"Северок" (Архангельск) 1989 (фестивали в Вильнюсе, Ростове-на-Дону, Таллинне, Архангельске и др.)


Соломбальский РК ВЛКСМ
Молодежный центр досуга
"Северок"
Методические материалы по современной музыке
(в помощь диск-жокеям, клубам и комсомольским работникам)
г. Архангельск, 1989 г.


Приятный сюрприз, не правда ли? Вместо приевшейся ротапринтной брошюрки, на страницах которой уныло размещались полуфотографии-полунегативы, в ваших руках уже нечто новое, одетое в свежую обложку и где-то даже похожее почти на журнал. Естественно, всё остальное осталось прежним: подход и выбор материала, критический взгляд, стиль и подача. Не всё, быть может, у нас выходит, порой не хватает времени и умения им распорядиться, но пока еще есть желание, есть ответственность перед читателями, есть кое-какая техническая база, есть условия для работы. Поэтому... работаем!

Нынешний выпуск насыщен впечатлениями фестивального лета - крупных рок-сборищ в этом сезоне было как никогда много, на все попасть мы не сумели, но наиболее интересные не пропустили. Как всегда, представлены основные рубрики, заполненные свежим, непредвзято поданным содержимым, будь то рецензии на новые альбомы, крупный план английской группы СИМПЛ МАЙНДС или же "электронно-синтезаторное продолжение цикла "Рок 80-х".

Наши читатели наверняка заметили, что "Северок" очень даже не чурается западного рока, и уже успели высказать в письмах свое недоумение. Но редакция до сих пор считала и продолжает считать, что основная масса того, что называется "советский рок" - явление вторичное, если не сказать большего; чтобы разбираться в нем основательно, надо знать, так сказать, "классиков" и теорию, а где они? Там, на Западе... Но редакция, пребывая в здравом уме, понимает, что наше отечественное рок-детище растет и развивается, не успеешь усмотреть, опустишь - и можешь уже не понять, поэтому этот процесс наблюдения и исследования она также считает своей основном задачей. И после такого нудноватого, но нужного отступления - милости просим на наши страницы. Богу - богово, кесарю - кесарево, а читателю - ...

Редактор


Vilnius Rock

Корреспондент "Северка" впервые оказался и в Вильнюсе, и на ставшем почти уже традиционным фестивале, который в прошлом году назывался "Рок-Форум", а ныне просто "Вильнюс-Рок'89".

Городской Дворец Спорта. Типичное спортивное сооружение, как и везде, используемое для культурных мероприятий. Довольно демократичная обстановка - можно пройти в пресс-центр, можно туда и не ходить, можно погулять по фойе, где разместились продавцы фестивальных сувениров и закуски, можно там же смотреть и фестиваль, благо, стоят несколько телевизоров, напрямую транслирующих все, что делается на сцене. Все удобства налицо.

Для прибалтийских рок-фестивалей входит в привычку ориентация на северный Запад Европы при подборе гостей, игнорирование всего, что делается на Востоке от них. Вряд ли это следствие "гласа народного". Скорее здесь проявляется общая тенденция пока еще советских прибалтийских республик к обособлению, к отмежеванию от всего того, что связано со словом "русский", будь это "русский рок" или "русский язык". Проявления этой тенденции привели к тому, что при подборе гостей все взоры были обращены только на запад, в результате чего на "Вильнюс-Рок'89" съехались, помимо сильных и действительно интересных коллективов (SUGARCUBES SORTSOL, SEXEPIL), и относительно слабые: итальянцы JACK DANIEL'S LOVERS, западные немцы VASELINE JOYSTICK. Литву представляли знаменитый ANTIS и мало кому известная FOJE.

Итальянская группа, несмотря на предыдущую оценку, тем не менее как нельзя лучше сгодилась для открытия первого дня фестиваля: их бравурные ритмы рок-а-билли и рок-н-ролла, черные кожаные одеяния, забавные прически привлекли внимание зрителей, а мощная аппаратура вбила в их сознание мысль о том, что они все-таки на рок-концерте.

Пятерка SORTSOL из Дании продемонстрировала музыкальную философию, замешанную на неприятии каких-либо приятных ухищрений или красивостей в исполняемой музыке: датские ребята принимают жизнь такой, как она есть, а потому отыграли сырой монотонный гитарный постпанк, который внушал все, что угодно, кроме радости и оптимизма, после чего где-то надрались и бродили с затуманенными лицами по служебным закулисным помещениям. Однако, учитывая последующие выступления VASELINE JOYSTICK из ФРГ, представляющих собой современный вариант известных в 70-е годы английских ансамблей SHOWADDYWADDY или DARTS, но с гораздо более бедной по качеству рок-н-ролловых номеров программой, и завершающих день местных героев ANTIS, следует все же признать, что в субботу SORTSOL были, пожалуй, самой интересной в музыкальном отношении группой.

Однако впереди был день второй, он тоже предвещал массу впечатлений, потому перейдем к рассказу о нем.

Прекрасное впечатление оставил венгерский SEXEPIL. Те, кто смотрел эту группу год назад в Киеве, сходились во мнении, что венгры здорово прибавили и запросто способны представлять свою страну за рубежом. Что они и делали с успехом в Вильнюсе. Открывая программу второго дня фестиваля, они столкнулись с неожиданной проблемой - предстояло отыграть по времени почти в два раза дольше планируемого - не приехали гости из Финляндии. Теперь можно сказать, что они с честью справились с этой задачей - целый час музыки SEXEPIL пролетел незаметно.

Группа предстала в классическом составе (3 гитары и ударные), что позволяло ей выражать свои музыкальные идеи, несколько совпадающие с теми, что проповедуют на Западе представители так называемого "готического рока" (в первую очередь MISSION). Взаимодействие двух гитаристов при поддержке прекрасно сыгранной ритм-секции создавало мрачно-эклектичный фон для Боуи-подобного пения вокалиста, своим строгим черным костюмом олицетворявшего в свою очередь нешуточность их музыкальных намерений. Приятным сюрпризом оказались очаровательные сольные вставки трубы, хозяйкой которой была хрупкая девушка-подросток, чья тяга к смягчению контрастной мрачности музыки СЕКСЕПИЛ выливалась в романтическое окутывание звуками трубы нескольких их песен. Это сочетание было настолько естественным, что, казалось, ничего другого здесь и звучать не должно.

