"Смена" №13(1419), июль 1986 (ВЕКТОР, ЦЕНТР, БРАВО и др.)


Рок-музыка: прогноз на завтра

Музыкальные "волны" с самых разных широт всколыхнули на рубеже 70-80-х годов мировую популярную музыку, увязшую, как казалось, в беспросветном кризисе. Как одуванчики весной, появлялись группы, следовавшие новым музыкальным концепциям. Прежние рокеры-музыканты, остерегаясь оказаться "вне игры", молниеносно отрекались от того, что еще недавно, по их же словам, представляло "жизненный и творческий смысл", и, кто как мог, влезали на гребни "новых волн".

Все объяснимо - платил и заказывал музыку шоу-бизнес.

Но был и другой отсчет. Именно рубеж двух десятилетий - один из самых плодотворных этапов развития советской рок-музыки. Апофеозом стал фестиваль "Тбилиси-80", представивший пеструю палитру отечественной рок-музыки: от московской МАШИНЫ ВРЕМЕНИ до ленинградского АКВАРИУМА, от тбилисского БЛИЦА до таллинского МАГНЕТИК БЭНД. Перспективы виделись широкими. И вдруг...

То, что случилось в последующие три года, трудно охарактеризовать однозначно. Авторы некоторых публикаций употребляют слово "кризис". Думаю, сказать так - значит не сказать ничего. Ибо в результате стечения обстоятельств рок-музыканты с их творческими проблемами, удачами и провалами, находками и потерями оказались, не желая того, в центре бесплодных в большинстве своем споров, суть которых, за редчайшим исключением, была однозначна: "Кому это нужно?!". Не упустили тогда своих шансов приверженцы порочного администрирования, решившие одним махом поставить все на "свои" места. В результате дров наломали немало. За завалами уже не было видно и самих музыкантов. Поэтому анализ творчества любой рок-группы того периода должен учитывать внешние факторы самой музыки, вроде не касающиеся, но на творческий процесс влияющие. Действительно, трудно сказать, как сложилась бы, скажем, судьба ансамбля АРАКС, если бы записанный в конце 1980 года альбом "Колокол Тревоги" все-таки дошел до прилавков магазинов, а не остался пылиться на архивных полках фирмы "Мелодия". И кто знает, пришлось ли бы нам вообще говорить о таких качествах, ставших чуть ли не целым направлением, как неверие и пессимизм в текстах песен, если бы группы, о которых шла речь, видели четкую перспективу и заинтересованное участие в своей судьбе. Например, сотрудники музыкальной редакции Болгарского радио именно в хорошей организации работы с молодежными ансамблями видят главный фактор, определяющий социальный оптимизм болгарских рок-групп. Фактор, заметим, ценный...

Словом, объективные и субъективные сложности стали для многих рок-музыкантов в начале 80-х тормозом на творческом пути. Первые признаки оживления пришлись на 1983 год. Мы вплотную подходим к определению, ставшему популярным: "Новая московская волна". И не случайно вначале я вспоминал о перипетиях мировой поп-музыки. Если проводить формальные параллели, то признаки общей тенденции очевидны, - тот же всплеск после топтания и тупиковых ситуаций. Но есть и глубокие различия между новой волной московского рока и аналогами зарубежного происхождения.

Подвластность западной музыки законам коммерции зачастую обесценивает и нивелирует даже оригинальные находки и идеи. Не успел "нью уэйв" набрать свой "девятый вал", уже заговорили о новом кризисе. И его первыми симптомами стали такие сенсации, как ДЮРАН ДЮРАН и Майкл Джексон. К счастью, советская музыкальная культура свободна от издержек коммерциализации искусства. Движущей силой развития выступает потребность объективного творческого процесса, закономерного поиска новых выразительных средств.

Думаю, понятие "новая московская волна" в главном определяет содержательная сторона песен и музыки. Часто приходится сталкиваться с поверхностными оценками: раз слышен рваный ритм регги - значит "новая волна". Ничего подобного! В песне А. Макаревича "Туман" тоже прослушиваются ритмы регги, но никому в голову не приходит "награждать" МАШИНУ ВРЕМЕНИ термином "новая волна". Какая уж тут новая - группе под двадцать лет.

Каждое поколение несет в мир свое неповторимое и особенное. Молодежь первой половины 80-х не исключение, а "новая московская волна" - одна из музыкальных иллюстраций поколения. Радости, разочарования, победы этого поколения стали лейтмотивом песен. Исполнить их искренне, что в лучших традициях рок-музыки, могли лишь те, кому эти проблемы близки и понятны, кто не хочет фальшивить и лгать своим же сверстникам.

