"Комсомолец" (Ростов-на-Дону) 28.11.1987 (фестиваль "Рок-Суббота-87" в Таганроге)


Говорят, такого стены городского Дома культуры еще не знали. Одновременно на сцене было установлено три ударные установки, горы усилителей, колонок, другой техники... В фойе развешены длинные бумажные листы со странными надписями: АВТОР, СОЛНЕЧНЫЙ ОЗНОБ, ВИВИСЕКТОР, ТАРШЕР... Вчера весь день у входа в ГДК возникали загадочные молодые люди с гитарами и без оных, а сегодня утром мимо заспанных горожан гордо продефилировал троллейбус с плакатом "Рок-Суббота-87".

Таганрог - город небольшой, и то, что на участие в конкурсе было подано 17 (!) заявок, стало неожиданностью даже для организаторов фестиваля.

Вероятнее всего это связано с тем, что по положению, разработанному ими, в конкурсе могла принимать участие любая группа, причем без предварительного прослушивания. Обязательное условие: программа, представленная на концерте, не должна превышать двадцати минут. Многие группы не имеют своей аппаратуры, некоторые созданы буквально за несколько недель до открытия "Рок-Субботы". Отсутствие базы и времени не позволило бы им выступить с большой, обкатанной программой. Условия же фестиваля оказались для них щадящими. Выступить смогли практически все.

Было очень много "металла". Больше половины команд ориентируются на эту музыку. Настоящий это "металл" или нет - судить не мне. Скажу лишь, что выглядело все это довольно однообразно. АНТРАКТ, РЕВАНШ, ЛИВЕНЬ, ТАРШЕР, АВТОР... Запомнился только ЛИВЕНЬ. "50 Хиросим", "Замок" - эти композиции приятно выделялись на общем фоне. Ребята неплохо владеют инструментами, пишут интересную музыку. В следующем году они заканчивают школу и, если им удастся преодолеть текстовую стереотипность, группа пойдет далеко. Пока же - третье место и приз зрительских симпатий.

СОЛНЕЧНЫЙ ОЗНОБ представил всего одну песню, "Памяти Джона Леннона". К сожалению, у каждого Леннон, как и Высоцкий, - свой, а слова у всех, - за редким исключением, - одни и те же. Группа существует всего три недели, и выступление на фестивале для ребят было скорее всего актом самоутверждения.

ТЯЖЕЛЫЙ СТОН для многих так и осталось загадкой, как можно играть традиционный хард-рок на таких ужасных гитарах. Ко всему, у группы нет своей аппаратуры, и время репетиций было крайне ограничено. Тем не менее ТЯЖЕЛЫЙ СТОН оставил хорошее впечатление.

Олег Кобяков, председатель городского рок-клуба и один из самых активных организаторов фестиваля: "Рок-Суббота-87", мне думается, предназначена в большей степени для самих музыкантов, чем для зрителей. Ребята ютятся по комнатам и квартирам в разных концах города, и зачастую музыканты даже понятия не имеют, что есть такая-то группа и в каком направлении она работает. Фестиваль должен активизировать их деятельность, сблизить, помочь наладить контакты между собой. Если зрителям это будет интересно - замечательно. Мы будем только рады".

Зрителям было интересно. Оба дня, и на самом фестивале, и на концерте лауреатов, зал (846 мест) был заполнен до предела.

Все было хорошо в "Рок-Субботе". Молодые художники Ю. Шабельников и А. Кисляков прекрасно оформили сцену, фасад здания. Директор ГДК О. Н. Зуева шла навстречу любой, даже самой неожиданной инициативе (было бы интересно). В фойе висели "листы демократии": зрители в перерывах могли писать на них все, что думают по поводу выступления обозначенной на листе группы. Удалось создать настоящую атмосферу рок-фестиваля. Жаль одного - не пригласили гостей из других рок-клубов. Большинство таганрогских рок-групп тяготеют к металло-року, и будь на фестивале гости - музыкальная палитра "Субботы" стала бы богаче, разнообразнее.

