"Московский Комсомолец" 24.04.1987 (советский рок и СМИ)


Следствие и последствия

На светофоре слишком долго горел красный свет. По обе стороны «перекрестка» царило волнение. Желтый так и не загорелся. Моментально вспыхнул зеленый, причем очень ярко, и к центру «перекрестка» стали стекаться потоки всех, кто так долго ждал. С одной стороны давили профессионалы, с другой — любители, с третьей — Союз композиторов и Министерство культуры, с четвертой — средства массовой информации. Столкновение, как и бывает в подобных случаях, было неизбежным. Но перед тем, как оно произошло, необходимо было время...
Как вы, видимо, догадались, этот сюжет взят не из повседневной жизни Госавтоинспекции, а из наболевших проблем отечественной рок-музыки.


МАЙ прошлого года. Первый московский рок-фестиваль «Рок-панорама-86», который собрал на концертную площадку около 20 ведущих рок-групп страны. Результат — выпуск по итогам фестиваля двух долгоиграющих пластинок и... почти полное отсутствие прессы с итогами и разбором фестивальных событий. И тем не менее дело сдвинулось с мертвой точки.

Спустя некоторое время, ближе к осени, заметно была перестроена работа на радио и телевидении. Оживился и «Молодежный канал», музыкальные программы с роком на радиостанции «Маяк»; на «Юности» появилась передача «Хит-парад», а передача «45 минут в воскресной студии» начала проводить Всесоюзный радиоконкурс на лучшее исполнение советской эстрадной песни.

Песен действительно стало больше. Концертов значительно прибавилось, повсюду стали создаваться рок-клубы, а писать о рок-музыке стало делом престижным. Даже компетенция корреспондентов в данном вопросе в расчет не принимается.

В стремительно разворачивающихся событиях многие в Союзе композиторов и Министерстве культуры оказались в затруднительном положении. Рока становится больше, а исполняется он преимущественно самодеятельными авторами. А раз так, то надо принимать меры. Правда, в тот же период кое-кому показалось даже выгодным еще больше обострить ситуацию и спровоцировать контрудар по рок-музыке. Так родилась на свет карикатура на Союз композиторов в мартовском номере «Крокодила».

Эстетика эфира была подорвана — на радио и телевидении, помимо музыкального, материала, который раньше был «не рекомендуем к исполнению», мощным потоком хлынули откровенная халтура, песни, лишенные профессионального подхода к сочинительству, а порой и откровенная пошлость (к примеру, песенки из мюзикла «Как стать звездой» или «...луна, луна; цветы, цветы»). Фольклору, народной музыке, джазу и традиционной эстраде все меньше и меньше находилось времени и места. Дома культуры Москвы и области тоже, естественно, не хотели отстать от «моды на рок», и тогда в спешном порядке стали организовываться различные микро- и макси-фестивали. Например, только в один из февральских дней в газету поступили приглашения сразу на четыре рок-фестиваля с участием самодеятельных рок-музыкантов.

...ЧТО же делать в такой неожиданной ситуации обыкновенному зрителю? Аудитория, приучившаяся изо дня в день слушать примитивные сладенькие шлягеры, абсолютно растерялась. После слишком сладкого потребовалось что-то горькое или кислое. И это «блюдо» не заставило долго ждать. Как снежный ком обрушился «хэви-металл». Средства массовой информации не могли уже угомониться, а молодые ребята, как слепые котята, совершенно ошарашенно воспринимали все, что слышали, а иногда даже и видели.

Казалось бы, информация есть, а на самом деле многие молодые люди оказались у «разбитого корыта». Обнаружилось, что в резкое наступление пошел «информационный голод». Музыка появилась — а что, где, как, откуда, почему... и еще сотни вопросов. Если на все эти вопросы не дадим ответов мы, то с удовольствием дадут «они». Но с «соусом». Речь идет об информации, поступающей к нам из зарубежных радиоисточников.

За рубежом моментально среагировали на «момент» и решили: раз в нашей стране все посходили с ума от «металла», так, значит, надо внушить, что этот жанр на сегодняшний день самый популярный (хотя на самом деле все обстоит совсем иначе). И сделали свое дело — вконец заморочили голову рок-болельщикам.

Когда в двенадцатом номере журнала «Ровесник» мне пришлось прочитать письмо одной из поклонниц рок-музыки, в котором молодая девушка писала о том. что она «металлистка» и ее любимый исполнитель итальянец Пупо, то, честное слово, я не поверил в правдивость письма. До тех пор. пока в редакцию не стали приходить письма аналогичного содержания.

Читатели на нескольких страницах описывают свое восхищение от «хэви-металл» и в конце своих посланий просят рассказать о своих кумирах. Например, о Роде Стюарте и группе «Полис», об «АС/ДС» и Элтоне Джоне, о «Черном кофе», «Арии», «Круизе» и... «Аквариуме», «Центре», «Бригаде С» и «Форуме». Все новое — это «металл», все ранее неведомое — это тоже «металл». Почему же все? Очень просто — раз «хэви» в моде, значит, все, кто играет рок, играют именно в этом стиле. Кто-то даже требует на радио открыть новую передачу... «В мире металла». Полная безграмотность, нежелание узнать истоки (да, в принципе, откуда их узнавать-то?), полная инфантильность. Впрочем, такие тенденции наблюдаются не только у зрительской аудитории, но и у самих музыкантов. Все делается «на скорую руку» — лишь бы успеть, лишь бы не упустить «удачный» момент...

Конечно, надо признать, что ошибки в музыкальном воспитании были. Часть из них осталась и сегодня. Всевозможные запреты привели к тому, что молодежь в своих музыкальных пристрастиях стала преимущественно ориентироваться на западную массовую культуру, и это породило те негативные явления среди молодых девушек и юношей, которые проявились сейчас. Признаемся и в том, что слишком серьезными и не всегда оправданными были контроль и некомпетентность, недоброжелательность художественных советов, попытки не замечать растущей потребности в рок-музыке и всяческих «отмахиваний» от нее. Все это в целом сегодня отрицательно сказалось на воспитании подрастающего поколения. А ведь некоторых-то и воспитывать уже поздно.

В СВЕТЕ последних перемен в отношении к рок-музыке нельзя не упомянуть еще одну опасную тенденцию. Ту самую, которая и породила серьезность столкновений. Авторы радио-, телепрограмм, авторы публикаций в газетах и журналах любыми дозволенными и недозволенными методами пытаются противопоставлять классику — эстраде, рок-музыку — джазу, фольклор — народной музыке, самодеятельных музыкантов — профессиональным. И здесь страсти подогреваются недоброжелателями.

В любом другом виде искусств этого почти нет. В музыке — пожалуйста. Неужели жанры не могут мирно сосуществовать и взаимно дополнять друг друга, обогащая нашу музыкальную культуру?

Тут уместно было процитировать статью газеты «Советская культура» «Молодежь и культура», вышедшую 14 апреля:
«Никакая демократия не освобождает от необходимости думать и никакая гласность не должна отменять художественных и идейных критериев в оценке явлений искусства. Ясно же, что демократизация на руку не только самым талантливым, но и тем, кто пропагандирует серость, халтуру под эгидой все той же гласности. И настоящее искусство должно быть к этой борьбе с халтурой готово всегда».

Но нет, не готово оно оказалось вовремя откорректировать музыку, и в эфире уже прозвучало столько, что теперь работу по исправлению допущенных ошибок приходится начинать практически заново. Не научились мы еще правильно и умело пропагандировать лучшие образцы нашей музыки, по-прежнему тонут в ворохе бюрократических бумаг министерств интересные начинания райкомов комсомола, мы не можем до сих пор в нормальных условиях показать за рубежом все лучшее, что у нас есть в рок-музыке, боимся публично на телевидении развенчать отсутствие самобытности некоторых «рокеров», боимся выпускать пластинки с записью тех групп, которые лишь немного не «в рамках» привычного и устоявшегося.

А ведь именно так, а не иначе, мы сможем дать возможность молодежи четко сориентироваться в музыкальных пристрастиях и воспитать вкус, научить ребят отличать поделки от искусства от настоящей музыки. ИТАК, «музыкальный джинн» выпущен из бутылки. Лавина растет не по дням, а по часам, сокрушая (точнее, пытаясь сокрушить) все на своем пути. В растерянности композиторы и поэты, в еще более печальном положении оказались многочисленные поклонники модных ритмов, которые остались без истории рока и с неопределенным представлением его будущего.

Не раз за последнее время в печати вставал вопрос о создании специализированного журнала по вопросам популярной музыки. Необходимость в нем более чем очевидна, но никто не хочет браться за разрешение этой проблемы. Нет пока такого энтузиаста, который бы, не жалея времени и сил, взялся б за организацию подобного издания, преодолевая все возможные на этом нелегком пути преграды. Хорошо — создание журнала как проблема продолжает находиться в подвешенном состоянии. Но даже если он и будет создан — вопросов от этого не станет меньше. Где найти авторов? Где черпать информацию? Откуда получать аудио- и видеоинформацию?

В ближайшей перспективе дело видится так — на базе одного из домов культуры группа энтузиастов может создать экспериментальный информационно-музыкальный центр.

По идее, в него должна стекаться вся печатная информация (не секрет — в журналах и молодежных газетах городов и областей страны существуют музыкальные странички), вся музыкальная информация. На базе такого центра возможно создание архива поп-музыки, группы переводчиков и т. д. Не думаем, чтобы сами композиторы и исполнители могли отказать в помощи такому центру. В наличие энтузиастов и энтузиазма мы тоже верим.

НА ЭТОМ можно было бы поставить точку. Но «туман» стал потихоньку рассеиваться, и... вновь начинают терять свою былую привлекательность музыкальные программы ЦТ и ВР. И все встает на «круги своя» — в эфир возвращаются серость и музыкальный примитив, ставший таким привычным на нашей «традиционной эстраде».

А ведь так все просто — подружить жанры и помочь добрым профессиональным советом. А тогда уже через год-два будут видны результаты.

Дмитрий ШАВЫРИН,
ведущий страницы «Звуковая дорожка».


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 26 мая 2008, 11:59
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.001