ФОЙЕ тоже оказалась в какой-то степени сюрпризом. Она меньше всего соответствовала тому типу многочисленных прибалтийских групп, который закрепился в восприятии после последних посещений тамошних рок-фестивалей. Возможно, что во многом это заслуга выбора источника вдохновения молодой литовской группы - любой мало-мальски знакомый с современной западной музыкой опознает в нем английских ПОЛИС. Вероятно, кто-то скажет, что нехитрое дело - копировать известную группу; я бы на это ответил, что, во-первых, о копировании речь не идет и, во-вторых, гораздо предпочтительнее слушать коллектив, взявший за образец чье-то заслуживающее внимание творчество, нежели иметь дело с безликой в музыкальном отношении группой, которая прикрывается как щитом псевдокрутыми текстами.

Однако, прервемся от такого рода рассуждений, поскольку на очереди главная приманка вильнюсского фестиваля - исландская группа SUGARCUBES. Появившись на музыкальной сцене в 1988 году, они заставили о себе говорить всего лишь после двух сорокапяток, возглавивших британские "индепендент чартс". Дебютный альбом лишь доказал, что те, кто поверил им, сделали это не напрасно. И вот они в Литве, за кулисами Вильнюсского Дворца спорта в ожидании своего выхода. Пользуясь минутной паузой, вручаю им скромный наш "Северок" с рецензией на их альбом. Бьёрк роняет вежливый комплимент насчет красивой обложки, спешно оставляет памятный автограф - все, на большее у них времени нет, они уже на сцене. Их шестеро: два солиста, Бьёрк и Эйнар, ритм-секция, гитарист и клавишница. Надо сказать, что Бьёрк оказалась очень хрупкой и очень маленькой: короткая, под мальчика, стрижка с пробором, светящиеся глаза, на сцену не вышла, а буквально выпорхнула. Несмотря на ее "мальчишеские" повадки, она довольно сексапильна, а та непосредственность, с которой она каждый раз прямо на сцене подтягивала свои сиреневые колготки, то и дело норовившие во время прыжков покинуть свое место, лишь подчеркивала это. Эйнар - крепыш с обликом крестьянского парня, бритая голова с маленьким пучком волос на затылке - тоже держался вполне непринужденно, то и дело завладевая инициативой в "постановке" номера. Песни, старые и новые, были перемешаны: известные вроде "Deus" или "Motorcrash" воспринимались на "ура!", новинки - с интересом. Последние несколько отличались от своих предшественниц, но чем? - это придется осмыслить с выходом нового диска (если, конечно, они туда войдут); однако, сдается мне, что этот диск в коммерческом отношении будет уступать их альбомному дебюту. Естественно, не имеет смысла ставить им это в вину - просто после успеха своего первенца САХАРНЫЕ КУБИКИ уже способны - обладая именем и славой - делать то, что им хочется, не очень-то оглядываясь на тиражи своих пластинок. От "независимой" фирмы к независимому от фирмы творчеству! Прекрасный ход!

На этом мы прервем повествование о двух памятных музыкальных днях города Вильнюса, чтобы встретиться в следующем году - если не будет там социальных катаклизмов.

А. БРЕДЕЛЕВ


Плач по Изауре
(обзор ростовского фестиваля)

Чувства переполняют, но начать придется скромно: в конечном итоге кого трогают старания хозяев у обеденного стола - кроме самих хозяев? Поэтому оставим за бортом рассказ о заботах ростовского рок-клуба.

Итак, с 28 по 30 апреля в клубе РИЖТа кипел фестиваль: 14 групп Ростова и области и 7 гостевых команд. Теперь понимаете - чтобы рассказать хотя бы понемножку о каждой группе, участвовавшей в "Закрытой Зоне", места не хватит. Печатная-то площадь меньше Театральной. Но попробуем.

Рассуждать на тему названия не беремся, но художники группировки "Искусство или смерть" задник "Закрытой Зоны" представили в виде рисунков-татуировок: дама с рыбьим хвостом (такую обычно располагают на предплечье), сердце, пронзенное стрелой и прочая тюряжная тематика. Задник, кстати, на второй же день арестовали власти...

День первый. На фасаде клуба развеваются полотнища фестиваля, порождая у прохожих двусмысленные ассоциации. Продается газета "И. Р. А. Курьер", выпущенная специально к фестивалю рекламно-информационным агентством города Черкасска (!) при содействии редакции независимого журнала ПНЧУ ("Приложение неизвестно к чему"). Можно было купить фотографии бога (Гребенщикова) и простых смертных. Конечно, в цивильных городах это давно уже "норма жизни", у нас же... у нас же народ на память о фестивалях вырезал кусочки задников, воровал афиши.

Выступление первой группы КРЕЙСЕР из Волгодонска не получилось. Предводитель КРЕЙСЕРА - Пугачев, только не Емельян, а Юрий. Музыкантам еще достаточно долго придется драить палубу, чтобы достойно плыть по волнам харда-энд-хэви. А пока что КРЕЙСЕР поделил с ростовской группой МОНАСТЫРЬ последние места в топе жюри. КРЕЙСЕР умеет по-кабацки грамотно играть, но в рок-музыке это люди случайные и им логичнее было бы вписываться в московскую тусовку "Кафе у фонтана". МОНАСТЫРЬ же - полная противоположность КРЕЙСЕРУ, и, несмотря на такой результат, у него есть свое, "монастырское" будущее.