Второе место заняла группа ПРИЗ. После двух часов не очень-то тихого "металла" музыка ПРИЗА ласкала слух. Смесь традиционного шлягера с элементами рок-музыки. Правда, в эту формулу не вписывается инструментальная пьеса "Равновесие", прозвучавшая очень интересно и неожиданно...

Самое больное место фестиваля - тексты. Всепроникающ вирус проблемного глобализма. Почему-то почти все группы дружно озабочены тем, что "планету нужно спасать". Быть может, они надеются, что после их песен планете станет легче? ИЛИ станет на земле меньше войн от их решительного "войне не бывать"? Излюбленное глагольное наклонение - повелительное. Набили оскомину бесчисленные "распрямись", "не трусь", "иди", "не сгибайся", "держись". Лирические же тексты упорно строятся на самых избитых, общих фразах. Хочется закричать: да посмотрите же вокруг! Сколько еще проблем, которые вам - под силу! Послушайте, наконец, записи Шевчука, Кинчева, Гребенщикова, Цоя...

Я долго ждал, прозвучит ли на фестивале знаменитая рифма "слезы-грезы". Прозвучала. Два раза.

ФАКЕЛ. Группа эта оказалась на "Рок-Субботе" трижды "самой". Во-первых, ФАКЕЛ за годы своего существования собрал лучший в городе комплект аппаратуры. И вполне естественно, что, выступая со своим, тщательно отлаженным на репетиции комплектом, группа достигла едва ли не идеального звучания. Это во вторых. И, в-третьих, на фестивале ФАКЕЛ обладал самым сильным составом инструменталистов. Георгия Букатина, думается, можно смело назвать первой гитарой "Рок-Субботы-87". Все это не могло не произвести на жюри впечатления, и ФАКЕЛ уверенно занял первое место.

Тут мне захотелось остановиться. Описывая какое-либо событие, человеку свойственно схематизировать его, расставить все по своим местам. "Победитель ликует; побежденные признают свое поражение. Но победителей и побежденных нет, потому что в выигрыше осталось общее дело". Сейчас эта привычная схема в моей голове не укладывается. Общее дело...

Во время выступления группы в концерте лауреатов на второй день фестиваля, вокалист ФАКЕЛА (он же автор многих песен) обратился к залу с небольшим монологом:

"Знаете, на нашем "листе демократий" сделали надпись: "Вы не имеете своего лица". "Почему?" - спросили мы у девушки, написавшей это. "У вас все песни разноплановые". Мы поем о том, что видим. Отражаем мир, окружающий нас. Да, мы играем разную музыку. И хотим, чтобы каждый человек, пришедший на концерт, нашел в наших песнях что-то свое".

Достаточно высокий профессионализм позволяет группе работать практически в любом направлении рок-музыки, и на фестивале ФАКЕЛ это продемонстрировал. Только у меня сложилось впечатление, что все это уже не раз слышал в не самых удачных выпусках "Утренней почты". С той разницей, что там откровенные ВИА-шлягеры, а здесь - то же самое, но иная упаковка: мастерские аранжировки в рок-стилистике. ФАКЕЛ - вполне сложившаяся профессиональная группа. Ближайший аналог, мне кажется, успешно гастролирующая по стране группа ИНТЕГРАЛ. И неизвестно еще, кто сильнее. Но демократизм рок-музыки в том и заключается, что важнее не техника игры, а личностный подход к отражению мира. Пусть ты плохо играешь на гитаре, опыт придет с годами. Твой взгляд на жизнь интересен людям, ты поешь о том, о чем раньше не пел никто, ты чувствуешь музыку нутром - это самое главное.

ФАКЕЛ занял первое место, и именно в этом ощутимее всего сказалась замкнутость фестиваля в рамках города, отсутствие гостей. Не было конкуренции. Не с кем было сравнивать.

Программу конкурса закрывала ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ. Чистый, нефорсированный голос Сергея Аристова... Прозрачные мелодии ПЛОЩАДИ стали неожиданной наградой тем, кто до конца выдержал семичасовой марафон фестиваля. Песня "Брату" получила приз "За лучший текст", а сама группа - приз "Открытие фестиваля".

Р. ИСАЕВ
Член Таганрогского рок-клуба


Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 08 июля 2014, 20:12
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.005