Кто же представляет "новую московскую волну"? Вот они: ЦЕНТР, БРАВО, ВЕКТОР... Нет, конечно же, это только часть. За последние два-три года появилось много коллективов. С ноября 1985 года почти сорок из них объединены в Московскую рок-лабораторию, творческое объединение, подобное ленинградскому рок-клубу.

Из перечисленных трех групп ВЕКТОР, правда, формально не относится к рок-лаборатории - надежды ансамбля связаны с профессиональной сценой. Но без упоминания об этом коллективе наш разговор будет неполным. Хотя группа молодая - ей нет и года, у нее не очень большая практика концертных выступлений, - тем не менее она уже привлекла внимание, получив приглашение от филармонии. Музыка ансамбля, что называется, в самом центре споров, а стиль этот - брэйк - неотделим от танца, поэтому концертное выступление задумано в виде яркого танцевально-музыкального зрелища, в котором музыка, слово, мизансцена являются неразрывным целым. Брэйк-спектакль ВЕКТОРА - сопровождается веселыми, остроумными песенками, в которых обнаруживаешь и остроту взгляда, и неординарность мышления авторов текстов.

Группа ЦЕНТР вызывает жаркие споры. Стилистику группы можно охарактеризовать определением "спокойная", даже "камерная". В ее основе - традиции бит-музыки и рок-н-роллов, но негромких. Кстати, одно из пристрастий "новой волны" - ретро-ностальгия. У ЦЕНТРА она достигла апогея: в специально подготовленной программе исполнялись первые отважные бит-эксперименты 60-х годов Н. Богословского, М. Блантера, А. Бабаджаняна, Е. Птичкина. Вновь зазвучали в "центровской" трактовке "Последняя Электричка", "Черный Кот", "Текстильный Городок" и другие.

Но лицо ЦЕНТРА - это его самостоятельные программы, в которых музыку и тексты пишут члены коллектива. Среди них большинство произведений принадлежит руководителю Василию Шумову. На мой взгляд, эти произведения интереснее и серьезнее в сравнении с программой, о которой шла речь выше. Музыкальное мышление В. Шумова лаконичное, выразительное. Кажется, что столь милые сердцу "центровцев" бит-формы усечены до предела, в них оставлено самое рациональное, помноженное на своеобразные мелодические конструкции.

К сожалению, погоня за пресловутым "валом" не обошла стороной и песенное творчество. Иначе нам не пришлось бы столько сокрушаться по поводу песен-штампов, наводнивших теле- и радиоэфир, опасно оккупировавших звуковые дорожки грампластинок. И будет очень полезно, когда, наконец, наряду с розовой СИНЕЙ ПТИЦЕЙ или поблекшими ГОЛУБЫМИ ГИТАРАМИ посетителям музыкальных магазинов будут предложены альбомы МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, ДИНАМИКА, КРУГА и хотя бы один долгоиграющий сборник групп "новой московской волны" с ВЕКТОРОМ, ЦЕНТРОМ, БРАВО...



БРАВО - группа, которая уже сейчас могла бы получить право на запись сольного макси-сингла. Она явный лидер не только рок-лаборатории, но и молодежной музыки вообще. Концерты группы, перед какой бы аудиторией они ни проходили - старшеклассниками, пришедшими на новогодний бал, посетителями рок-лаборатории или слушателями Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, - сопровождаются неизменным успехом. После концерта в ВКШ, например, по просьбе зрителей даже пришлось устроить импровизированную пресс-конференцию. Отзывы на выступление группы были самыми доброжелательными. Это - свидетельство того, что песни затронули какие-то очень важные струны в душах, что песни актуальны.

Музыкальный почерк БРАВО ярок и своеобразен. Помимо традиционного бита, нас знакомят с ритмами почти забытого фокстрота, напоминают оригинальную стилистику танца твист или классического рок-н-рола 50-х годов. Группа использует синтетические формы, не имеющие практически никаких аналогов, что дает полное основание говорить о стиле БРАВО. Участники БРАВО не просто талантливые музыканты. Они артисты. И настоящая звезда здесь - вокалистка Иванна Андерс.

Как видим, на содержательном "базисе" "новой волны", о котором уже было сказано, возведена музыкальная "надстройка" из самых многообразных стилей и течений. Конечно, говоря о песнях новых групп, я имел в виду лучшие. В творчестве многих молодежных коллективов до сих пор изобилует безвкусица, вычурность, поверхностность. А искренность часто подменяется позой искренности. Но вряд ли этой "позой" нужно подрывать доверие молодежной аудитории - завоевать его, как показывает практика, дело нелегкое.

Артур ГАСПАРЯН,
слушатель Высшей комсомольской школы
Фото Александра АСТАФЬЕВА


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 24 июня 2008, 17:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002