В группе 3-Й ЭТАЖ из Белой Калитвы прежде всего бросалось в глаза количество музыкантов и обилие духовых инструментов. Эта джаз-команда, конечно, выпадала из рамок фестиваля, но зрители простили ей несоблюдение чистоты жанра, поддавшись обаянию и неуемному веселью, царившему на сцене.

А в ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ из Рязани играет всего один музыкант - Саша Щеголев. Конечно, не без помощи компьютера и синтезаторов. Собственно, это более напоминает театр одного актера. Впрочем, зритель принял Э. Д. на ура. Нам же показалось, что Саша Щеголев грешит риторическими вопросами, патетикой и некоторой назидательностью и в способе подачи, и в текстах.

Название ростовской группы НКВД при расшифровке оказывается не таким уж грозным - НЕЖНЫЕ КАМЕРТОНЫ ВАШИХ ДУШ. "Спасайте ваши души - слушайте НКВД", - объявили ведущие. Кстати, ведущих было двое - Боря Бодак (экс-ТЕАТР МЕНЕСТРЕЛЕЙ) и Костя Ашкенази. Так вот НКВД - это бывшее ЗАЗЕРКАЛЬЕ, только в измененном составе, - появилась бас-гитаристка. А воздушные шарики, флажки стали просто фирменным знаком группы. Сохранился и принцип подачи себя на сцене - разбивка выступления стихотворными куплетами, а также ирония, замешанная на нахальстве. А шоу-девушке НКВД большое спасибо за рекламу - между делом (т. е. крашением губ на сцене) она старательно делала вид, что читает газету "И. Р. А. Курьер".

ЭЛЕН начала с парагипноза: "Все хорошо, мы вас любим и начинаем играть для вас". Звучала она хорошо, но как-то холодно и искусственно. И это не заслуга электронного оснащения аранжировок, а скорее отрицательное энергетическое поле самих исполнителей. Раньше Ленино тело было куда теплее...

Со ВТОРОГО ДЫХАНИЯ начался второй день фестиваля. Сие не каламбур - так называется некогда весьма популярная среди студенчества группа РИЖТа. Спустя восемь лет музыканты пробуют обрести новую жизнь в музыке. Думаем, это было не самое удачное выступление группы, а на фоне рязанского ОРКЕСТРА ЭНТОНИ ВАН ЛЕВЕНГУКА впечатление от ВТОРОГО ДЫХАНИЯ и вовсе смазалось. Впрочем, в таком положении могло оказаться большинство групп фестиваля: ОРКЕСТР - очень сильная команда и в музыкальном, и в текстовом отношении. В шутку (а, как известно, в ней всегда есть доля правды) ОРКЕСТР определяет свой стиль как ностальгический русский народный панк. Пожалуй, что их приглашение было самым правильным решением.

Черкесский СПРУТ играет традиционный тяжелый рок, формально перекликающийся с ранним ЛЕД ЗЕППЕЛИН. Бесспорно, сильные инструменталисты, хотя с миром, который принято назвать духовным, группа знакома, пожалуй, лишь понаслышке.

12 ВОЛЬТ и НОВОЕ ВРЕМЯ - восходящие звезды ростовского рок-клуба. В этом году 12 ВОЛЬТ полностью сменили состав (кроме лидера Димы Катханова), появилось множество духовых и ударных инструментов. Мощный и лиричный вокал, мелодичность, тексты глубоки и поэтичны, но и по-хорошему шлягерны.

Аксакайское НОВОЕ ВРЕМЯ уже не дебютанты, хотя активно выступают только последние полгода. За это время они сделали качественный рывок, появился мощный драйв, сыгранность. Пожалуй, это дыхание настоящего рока, безо всяких оговорок. Музыкой НОВОЕ ВРЕМЯ напомнило 60-е годы: КРИМ, ГРЭНД ФАНК, БТО.

Вторая группа аксакайского рок-н-ролла - ЧИСТАЯ ВОДА - также реставрировала состав, да и стиль, пожалуй. Сейчас это ленивый, лиричный панк-рок (если панк-рок может быть ленивым), музыка сырая, но берущая за душу.

ТАМ! НЕТ НИЧЕГО (экс-ДЕНЬ И ВЕЧЕР) - теперь их трое плюс саксофонист Эрик Пивкин в нескольких вещах. Короткие, жесткие, минималистические композиции в сочетании с любовной лирикой - порождение урбанистического мира. Выступление Т!НН окончательно развеяло слухи о творческом застое сильнейшей группы клуба.

Последний день фестиваля был крайне плотным - поджимало время и милиция. Внеконкурсные группы, например, металлический ТОК из Днепропетровска, теряли возможность выступить.

Уже известная ростовская группа АБОНЕНТ 09 продемонстрировала высокий класс игры, но пересолила громкостью и смазала свой выход. Впрочем, поклонники равнодушными не остались. АБОНЕНТ в какой-то степени повторяет судьбу многих известных групп - это тот случай, когда несовместимость текста и музыки слишком явная.

Саратовский ИУДА ГОЛОВЛЕВ производил странное впечатление. Лидер Сэм Тяпкин и один из его партнеров походят на Науменко не только очками, тягой к буги-вуги, но и "зоопарковской" энергетикой. Черт его знает - хорошо это или плохо. С одной стороны, на кой нам "бутлег"-ЗООПАРК, с другой стороны, уж лучше так, чем еще один ДИП ПЕРПЛ или "совьет МЕТАЛЛИКА"? Если копнуть чуть глубже (насколько это можно сделать игрушечной лопаткой нашей доморощенной критики), то грунт ИУДЫ при повторном вскрытии не представляет особого интереса для "рок-науки". Музыка настолько традиционная, насколько же и зеленая, как затрепанная трехрублевка. Народ, конечно же, "рубится", но, как известно, это именно тот народ, которому и требуется "три рубля" - рубль его унижает, а купюры большего достоинства не велит принимать социалистическая мораль. Ростовского зрителя уже не купишь КОРОНАЦИЕЙ, но он еще не станет слушать и смотреть всякие там РАБОТЫ ХО, КЛАССИФИКАЦИИ Д, КОЛЛЕЖСКИЕ АССЕСОРЫ или ВОСТОЧНЫЕ СИНДРОМЫ. Рано еще. Зато ИУДА и ТЕАТР МЕНЕСТРЕЛЕЙ для сегодняшнего нашего зрителя - в самый раз. И это, наверное, закономерно. Но к счастью или к сожалению?

Но вернемся к ИУДЕ. Вроде бы бодрые "южные буги", "головлевцы" поют про лопату, про Иуду Искариота, который их кумир ("Фатум": Я чую фатум. Когда ты увидишь, что день прошел, ты возненавидишь рок-н-ролл. В тебе прогремит атональный блюз и призраки примут тебя в союз). Ощущение, что тексты ребята пишут прямо на репетиции (втроем или вчетвером), словно играя в буриме. Так поступают рокеры в 16 лет, когда надо что-то спеть. Но "головлевцы" вроде бы постарше и не без опыта. Тогда, наверное, это такой стиль - "демьяно-беднизм", что ли?

По слухам, в Новороссийске две группы заслуживают внимания - КАРМА и НЕБЕСНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ. КАРМА выступила неровно и не впечатлила - отличная заготовка к любопытной группе.

От ТЕАТРА МЕНЕСТРЕЛЕЙ остался только Леша Золотухин, новый же состав - это Александр Леванин, бывший светопредставитель группы, и Олег Гуменов из Т!НН. МЕНЕСТРЕЛИ что-то потеряли, но пока трудно определить эту пропажу. Программа была далеко не нова ("Рассерженный Инженер", "Китайский Рок", "Красные Девушки"), но зал реагировал с восторгом. Было две новых песни: одна из них претендует на титул современной русско-народной песни ("Присядем на дорожку среди всего дерьма, будь проклята тюряга, будь проклята тюрьма"), а бесспорное заявление второй вещи - "Жизнь меняют выстрелы надежных револьверов, а вовсе не философы и даже не шуты" - является эстрадным эквивалентом "Ваше слово, товарищ Маузер".

Когда люди не оторвались духовно и технически от природы КСП - это мешает обрести и правильно использовать собственный драйв. Это мы говорим о ПЛОЩАДИ СОГЛАСИЯ, самой известной группе Таганрога. Поэтому и хорошие тексты, и все остальное теряется, и техника тут не причем. Стереотип восприятия людей таков, что уж коль существует АКВАРИУМ, то ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ будет постоянно упрекаться в "аквариумизме". Чтобы стереотип разрушить, остается только сделать большой и качественный скачок в музыке.

Свердловские КАРТИННИКИ - весьма необычная шоу-группа. Наверное, им работалось труднее других - во время перерывов, в толпе людей, в фойе. Но тогда об этом не думалось - настолько все было естественно. Десять человек "картинников" заставили вспомнить и скоморошество, и хэппенинги, и митьковскую мудрость народа, и хиппанство, и пацифизм, и коробейников, и лубочные картинки, и библиотеку Сытина. Определение, в общем-то, можно подобрать, но зачем? Это как раз тот случай, когда анализ убивает удовольствие.

Рок-шоу-группа ПЕКИН РОУ РОУ так и не смогла дебютировать - фестиваль "прикрывали" уже в открытую. Очень жаль девочек - так долго красились и все зря! А ПЕКИН РОУ РОУ собирался побить рекорд массовости на ростовской сцене - двадцать человек разом (берегитесь, господин Курёхин!). Автор проекта ПЕКИН Р. Р. - Дима Келешьян, художник-постановщик - Володя Кашляков (группировка художников "Искусство или смерть"), тексты, вокал, гармошка - Серый Тимофей. Среди участников - музыканты ростовских групп плюс немецкая команда ЦЕЙТ НОТ плюс хор девочек из Шанхая и шоу-варьете театра музкомедии. Предварительное прослушивание ПЕКИНА обещало или грандиозный скандал, или не менее грандиозную оттяжку. Увы, плачьте, плачьте...

Надо же, однако, объясниться и по поводу названия нашего опуса, почему, собственно, "Плач по Изауре"? Объяснений накопилось даже два: первое - заготовленное, второе подсказано окружающей действительностью. Валерой Посиделовым (лидер Т!НН) задумывалось оттяжное выступление - завершение фестиваля сборной группы, исполняющей композицию "Бразилия" - ответ на песню товарища Роберта Фриппа "Америка", в которой были и такие строчки: "Бразилия! Какая ты? Какая ты, Изаура?". Судьба девочки Изауры глубоко потрясла миллионы телезрителей нашей страны. Проникнувшись болью и пафосом бразильских кинематографистов, Валера решил снять видеоклип со следующим видеорядом: "Под звуки оттяжной группы за столом сидит бородатый мужик в русской косоворотке, катает ладонью по столу пустой граненый стакан, а в нем дохлая муха. Мужик хриплым голосом поет о Бразилии".

Но занавес фестиваля милиция и иже с ними скручивали в дудочку. Только Дима Келешьян никак не хотел скручиваться, пел и пел под акустику, пока у него не выступили слезы (видно, слезоточивого газа глотнул)... Всплакнем же по Изауре!

Обзор подготовлен силами редакции ПНЧУ ("Приложение неизвестно к чему")


Горячий репортаж
Таллинн, 16, 17, 18 июня 1989 г.

Не успели поблекнуть видения, вызванные вильнюсским уик-эндом ("Вильнюс-Рок'89"), как выросла громада его таллиннского собрата, "Рок-Саммер'89", для проведения которого был на этот раз выбран июнь. Помня о прошлогоднем, поистине эпическом форуме, решение было однозначным - ехать!

Таллинн встретил прекрасной солнечной погодой, ремонтом основного аэродрома (из-за чего путешествие затянулось на пару часов), очередями у пивбаров, национальной трехцветной аллергией и... конечно же, Певческим полем, как и в прошлый раз набитым разномастной публикой, кооператорами, жарящими шашлык и сосиски и торгующими фестивальной символикой. Инфляция проявилась и здесь: входные билеты стоили уже 5 рублей (против 3-х в прошлом году). Влияло и время года: в июне в Эстонии ночи хотя и не белые, но и черными их назвать нельзя, потому воздействие лайт-шоу несколько смазывалось.

Фестивальная афиша пестрела названиями, в основном на английском языке; как позднее выяснилось, немалая их доля принадлежала эстонским носителям. В глаза сразу бросились мировые знаменитости: JESUS & MARY CHAIN, THAT PETROL EMOTION, THE MEN THEY COULDN'T HANG, ROBERT CRAY BAND, Rory Gallagher. Такое их обилие не замедлило сказаться на общем впечатлении от фестиваля, но об этом потом. Большое число участников послужило поводом для установки малой сцены, где выступали молодые эстонские коллективы в перерывах между программами их более именитых коллег.

Географическое положение Эстонии, ее связь со Скандинавией здорово повлияли на количество гостей именно из этого региона. Правда, по сравнению с прошлогодним фестивалем их было меньше, да и подбирали их более тщательно; о каждом из скандинавов что-то можно сказать, хорошее ли, плохое ли, но, во всяком случае, безликой массой назвать их было нельзя. В первый день женской половине зрителей понравился яркий вокалист шведской группы BAI BANG по имени Дидди (об этом можно было судить по сценке у запасного выхода, когда девочки отбирали друг у друга цветные фото, бросаемые в толпу шведами). Черная шапка волос красиво контрастировала с его белым костюмом, вместе с тем внешность полностью отвечала стилю, которого придерживается этот квинтет - именно облегченный поп-хард (пример ЕВРОПЫ перед глазами) должен, по мнению музыкантов, вывести их на европейскую орбиту. Ну что ж, блажен, кто верует... Их песни довольно заурядны, спасали положение песни заимствованные, в частности, версия знаменитой "Get It On" группы ТИ. РЕКС.

Правда, по части металла всем утерли нос финны. Зародившись в пригороде Хельсинки, STONE в настоящее время стала самой весомой из молодых спид-групп страны. Их дебютный альбом только в Штатах разошелся тиражом 50 тысяч экземпляров. В Таллинне группа играла в воскресенье под вечер, шквал энергии обрушился на публику, ассоциации с МЕТАЛЛИКОЙ возникли тут же и тут же отошли куда-то, подавленные спид-металловой атакой наших северных соседей.

Еще две финские группы, MILJOONASADE и HEARTHILL, выступившие на "Рок-Саммер", относятся к коллективам, подающим надежды. Квинтет MILJOONASADE (это название в переводе означает МИЛЛИОН ДОЖДЕЙ) с ведущим певцом Хейкки Сало во главе - одна из немногих молодых групп, исполняющих свои песни на родном языке: курс на создание запоминающихся мелодий (одна из них "Marraskuu" - "Ноябрь" - оказалась очень даже сносной), с текстами, играющими немаловажную роль, привел их к нынешнему результату - красивому поп-року.

HEARTHILL, в отличие от МИЛЛИОНА ДОЖДЕЙ, поют по-английски, видя в этом средство выхода на международный рынок. Имея в инструментальном багаже прекрасного скрипача, они мешают рокабилли со свингом, внося в эту смесь чуточку исступления и безумия.

Теперь передо мной наиболее трудная задача - восстановить в памяти эстонскую обойму, самую, конечно, многочисленную на фестивале. Начну с тех, кто вызвал самые сильные антипатии, хотя пели они, как ни странно, по-русски и назывались ОКНА РОСТА. Вышли на сцену шесть мужиков, разномастно одетых а ля первые годы Советской власти (буденовец, буржуй, милиционер, матрос-анархист, крестьянин) и начали исполнять песни на стихи Маяковского. Мои уши дольше двух номеров не выдержали - музыки не было никакой, один антураж и поза. Мерзкий театр. Остальные эстонские коллективы, поющие на родном языке, условно можно разделить на 2 части: группы-профессионалы, работающие уже достаточно времени, чтобы понять, что играют они грамотно, правильно, и поэтому ждать от них каких-либо открытий бесполезно, и группы новые, которым, как и пролетариату, нечего терять, и поэтому готовым к различного рода творческим авантюрам. К первой части безусловно можно отнести:

- IN SPE (в пятницу они довольно долго мучили заунывным арт-роком с двумя клавишниками и вокальной группой, выдавая все это за новую программу);

- ГРУППУ ГУННАРА ГРАПСА, полностью скатившегося к исполнению тяжмета без каких-либо намеков на оригинальность;

- Коллектив АВИЦЕННА под руководством известного джазового пианиста Сергея Манукяна; его вышколенное пение порой спасало их, но в целом впечатление удручающее, хотя, повторяю, профессионализма тут полная корзина;

- ПРОЕКТ ТЫНИСА МЯГИ - собраны в кучу инструменты (современные и народные), влияния, желания, амбиции, и потому в итоге - полная каша, бесцветная и пресная.

Особняком в этой когорте именитых стоит ULTIMA THULE - в их музыке все же ощущается первозданная мощь, черпаемая из народных музыкальных традиций.

Теперь о группах молодых... Их было столько на Малой сцене, что порой мозг не повиновался и отказывался воспринимать очередного кандидата, уставший от большой сцены. Исследованию молодых эстонских рок-групп надо посвящать отдельную статью, здесь же, думается, достаточно обозначить лишь основные имена, которые вселяют надежду на будущее прибалтийского рока. В первую очередь - это трио с симпатичным названием JIM ARROW AND THE ANACHRONES, которое, как оказалось, было творением рук бывшего гитариста ВЕЛИКИХ ЛУК Имре Орро. Примером качества их музыки может служить тот факт, что, едва оказавшись в Финляндии на гастролях, они сразу же получили там право записать свою пластинку.

