической природой произведения - проблема пока малоизученная. Каков механизм этого "уточнения", какова важность влияния экстралингвистических (музыкальных, исполнительских, артикуляционных, визуальных и др.) факторов на поэтический текст, как соотносятся "классический" и "неклассический" способы смыслообразования в песенной поэзии - на эти и другие вопросы автор пытается дать ответы в своей книге. "Песенная поэзия", "авторская песня", "рок-поэзия" - таков круг понятий, составляющих категориальный аппарат монографии.
Обратившись к истории и погрузившись в физиологические механизмы пения и говорения, Гавриков доказывает, что пение было выразителем праискусства, которое на заре человечества служило не для эстетических, а для прикладных (чаще всего - обрядовых, магических) целей. На этом основании он заостряет внимание на двух авторско-функциональных особенностях песенной поэзии, отсылающих к эпохе синкретизма. Первая - пение от имени божества, обретение трансцендентного голоса - проявляется в размытости границ авторства и "слоености" лирического героя в песенной, особенно рок-поэзии; вторая - стремление к опредмечиванию, материализации слова. Она выражается, в частности, в шуточных звукоимитациях, которые встречаются на записях песен Александра Башлачёва, созданных до 1986 года: "кашель" ("Осень"), "Пердунов" ("Слет-Симпозиум"), "настучать" ("Палата № 6"), "насморк" ("Толоконные Лбы..."), позевывание ("Новый Год" на словах "Славно проспать в первый январский день"), материализация молчания ("Минута Молчания")... Сакральная функциональность инспирирует изменения в синтаксисе художественного высказывания, в сюжете и тематике текста.
Действие синтетического текста как единства всех субтекстов и субсубтекстов автор подробно рассматривает на примере альбома Янки Дягилевой "Стыд И Срам". Эсхатологическая тематика, корреляция сем "детскость" и "минорность", образующая мотив смерти, отбор и организация типов синтетического текста (декламация, пение под акустическую гитару, полиинструментальный аккомпанемент), звук музыкальной шкатулки (в последнем издании антологии Янки выделенный в самостоятельный трек под названием "Так") - все это работает на концепцию альбома.
Гавриков подробно останавливается на феномене "субтекстуального гротеска", который проявляется в смысловой конфронтации и несоответствии валентности субтекстов в синтетическом тексте. "Чаще всего субтекстуальный гротеск - это снижение пафоса одного из субтекстов за счет другого, столкновение серьезного и комичного". В результате автор выводит закон "субтекстуального гротеска": "Если в синтетическом тексте хотя бы один из субтекстов снижен, комичен, то сниженным становится и весь текст". В книге приводится несколько примеров проявления закона "субтекстуального гротеска". Здесь же ограничимся лишь двумя.
Показательна песня Егора Летова "Красное Знамя". Пафосно-патриотический поэтический текст прекрасно вписывается в советский идеологический канон. Однако при непосредственном прослушивании у реципиента не остается никаких сомнений: летовский синтетический текст - это сатира на ура-патриотические песни советской эпохи. По наблюдению Гаврикова, "субтекстуальный гротеск создается средствами музыкального и артикуляционного субтекстов: "грязный", гаражный электрогитарный звук соседствует с таким же пейоративным вокалом (говоря проще, певец орет дурным голосом)". Видимо, автору монографии не было известно, что песня написана на стихи советского поэта Вадима Семернина.
Другой пример - песня Майка Науменко "Буги-Вуги Каждый День", поэтический текст которой был положен Федором Чистяковым на мелодию революционного гимна "Варшавянка". Соотнесение науменковского текста с героической мелодией, вкрапление проигрыша из песни К. Кинчева "Время Менять Имена", исполненного на баяне, создают комический эффект...
В результате автор делает вывод: "Песенная поэзия может, не трогая собственно поэтического текста, (...) производить с ним радикальные метаморфозы, отображать смысл с точностью до наоборот".
Начинающим писать об авторской песне и роке я бы настоятельно порекомендовал внимательно изучить §1 третьей главы "Текстопорождение и художественность" - "Циклизация". Цикл в поэтической лирике, альбом как аналог цикла, номинация заглавия альбома, кумулятивное (механическое) и концептуальное объединение песен в циклы, микроциклы внутри циклов, подвижность контекста при множественности манифестаций произведения, бонус-треки, отличия переиздания от исходного варианта, альбомное вариантообразование, оформление обложки - обо всем этом принципиально важно знать каждому уважающему себя музыкальному критику.
В числе других аспектов изучения песенной поэзии XX века, которые я лишь обозначу, - авторское начало в рок-композиции, ритм, вариативность вербального субтекста, изобразительно-выразительные особенности синтетического текста.
Гавриков серьезно подошел к исследуемой проблеме, - тщательно проштудировал практически все филологические монографии и диссертации по авторской песне и рок-поэзии, музыковедческую, культурологическую и социологическую литературу, труды отечественных и зарубежных философов и семиологов. Лично мне импонирует его глубокая сосредоточенность на исследуемом объекте, острое желание добраться до самой сердцевины изучаемого явления, концентрация внимания на деталях, незаметных поверхностному взгляду, дотошность в самом хорошем смысле этого слова. Предлагаемые им классификации помогают читателю глубже проникнуть в описываемый феномен, будь то субтексты синтетического текста, альбомы или концерты.
Увы, книгу не обошли стороной досадные неточности, упущения и небрежности. Авторство композиции "Элис" почему-то приписывается Михаилу Башакову, тогда как он написал лишь русский текст на мелодию песни Ника Чинна и Марка Чепмена "Living Next Door to Alice", которую исполняла группа SMOKIE. Приводя цитату из двухтомной кандидатской диссертации украинского музыковеда А. А. Ризныка "Сучасна авторська пісня і тенденції її розвитку в Україні", Гавриков указывает ее выходные данные и номер страницы, при этом забыв о номере тома. Бросается в глаза вопиющее незнание автором музыкальной терминологии. Достаточно процитировать один фрагмент: "Субъектообразующей может стать и смена артикуляционной тональности". Артикуляция - способ звукоизвлечения при пении или игре на музыкальном инструменте, а также четкое произношение гласных и согласных при пении. Артикулировать можно в регистре (низком, среднем или высоком) или с определенной интонацией. Тональность же на характер артикуляции не влияет никак.
Но, конечно же, плюсов у книги гораздо больше. Возможно, монография Виталия Гаврикова даст толчок развитию новой области знаний - синтетистики, и послужит методологической основой для новых исследований в этой и смежных отраслях филологической науки.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах