"Музыкальная Жизнь" №14'1990 (АРИЯ, МАСТЕР и др.)


Страшны ли "монстры" рока?
Исповедь десятиклассницы

А если попристальнее вглядеться в их лица, заглянуть в их души, не отвергая, не осуждая, так сказать, априори, постараться понять наших детей. Письмо дает полную к тому возможность, тем более что оно не редактировалось, и из него не вычеркнуто ни одного слова...

Маленькая лгунья, поцелуй меня скорей
В маленькой прихожей, прямо у дверей.
Маленькая лгунья, поцелуй меня опять.
Лучше целоваться, чем друг другу лгать.

Многие оценивают исполнителей не по музыке и содержанию песен, а по манере одеваться и держаться на сцене. Я считаю, коль для них главное - внешний вид, то лучше всего пойти в Дом моделей и там любоваться грацией и воздушными одеяниями. Рок-концерт - это спектакль, а музыканты - актеры. Андрей Большаков из МАСТЕРА сказал: «Нельзя же артиста Броневого ставить к стенке за то, что он сыграл Мюллера в фильме "Семнадцать мгновений весны"». Так почему же все действо на сцене (костюмы, жесты, позы) воспринимаются однозначно? Можно подумать, что в жизни эти рокеры-исполнители "заковываются в латы" и кричат на улице: "Умрем за металл!" Чушь. Кстати, все их выламывания и дергания на сцене вовсе не игра на публику, как многие думают, а роль в сложном спектакле. Все жесты и построения зрительно передают содержание песен! Примерно так:

Кто, скажи мне, кричал: "Покорись Восток!"? - (поднятый сжатый кулак в сторону).

Как слепой автомат, нажимал на курок? - (стойка от микрофона направлена в зал, как дуло автомата).

Кто, надев балахон, зажигал кресты? - (гитаристы перегибаются в противоположные стороны, образуя крест, вокалист сквозь раскрытую ладонь, как в прорезь балахона, смотрит в зал).

Разделился весь мир... - (члены группы, разделившись пополам, разбегаются в разные концы сцены).

Отвечай, с кем ты?! - (палец певца впивается в зал, в тебя, в твою душу...). АРИЯ.

Так что, если разобраться, то все тут очень уместно, никаких "ужасов". Конечно, немногим удается так здорово инсценировать свои композиции, но вот МАСТЕР делает это просто потрясающе! На мой взгляд, его выступление было апофеозом фестиваля.*

Рок-группы много поют о молодежи, о наших чувствах. Почему мы такие жесткие? Потому что нам всю жизнь лгали, мы никому и ничему не верим, мы не знаем своей истории, не знаем, кто мы такие, в конце концов?

Снова слова стреляют в висок.
Горько опять начинать с нуля.
Кровь, как вода, уходит в песок.
Кто из нас помнит, чья это земля?

Каждый в себе - оборвана связь.
Кто из нас помнит, чьи мы сыновья?
Наши святыни втоптаны в грязь
И каждый камень теперь нам судья.

Время хотят повернуть вспять.
Вновь поднимается муть со дна.
Сколько еще мы будем молчать?
Кто из нас знает, в чем наша вина?
МАСТЕР

Об антивоенных песнях разговор особый. У нас в школе проходил конкурс политпесни. Как обычно, ребята рассказывали стихи о мире ("Миру мир, войны не нужно, вот девиз отряда "Дружный"), пели песни о мире типа:

Замечательное слово знаем ты и я: мир!
Вместе с нами повторять готовы все друзья: мир!

И как всегда никто никого не слушал, все было фальшиво и неискренне, как обычно. Мы же решили сделать по-настоящему. Вышли на сцену и сразу:

Война им кажется игрою.
Она приводит их в экстаз.
Но заявляем мы с тобою:
Все эти игры не для нас!
АРИЯ

Все удивленно переглянулись. На песне "Опасность" нас уже слушали, "Демон" был встречен восторгом, а с заключительного аккорда - "Воля и Разум" - нас провожали овацией! А все эти песни были взяты нами из репертуара металлических ансамблей!

Слушая такие композиции, просто физически ощущаешь праведность слов: "Сильнее всяких войн - воля и разум!". Простите меня, но у наших "официальных" "антивоенных" песен если слова и значат хоть что-то, то музыка больше напоминает русскую плясовую, под которую думается о чем угодно, только не о борьбе за мир.

Дружат дети на планете.
Ты со мной, а я с тобой.
Кружит наши песни ветер
Над планетой голубой...

Вы можете сказать: "Ну, хорошо. Пусть тексты отличные. Но зачем такая музыка? Неужели нельзя поспокойнее?". Нет, нельзя. Смысл, конечно, не изменится, но восприятие - да. Попробуйте спеть "Интернационал" под "Ламбаду". Музыка должна отражать текст, и если слова призывают на борьбу, то музыка должна быть соответствующей. А вот под ЛАСКОВЫЙ МАЙ можно съесть, например, бутерброд. А еще приятнее вздремнуть под МИРАЖ. Разумеется, сахарную мелодию слушать приятнее, чем ёжиться от колючей правды металла:

...Оказалось, маньяк заменял нам отца,
А народ был послушным скотом!
...Ты не предатель, ты жил в дураках.
И таких миллионы кругом.
АРИЯ

Теперь о нас, фанатах металла. Да, есть среди нас и такие, кому вся эта музыка, что называется, "до фени". Им главное - показать себя, поорать на концерте, швыряя на сцену что попало, драться с дискарями... Обидно, что по таким "любителям" судят обо всех металлистах. Дело не в том, у кого есть перчатки без пальцев, а у кого их нет, дело не в обмундировании, а в том, что внутри "шипованного" фэна. Лишь надев бальное платье, балериной не станешь. Уверена, все музыканты думают так же.

Те, кто ни разу не окунался в атмосферу рок-концерта. никогда не поймут, почему в едином порыве взметаются сотни рук, или совершенно незнакомые люди берутся за руки и, ощущая единство взглядов, мыслей и настроения, вдруг начинают чувствовать себя искрой этого большого пламени всеобщего празднества.

Мы все - буквы одной строки!
Мы все - волны одной реки!
Мы все - пальцы одной руки!
АВГУСТ

Казалось, мы сейчас бросимся в объятья друг друга. Ничего страшного не было: все пели, танцевали, ребята сзади "играли" на воображаемых гитарах... Мы были вместе и чувствовали это. Вот уже действительно:

Это рок всех собрал под своим крылом.
Рок с тобой, рок со мной, он зовет за собой!
Рок с тобой, рок со мной.
Это рок! Рок! Рок!
ЧЕРНЫЙ КОФЕ

Но металл металлу - рознь. И надо отличать настоящий рок от массового ширпотреба. Признайтесь, если вы были на рок-концерте (неважно какой именно группы), вы ушли с него оглушенными, злыми, с укрепившейся уверенностью, что рок - это муть голубая. Дело в том, что никогда нельзя идти на рок-группу, не подготовившись заранее, не послушав ее предварительно в записи.

На фестивале первым выступал ДЖОКЕР. Я с ним встречалась впервые, и поэтому, кроме страшного грохота и воя, ничего не услышала. Даже когда вокалист прокричал: "А сейчас песня на английском языке!", - я большой разницы с русским не увидела. Раньше бы я плюнула и поставила для себя крест на ДЖОКЕРЕ. Но теперь я сначала послушаю его в нормальной обстановке, в записи, а потом решу, что это за ансамбль. А вот ЧЕРНЫЙ КОФЕ с МАСТЕРОМ гремели не тише, но у них я поняла каждое слово, так как знаю все их песни, и грохот мне не мешал.

Я не люблю, когда музыканты заигрывают с публикой. Конечно, можно выйти на сцену, крикнуть: "Ура металлу!", уйти и больше не появляться - фанаты будут скандировать еще 2 часа. Можно бить гитары, раздеваться у всех на глазах, "зарабатывая" себе популярность, но причем здесь музыка?! Заключительным ударом на фестивале прозвучала джем-сейшном дип-пёрпловская "Дым Над Водой". И тут В. Гаина не сдержался от театрального жеста и в щепки разнес свою гитару. Смотрелось это здорово, но после начинаешь понимать, что все это "мишура и балаган". И еще мне не нравится, когда "крутые" музыканты красятся, цепляют сережки, словом, становятся похожими на Майкла Джексона. Ну не вяжется сильная, мужская песня с размалеванной физиономией!

Что дал металл именно мне? Во-первых, уверенность в себе. Я научилась смотреть на вещи трезво, а на мир - просто. Научилась играть на гитаре, выучила английский. Уже немало, а? Его же заслуга в том, что я в свои 16 лет ни разу не пробовала вина, не курила, не кололась. Кто сказал: "Не сотвори себе кумира!"? А за кем же следовать в трудную минуту, когда еще не сформировалось свое "я"? У одних кумир - бог, у других - Сталин, и все с этим согласны. А если у меня кумир - Кипелов, то все впадают в транс и начинают кричать, что какой он тебе кумир, металлюга несчастный и т. д. Никто меня не понял, когда я с другом записала выборочные песни АРИИ и отослала их с английским переводом на фирму... "Полидор"! Все крутили пальцем у виска, а я объясняла: чем черт не шутит, а вдруг там, на "Полидоре", прослушают да предложат АРИИ контракт?!

Эх, если бы меня услышали все наши "звезды", я бы им сказала: не забывайте, что под вашим влиянием формируется душа подростка, который вас обожает, и помните, что все плохое, что есть в вас, он впитает в себя с таким же успехом, как и все хорошее.

Ну, вот вкратце и все, что я хотела вам сказать. Мне на тему "Почему я люблю хэви-метал?" можно книгу написать. И если хоть кто-нибудь, прочитав мое письмо, взглянет на металл и самого себя другими глазами, прислушается к тому, что поют эти "волосатые", то буду считать, что я его написала не зря.

Очень бы хотелось получить ответ от вас или даже самих рок-музыкантов.

О себе: 16 лет, учусь в 10 классе, мечтаю стать рок-музыкантом или журналистом. Любимые ансамбли: МАСТЕР, АРИЯ и СКОРПИОНС.

С уважением, Алёна
член рок-клуба "Рок - ты, как ураган", адрес которого - 308036, г. Белгород, ул. 60 лет Октября, дом 1, кв. 410



* Здесь и далее речь идет о фестивале "Монстры Рока СССР", проходившем в Москве 28-29.03.1990 (прим. Нашего НеФормата)

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 22 мая 2014, 21:06
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.006