Это и молодая группа ROOVEL ООВИК (СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК): ее ребятам помогает в музыке филофонистское прошлое и увлечение записями британских "независимых" гитарных коллективов. Что же касается таких названий как RISK, PANTOKRATOR, FRIDAY'S DEAL, MONARCH, то здесь дело темное и пока не видно, что из этих групп получится. Да, запомнились ONU BELLA AND OORAHU из Тарту (а кто из видевших их не запомнил, если дело касалось секса), но это благодаря сценическому разгулу их страстей.

По логике событий теперь естественно перейти к тем, кто своим присутствием украсил фестиваль, в очередной раз вызвав проявление комплекса неполноценности у местных музыкантов и восторженный рев и восхищение стотысячной зрительской толпы. Да-да, это "звезды", "корифеи", "приманка" - называй как хочешь, суть остается неизменной; без их участия "Рок-Саммер" был бы блеклой национальной рок-тусовкой, вряд ли получившей продолжение.

День первый - THAT PETROL EMOTION. Прекрасная североирландская группа (ее начала восходят к распаду известных АНДЕРТОНС в середине 80-х). Темперамент их "динамо-машины" по имени Стив Мак поистине неиссякаем (оттого, что он янки?). Кроме того, что он непрестанно подвижен, он еще любит поболтать - каждый номер непременно предваряется фразой. Часть песен знакома по двум последним альбомам - "Big Decision". Creeping To The Cross", "Swamp", завершающая "Under The Sky"; есть и неизвестные - посвящение Мингусу "Blue To Black". "Nothing Left" из репертуара БАЗЗКОКС. Пятерка на сцене как у себя дома: выставив вперед Стива, остальные четверо слаженно делают свое дело: гитары резкие и мощные, неистовый - когда надо - ударник, взвинченный темп, расслабление... Здорово!

Совсем другое сценическое действие показывала на второй день знаменитая группа JESUS AND MARY CHAIN (образована в Глазго двумя братьями Рид, фурор произвела в 1985 году своим дебютным альбомом) - угрюмо-мрачные статичные позы музыкантов, пессимистичное пение Джима Рида, монотонные мелодии, заваленные гитарными "фид-бэковыми" нагромождениями, из которых выделялись разве что хит-синглы: "April Skies" и "Sidewalking". Когда случайно утром следующего дня мы встретили Джима на сходке таллиннских филофонистов и пристали к нему с вопросами и автографами, то и в этом случае эмоций с его стороны не было никаких; его лицо выражало одну мысль "отстали бы вы, ребята, от меня". Видать, такая жизненная философия настолько сильно въелась в плоть братьев, что ее проявления присутствуют везде. Но концерт JESUS AND MARY CHAIN был очень сильным, хотя, по правде сказать, музыке группы не очень-то подходит подобный стотысячный амфитеатр.

Вечером, в субботу, еще одна знаменитость - американец Роберт Крэй со своей группой и с духовой секцией МЕМФИС ХОРНС. Много хорошего мы слышали об этом гитаристе, много хвалебного написано о нем, а вот теперь привелось услышать его "живьем". Я не скажу, что он меня поразил. Не знаю, что случилось, но, наверное, я один в этот вечер был в стороне от всеобщего "завода" зрительской массы. Головой я понимал, что на сцене мастер, знаменитость, "звезда", что он подлинный хозяин своей гитары, что у него чудный соуловый голос, что он с завидной легкостью покорил Певческое поле, заставив людей встать на скамейки и внимать безудержной, горячей, настоящей музыке, льющейся со сцены. Но у меня что-то щелкнуло, произошла нестыковка, и я выпал из общей массы. Я хотел быть как все, испытывать схожие чувства - и не мог. Наверное, мне не повезло...

Заключительный день фестиваля оказался смазанным - заявленный Рори Галлахер вообще отказался приехать, не осознав ту денежную сумму, которую ему предлагали за выступление, а нью-йоркская группа DEL LORDS застряла в Париже и не смогла вылететь. В результате этого интересную английскую группу THE MEN THEY COULDN'T HANG (смешивают панк, фолк и поп, и неплохо, заверяю вас, получается) выпустили днем, когда мы тщетно пытались пообедать в одном из таллиннских ресторанов. Обидно было - нет слов. К тому же, по отзывам видевших, на сцене они так же хороши, как и на пластинках. Их и будем слушать.

Вот и минуло три дня очередного "Рок-Саммера", самого крупного и самого неизвестного фестиваля в Союзе. Почему его сопровождает такое замалчивание? (Разве можно считать короткую заметку в "Комсомольской Правде" освещением?) Наверное, потому, что эстонцам удалось то, что не получается у других: не оглядываясь на Госконцерт, пригласить тех, кого захочется, попутно проигнорировать все советские коллективы (кроме эстонских, хотя тут тоже кроется просчет: фестиваль, сам того не желая, показал незавидный уровень эстонских групп по сравнению с западными "звездами"), заставив самих эстонцев еще раз поверить в свою исключительность ("только мы одни это можем"). Это рассуждения уже другого, не музыкального плана, поэтому я хотел бы на этом закончить, чтобы не договориться до политических лозунгов...

А. БРЕДЕЛЕВ


Псевдоактивность в "мертвой" зоне или Заметки по поводу еще одного мероприятия для "галочки"

Мне страшно не хотелось писать этот материал, но сказали "надо", вот и получайте.

Афиши были расклеены по всему городу, статья в "Правде Севера" обещала АУТОДАФЕ и кучу гостей. Все напрасно. Желающих попасть на фестиваль оказалось значительно меньше, чем билетов. Когда я подъехал в субботу к ДК "Красная Кузница", то и мне быстро передалось настроение, царившее там. Тоска, трезвые хмурые лица, реплики типа "а на черта нам нужен этот фестиваль?". К тому же в зал никого не пускали.

