Концерты "Звуковой Дорожки МК"


Долгий путь к финалу

ЖИТЬ стало веселее. Что ни день, то концерт, что ни неделя, то эстрадно-роковое шоу, что ни месяц, то какой-нибудь конкурс или фестиваль. Честно говоря, не позавидуешь поклоннику популярной музыки всех жанров. Если захочешь пойти на концерт, то готовь три рубля. А то и пять. Тогда «поклонник» или фанат делает проще — денег у него немного, и он просто перестает куда-либо ходить. Раньше все было ново и свежо — теперь стало весело, но... скучно.

Раньше аншлаги — теперь залы пустуют. Почему? Да сколько же можно смотреть на одних и тех же и слушать при этом репертуар годичной давности! Зачем ходить на концерт, если кто побогаче, все посмотрит на видео, а кто победнее — послушает на аудио.

А как же быть с теми, кого нет ни там, ни там? Как обновить нашу поп-рок-сцену? Как быть с группами, которые не «служат» ни в рок-клубах, ни в рок-лабораториях? До этих музыкантов, похоже, никому нет дела. Ни телевидению, ни радио, ни «Мелодии», ни прессе. Хотя постойте, а почему бы не рискнуть? В наше время демократизации пригласить на сцену ВСЕХ. Всех, кто хочет. Без всяких ограничений в репертуаре, без литовок и худсоветов? Рискованно, скажете вы. А вдруг музыканты что-нибудь выкинут, вдруг что-то случится? Кто будет нести ответственность? Ответственность не хочет нести никто.

«Звуковая дорожка», найдя спонсоров в лице культурно-спортивного центра «Дебют», решила все-таки попробовать. Заинтересовать музыкантов было решено не столько главным призом, сколько «попаданием» на страницы «ЗД» и возможностью выступить для широкого круга зрителей. На организационном собрании групп, отобранных для участия в «полуфиналах», было решено собрать жюри не из музыкантов, а из музыкальных критиков. И обязательно учитывать зрительские симпатии. Дворец культуры «Меридиан» любезно пошел навстречу организаторам конкурса, не обременив их при этом всякого рода бюрократическими справками и бумагами.

4 июня на сцену вышли первые коллективы. Конечно, можно было бы пойти по простому пути и начать рассказывать о достоинствах и недостатках всех выступивших за пять дней ансамблей. Но слышали их лишь немногие, и описания, которые, естественно, займут много места, быстро утомят читателя. Поэтому мне хотелось бы остановиться на «острых» моментах, проявившихся в ходе «турнира» музыкантов. Чтобы в будущем этих ошибок и накладок можно было избежать.

Все началось с того, что аппаратура, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Думаю, что в будущем сначала надо будет найти, на чем играть, а потом уж начинать и искать, кто будет играть. Итак, аппаратура «не звучала», и опасения насчет незалитованных текстов отпали сами собой — у большинства выступавших групп слов было просто не разобрать. Хотя мы еще раз убедились, как много зависит от вокалиста (точнее, его дикции) и работы звукорежиссера. Так, например, приятно было наблюдать за работой на сцене малоизвестного пока коллектива «Стелла» из ДК завода «Динамо». Но настоящим открытием первого дня стала рок-лабораторская симфогруппа «Антракт». Двенадцать ребят и девушек, объединенных энтузиазмом Игоря Белоусова, сыграли то, что многие не слышали уже лет десять. Неплохо смотрелась веселая группа «Примадонна», думаю, что к осени она сможет заявить о себе серьезно на столичной рок-сцене.

Инна ГЛЭМ, солистка группы «Примадонна».ВТОРОЙ день у организаторов вызывал наибольшие опасения. Как за 4 часа прослушать 11 хэви-групп? Тем более что в отличие от Юрмалы или Сан-Ремо все группы играли «вживую» и на перестройку аппаратуры уходило до 10 минут. Зритель в это время уныло зевал, но уходить не уходил. И лишь те, у кого больше опыта и профессионализма, справлялись с перестройкой аппаратуры за 3—5 минут. Таких мастеров, к сожалению, за пять дней было не так уж много. Явным лидером здесь стала группа из рок-лаборатории «Черный обелиск», с которой, кроме «Рок-курьера» и «Атаки М», некому было и конкурировать. Были в этот день и откровенно неудачные выходы на сцену, но, дабы не обижать музыкантов, не буду называть имен групп, которым просто еще рано появляться на зрителях.

Оставшиеся три дня (10, 11 и 12 июня) можно было назвать музыкально-смысловыми. Не уместившись в рамки одножанровости, группам приходилось работать как есть, т. е. после хард-рока на сцену выходили «волновики» и наоборот. Неправильно, конечно, но что делать...

10 июня все же стал днем чисто текстовых групп, и аппаратура, как бы «чувствуя» это, стала звучать лучше. Во всяком случае, стал понятен текст.

Вчерашняя смелость многих групп превратилась в сегодняшнюю газетную передовицу. Бескомпромиссность рокеров изо дня в день теряет свою былую привлекательность. Можно, конечно, продолжать делать углы более острыми, шокировать аудиторию своим внешним видом и даже продолжать опережать в поднимаемых темах самых смелых журналистов. Но для этого нужны новые слова. Хотя здесь таится другая опасность: поймут ли тебя? В этом плане остается понятным лишь ленинградский «Телевизор», свердловский «Наутилус Помпилиус». Большинство групп пытаются найти коммерческий компромисс, но тогда уже зритель перестает верить в искренность высказываемых чувств. Задача очень сложная, и прослушивания показали, что многим коллективам с ней просто не справиться. Есть другой путь — перейти к чистой развлекательности, но и здесь сложно не повториться.

ИТАК, полуфиналы завершились. Конечно, не обошлось после окончания без обид типа: «А почему мы не прошли в финал?». Не обошлось и без настойчивых телефонных звонков домой и в редакцию от разных «заинтересованных» лиц с просьбой включить ту или иную не прошедшую в финал группу. Были и попытки «выяснения отношений» с членами жюри и обвинения их в некомпетентности. Это вполне естественно, и мы были готовы к этому, привыкнув и смирившись с мыслью, что сегодня у многих рокеров с самого начала восхождения на «музыкальный Олимп» очень развита «звездная болезнь». Но сегодня гораздо проще стало лечить от этой болезни, и мы надеемся, что ряд музыкантов уже на пути к выздоровлению.

БЫЛИ ЛИ все-таки открытия?» — спросит читатель. Не станем с упоением сообщать, что их было достаточно. Но те, кто вышел в финал и выступил на дневном гала-концерте в Зеленом театре 26 июня на празднике газеты, вполне могут рассчитывать на это звание.

Конечно, кто-то разочаровал и даже расстроил зрителя. Кто-то покорил своей экстравагантностью (это, пожалуй, относится больше всего к группе «Рок-курьер»). Многим, безусловно, концерт прибавит популярности, для многих может стать началом конца. Но главное, что для 12 новых групп состоялся дебют на большой сцене, а это путь к зрителю, к взаимопониманию, к дальнейшим успехам.

Результаты первого конкурса молодых рок-групп стали известны к шести вечера 26 июня. Уверенную победу одержала группа «Черный обелиск» из рок-лаборатории. А это значит, что вскоре об этом коллективе вы сможете прочитать на страницах «ЗД».

Интересно, какую программу они сейчас смотрят на видеомагнитофоне «ВМ-12» и телевизоре «Горизонт»? — ведь это был их приз победителей.

Дмитрий ШАВЫРИН.
Фото Вячеслава ЕЛИНА.
"Московский Комсомолец" 15.07.1988



Таланты! Где вы?

Одиннадцать концертов на Малой спортивной арене Лужников с точки зрения автора, режиссера, ведущего и зрителя

В ТРАДИЦИИ «Звуковой дорожки» всегда входило открытие новых имен. Процесс этот довольно рискованный. Ведь общая музыкальная культура зрительного зала, воспитанного преимущественно на материале, преподносимом радио и телевидением, очень осторожно и, как правило, неохотно принимает новые имена. Положение это можно потихоньку менять, но для этого необходимо идти на риск. С чем он связан? Прежде всего с тем, что концертная организация (будь то Москонцерт или Росконцерт), организуя тот или иной «праздничный концерт», думает прежде всего о получении прибыли. Со «звездами» все ясно — в зале аншлаг, значит, и прибыль есть. А если на сцене не «раскрученные» имена?

«Звуковая дорожка» долго пыталась найти единомышленников и уже много лет мечтала представить на большой сцене начинающих или незаслуженно забытых. И лишь только сейчас такие единомышленники в лице Москонцерта нашлись.

Мы думали не о прибыли, мы прежде всего думали о музыкантах, которым нужен зритель, чтобы поверить в себя, доказать свое право на существование. Планируя программу, мы исходили прежде всего из этого.

Понял ли нас зритель? Остался ли удовлетворен концертом? Сегодня, пожалуй, ответ давать рано. Но, судя по первым откликам, — концерты «Звуковая дорожка» представляет...» можно назвать удачей. Омрачило наш недельный музыкальный марафон лишь одно обстоятельство. По неизвестным до сих пор причинам в концертной программе не участвовала группа «Альянс». Этот факт расстроил не только поклонников ансамбля, но и организаторов в первую очередь. Музыканты просто пропали. Ни телеграммы, ни телефонных звонков с объяснением причины неявки на концерт мы до сих пор от них не получили. А жаль. Часть зрителей хотела увидеть именно эту группу. Тем более это обидно, потому что накануне «ЗД» познакомила своих читателей с этим коллективом.

Замена (для многих, естественно, неравноценная) нашлась уже в дни проведения концертов — 5 и 6 мая зрители вкратце познакомились с группой «Мегаполис», а 9 мая — с группой «Шанхай».

Задача открытия, на мой взгляд, была практически выполнена. Радостно было видеть, что зритель одинаково тепло встречает не только известные хиты Алексея Романова, известные еще со времен группы «Воскресенье», но и новые композиции. А главное, что внушало оптимизм, — нет, не забыли еще молодые и уже не очень молодые люди песен Романова Да и его нынешний состав группы «СВ» профессиональным знатокам рок-музыки говорит о многом.

ПОСЛЕДНИЙ день музыкального марафона я бы отнес к наиболее удачному. Наверное, во многом потому, что люблю традицию, музыкальность, профессионализм — то самое старое доброе ретро 70-х годов, обретшее сегодня новую форму и ищущее своего нового зрителя. Среди «ветеранов» его искать не приходится. Это больше относится к более юному поколению, принимающему, как правило, только «металл» или «новую волну»... Что я имею в виду? Сразу после выступления «СВ» нами был приготовлен сюрприз в виде группы «Шанхай» во главе с Евгением Маргулисом. Тем самым легендарным бас-гитаристом, начинавшим когда-то «Машину времени», «Аракс», «Воскресенье». Их выступление было логичным продолжением «ретро-части» всей программы. «Ветераны» столичного рок-н-ролла на сцене, немало их пришло в последний день и в зрительный зал. Гром аплодисментов и цветы — лучшее доказательство того, что данное направление может активно развиваться. А у 35—37-летних музыкантов есть еще для этого и «порох в пороховницах». Не только у Маргулиса, но и его коллег по «Шанхаю» — гитаристов Сергея Гусева и Дмитрия Рыбакова, барабанщика Михаила Колташова. Этот прямо-таки «битловский» состав уверенно заявил о себе в качестве претендентов на попадание в ближайшие номера «ЗД».

...Открывала каждый концерт молодая совсем группа «Маркиза». Конечно, ни опыт, ни репертуар, ни сценическая режиссура не позволяют коллективу надеяться на большой успех. Но потенциал у сестер Молчановых и их старшей партнерши Елены Соколовой есть, и это позволяет надеяться на «свою» аудиторию в самом ближайшем будущем. Те же слова можно отнести и к еще более молодому ансамблю «Восток».

«Тяжелый день» в своем жанре упорно рвется в лидеры и. надо сказать, это ему удается. Если ребята во главе с солистом Владимиром Бажиным будут также активно и серьезно работать, то они смогут в кратчайшие сроки занять место в первой тройке представителей «хэ-ви»-жанра.

На сцене — группа «Зодчие».И наконец «Зодчие». Честно говоря, приглашая группу для участия в концертах, я боялся за них больше всего. В последнее время группа предпочитала оставаться в тени (особенно после, мягко говоря, «провала» на «Рок-пано-раме-87»). Да и читательская почта подтверждала, что интерес к ансамблю как-то поугас.

И вдруг такой взрыв. С первого концерта до последнего. Цветы, гром аплодисментов, крики «браво». Причем, что удивительно, — как от тех, кто пришел на «металл», так и от тех, кто пришел на Романова. Группа для всех — от 5 до 50. Буквально возрождение, подобно фениксу. Что помогло им в этом? Абсолютно новый подход к теме, репертуар, основанный на песнях Григория Гладкова, Александра Белоносова, Валерия Сюткина, Юрия Давыдова, на стихах Игоря Иртеньева, в непосредственности в контакте со зрителями. И, конечно, есть смысл повнимательнее сейчас обратить внимание на «новых» «Зодчих».

Был в программе и еще один дебют (одновременно являющийся сюрпризом). Это выступление гитариста Виктора Зинчука, известного многим по его работе в составах ансамблей «Арсенал» и «Квадро». Сейчас Виктор серьезно занялся сольной карьерой, и зритель по достоинству оценил его уникальные данные как гитариста-виртуоза.

Виктор ЗинчукНА ЭТОМ, казалось бы, можно было поставить точку. И приступить к организации следующих концертов «Звуковой дорожки» (тем более что они уже не за горами). Но есть одно обстоятельство, затрагивающее целую гамму проблем. Это зритель, точнее посещаемость концертов. В этом отношении концерты «ЗД» были в лидерах всех столичных майских концертов. Ежедневно нашими гостями становились в среднем три тысячи человек (при вместимости зала семь тысяч). Раньше это можно было бы назвать ЧП. Сегодня — вполне нормальное явление.

— Что произошло? — спросите вы. А ничего особенного, так и должно было случиться. Многие артисты из года в год показывают свои старые программы. Москву просто перекормили рок-музыкой, а появление интересных личностей в жанре происходит крайне редко. Результат налицо. Кроме того, еще раз доказывается порочность практики проведения огромных сборных концертных программ (где каждому артисту отводится по две-три песни, а иногда и по одной), где зрителя собирают в основном на «обезьянку» (таким вот термином в артистических кругах называют артиста, выделенного крупным шрифтом на афише, на которого идет 80—90 процентов зрителей. Остальные артисты служат в качестве «приправы»). Вот именно поэтому более рациональным видится программа (пусть и сборная), где могут произойти открытия...

Сейчас для концертных площадок столицы (в особенности) начинается совсем иной период работы. Зритель давно уже разобрался, что к чему. И лишь та концертная организация, которая посмелее, поактивнее, где есть энтузиасты, сможет выйти победителем в этом назревающем кризисе. А зритель будет, он обязательно придет. Только смелее. Только побольше фантазии и новых идей.

Дмитрий ШАВЫРИН.
Фото Сергея ЖАБИНА.
"Московский Комсомолец" 12.05.198? (предположительно - 1989)


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 06 февраля 2009, 16:43
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001