С задержкой на 49 минут что-то все же началось. На сцене появился Ростик (президент архангельского рок-клуба), объявив всем, что он болен, и больше я его не видел. Коля Харитонов (он сидел возле пульта и представлял группы в единственный нормально работающий микрофон) произнес пламенную вступительную речь, насчитав при этом такое количество архангельских рок-фестивалей, что я совершенно обалдел от такой информации и никак не мог врубиться, что он там считает. Если два конкурса художественной самодеятельности в конце 70-х учитывать, то не все еще свидетели нашего "славного" рок-прошлого окончательно спились и кое-что еще помнят, что роком там и не пахло (если не считать группы КЛЮЧИ). В конце концов, 7-й (или 3-й) арх-рок-фестиваль начался. Честь открыть его выпала на долю B-10. Если год назад эта группа выглядела как заурядный ВИА середины 70-х, то сейчас она напомнила РОК-АТЕЛЬЕ Криса Кельми с совершенно тупыми текстами (что-то про карающий меч, молодежь и т. д.). Но когда на третьей вещи (ух, блюзяра) начали летать "афганцы" в гробах, я не выдержал и рванул из зала. Песенка произвела впечатление не только на меня, коридор был полон людьми, они судорожно закуривали и шептали: "Да, это почище, чем у Гоголя в "Вие". Затем на сцену с горящей свечкой в руках вышел некто Валентин Жолобов (из Северодвинска) в белом монашеском одеянии. Что-то очень долго и нудно пел под гитару.

Новая группа басиста ПОП-ОБЪЯСНИ Андрея Зеленина ЭКСГУМАЦИЯ была представлена с огромным пафосом, как нечто новое в рок-музыке, даже термин был подобран - "траурный рок". Андрей долго мучил свои клавиши неким псевдо-баховским опусом, во время которого на сцене тусовался Миша Луцкер с флейтой. Под конец он дунул в нее два раза и с трауром покончили.

Настало время хард-рока. РЕВИЗИЯ. Запомнились джинсы поющего гитариста, исполосованные бритвой. АВАНТАЖ. В моей записной книжке осталась запись "арт-хард-хреновина", хотя объявили, что они выступают под лозунгом "Кто не любит наш металл, тот навеки вниз упал". Что ж, видать, судьба у меня такая.

Звук все это время был довольно противный, часто отрубался вокал, но когда пришел черед гостей, все окончательно развалилось. ГЛАВНЫЙ МЕХАНИК из Череповца: интересный гитарист (он же председатель местного рок-клуба, он же и певец - правда, голоса не было слышно), басист и два сильных клавишника-барабанщика. Они то и дело меняли друг друга, причем один оказался настолько сильным, что в самом начале выступления пробил пластик у барабана, который, конечно же, заменить было нечем. Представляете, как они выступили. Быть может, мы получим их записи, чтобы все-таки послушать, что они играют. ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ (Ленинград). Недавно я слышал их в Москве, там они понравились больше. Дело, видимо, в аппарате... или в винных парах. Играют традиционный пост-панк (если он может быть традиционным). Заметное влияние "ленинградской школы" и, конечно же, "дикого" Запада (ДЖОЙ ДИВИЖН, БАУХАУС). Мрачно, но приятно. И очень грамотно. И хотя у нас в Архангельске многие рок-музыканты плюются от подобной музыки, все-таки им стоило бы повнимательнее ее послушать.

Последними в первый день выступала новая хохряковская команда ... (дальше много цифр, точно не помню). Играли металл с элементами шизы. Немного сыровато. Куча шоуменов на сцене, пожалуй, даже больше, чем в зале зрителей - остались самые стойкие. Так что Сергей Хохряков и его друзья играли практически сами для себя.

День второй в 10 утра (!) открывали группы, не прошедшие прослушивания. Картина была довольно удручающей. Основная часть началась в полдень. Группа РАВЕЛИН. В суматохе им не дали времени настроиться, в результате чего выступление обломалось. Отыграв три номера, они плюнули на все и ушли. Затем в дело была запущена обойма северодвинских команд, среди которых каким-то образом затесался новодвинский ВЗВОД со своим средней тяжести хардом. Первым патроном в этой обойме оказалась уже довольно известная у нас группа НЕЧТО (их даже как-то гоняли по местному радио), грамотно и скучно выдававшая добротный арт-рок в кабацкой упаковке. Зато в восторге были наши музыканты: "Клёво играют!". За ними вышел северодвинский ТОТЕМ. Средний возраст 27 лет. Подумалось только, что пора бы им научиться играть. Нашумевшие ГРАЖДАНЕ ПО Ваньки Говорова (осколок прошлогодних МЕНЕСТРЕЛЕЙ). Якобы "настоящие панки". Ваня объявил, что им запретили играть в Северодвинске, все выступление нес какую-то околесицу, изображая из себя невинно осужденного, вытирал рубашкой зад и т. д. Все это смотрелось довольно неприятно да и преподносилось как-то не к месту. Зато они по-прежнему играют без бас-гитары.

Все это время публика откровенно скучала. Позевывания сменялись жиденькими хлопками. Несколько расшевелить публику смогла последняя северодвинская группа КОНТОРА. Ей всего полгода, средний возраст 17 лет, играют "тинейджер-рок". Выдали порцию бита и рок-н-роллов, сыграв шесть или семь вещей на бис. По крайней мере, было весело.

На разогретую публику вышли очередные гости - НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ из Ленинграда, вышли раньше времени, ибо должны были играть в конце дня. Но и это их не спасло. Реакция зрителей была вялая. Чувствовалось, что достал уже всех этот "ленинградский стиль" и "остросоциальные" тексты. Сколько можно перемалывать одно и то же!

Объявили МИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ. Мистика была, так как мало кто что-либо понял из выступления: Гусля сначала очень долго мучил гитару, иногда выходил Толик Кондратьев и стучал на барабанах, затем Хохряков охрипшим голосом читал свое стихотворение и под конец Гусля спел песню.

Участники всех трех краснокузнецких фестивалей ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИ играли на сей раз с клавишными. Музыка стала интересней, но опять из-за Колиного (Кузнецова) речитатива текст совершенно неразборчив. Следующим был последний гость фестиваля, барабанщик Валентин Соколов из Вологды. Его сольная программа, насыщенная элементами джаза и рока, несколько напомнила мне АТТО Тарасова, причем звучала довольно свежо.

Ну, и наконец, СВЯТАЯ ЛУИЗА. Тоже с клавишными. Лично я впервые услышал, как может играть эта группа - звук был изумительный, даже вокал был слышен. По-моему, Будник уже довольно далеко от своего любимого арт-рока, а куда движется - непонятно ни ему, ни нам. К сожалению, ЛУИЗУ уже слушали от силы человек сорок, самых стойких.

Расходились без особой радости на лицах. Общее охлаждение к отечественному року сильно ощущается и в нашем городе. И этот фестиваль лишь усилил данный процесс, тем более что не выступали по разным причинам лучшие клубовские группы: АУТОДАФЕ, БЛЮЗ-ИНСПЕКТОР, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, TOP. Причины разные, но чувствуется, что всем давно наплевать на подобные мероприятия. Умеющие играть - играть не хотят, а играющие - не умеют. Теперь у нас два рок-клуба, думаю, не от хорошей жизни. Адью!

Е. БАЧИН


КИНО - "Звезда По Имени Солнце"

Моему 9-летнему сыну очень нравится группа КИНО. Можно ли отсюда сделать какие-то выводы? Можно - и в отношении сына, и в отношении музыки КИНО. Но если первое никого, кроме моей семьи интересовать не будет, то рассуждения о "примитивной" КИНО-музыке, возможно, найдут кое-какой отклик, тем паче, что рассмотрению подвергается новый студийный альбом Виктора Цоя и его партнеров с возвышенным названием "Звезда По Имени Солнце".

Импульсивный зазывной бит с приятным слуху звуком "металлофона" первого номера несомненно послужит коммерческому успеху альбома. Не отстает от него и вторая вещь, давшая название альбому, - пожалуй, самая сильная из всех девяти как по музыке, так и по тексту. Далее голая романтика поперемежку трансформируется то в "несчастливые песни", то в песни дорожные или туристские (их хорошо напевать хором у костра), всякий раз обряжаясь в вечные слова-символы "небо", "кровь", "земля", "звезды" и т. д. Наконец, тоска заодно с заунывной мелодией рассеивается, мы видим "солнца свет" и понимаем, что это последняя песня нового альбома КИНО. Большое романтическое путешествие Виктора Цоя прервалось на оптимистической ноте. Возможно, следующие его музыкальные намерения будут более серьезны и недоступны для 9-летнего ума.

(6 из 10)

П. МИШИН


Музыкальный телетайп

Процесс образования совместных советско-иностранных проектов коснулся, наконец-то, и рок-прессы, в результате чего появился специальный номер финско-советской рок-газеты "РУМБА", созданный редакцией одноименного финского издания при содействии АПН и ряда наших рок-журналистов. 32 страницы (формата нашего "Собеседника"), рисунки, фотографии, реклама не нашей музыкальной продукции. И, конечно, статьи. Три кита современного западного рока - Стинг, Питер Габриел, Брайен Ино (их имена даже вынесены на обложку) - делятся своими взглядами на положение вещей в музыке и в мире. "Финская" часть газеты включает интервью с музыкантами тяжелой группы СТОУН о достоинствах и недостатках некоторых моделей инструментов, повествование менеджера Сеппо Вестеринена о том, как он вытаскивает наши группы (в частности АВИА) на западный рынок, а также "гастрольная" история группы ГИДДЕЙАПС, побывавшей в СССР, плюс портреты коллективов ПЕР ГЮНТ и НЕЛЬЯ РУУСУА.

"Русская" часть открывается размышлениями Троицкого о "метаморфозах советского рока" и продолжается воспоминаниями небезызвестного ленинградского меломана Коли Васина о начальной стадии своего хобби. Из нескольких интервью, объектами которых были Рикошет из ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК, сегодняшние участники ТРУБНОГО ЗОВА, Андрей Гаврилов, составитель "Рок-Архива" на фирме "Мелодия", Сева Новгородцев из музыкальной службы "Би-Би-Си", Света Данилишина, менеджер групп ТЕЛЕВИЗОР и КАЛИНОВ МОСТ, более удачной и заметной получилась беседа с А. Градским - возможно, благодаря неуемной резкости суждений музыканта.

Три эти части - международная, финская и русская - составляют первый (быть может, и единственный) номер этой газеты. Все хорошо кроме цены - при таком-то тираже пять рублей - сумма великовата.

***

Содружество магаданского рок-клуба и местной комсомольской газеты "Магаданский комсомолец" вылилось в печатное рок-приложение "Вольному Воля", в котором на 4 страницах предстал довольно обстоятельный образ местной рок-жизни, дополненный портретами четырех ведущих коллективов Камчатки: МИССИЯ: АНТИЦИКЛОН, ДОКТОР ТИК, КОЛОНИЯ и ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ.

"Монстры рока СССР" на череповецком стадионе!

Под эгидой журнала "Метал Хаммер" в Череповце (Вологодская область) с 31 августа по 2 сентября проходил металлический фестиваль, собравший на местном стадионе "Металлист", помимо 15 тысяч зрителей, также и группы АРИЯ, ПРИМАДОННА, ЧЕРНЫЙ КОФЕ, ДЖОКЕР, МАРКИЗА, МАСТЕР и АЛИСА.


Редактор - Александр Бределев
Над выпуском работали: Александр Мезенцев, Олег Смирнов, Александр Афанасьев
Техническое обеспечение: Сергей Великолуг
Обложка: Виктор Данилов
Фотографии: Александр Шишкин (Москва), Игорь Иванов
Зав. производством: Валентина Брастилова
Сдано в набор: 20.11.89
Подписано к печати: 18.12.89
Тираж 5.000


Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 09 сентября 2011, 17:26
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001