"Московский Комсомолец" 05.01.1988 (американцы о нас и о себе)


Плюсы и минусы «рок-встречи на высшем уровне»

Последний альбом одной из американских рок-групп называется «Мир продается, но кто покупатель?» Эта фраза отлично подходит для выражения моего отношения к американскому документальному фильму, названному явно ошибочно «Рок-встреча на высшем уровне». Фильм рассказал о концерте за мир на стадионе в Измайлове и был недавно показан в телевизионной программе «Шоу-тайм». Я не могу не согласиться с идеей проведения культурных мероприятий для установления лучшего взаимопонимания и сотрудничества между нашими странами. Однако все те, кто представлял на концерте рок-музыку США, относятся к тому поколению исполнителей рока, чьи времена творческого подъема отошли в далекое прошлое. Поэтому покупателя нет.

Но я еще вернусь к музыкальной стороне вопроса после того, как мы обсудим еще один, более значительный недостаток фильма, но который, между прочим, наши зрители восприняли более благожелательно. Концертные съемки перемежались с кадрами материала, отснятого во время американо-советского Марша мира Ленинград—Москва. За исключением нескольких промелькнувших красивых картинок, запечатлевших советских сельских жителей, смотреть было нечего, все выглядело неинтересно. Почему? Во-первых, едва ли может быть что-либо более скучное для зрителей, чем просмотр фотографий или любительских фильмов, отснятых во время чужого путешествия. Мы видим американских участников похода в палатках, во время купания, нам показывают, как они едят, поют песни около костров и в общем хорошо проводят время, что, конечно, само по себе прекрасно. Но если мы лично не принимали во всем этом участие, почему нас это должно интересовать?

Возникает и вторая проблема. Тот тип американцев — участников марша, как и американских музыкантов, был характерен для ушедших в прошлое 60-х годов. Эти люди проявили в общении со своими советскими друзьями и свойственную нам еще наивность, привычку смотреть на все широко открытыми глазами, и непреднамеренную снисходительность, чем некогда грешил и я. Например, есть эпизод, где участники марша чуть ли не с удивлением жалуются на обилие комаров. Неужели! В России есть комары! И у нас тоже!

И потом, есть еще один примечательный эпизод, когда американский участник рассказывает нам, что русские любят рок-н-ролл! Только то, что русские парни играют на своих гитарах, — это вовсе не рок-н-ролл, это всего лишь народная песня, в которой присутствует слово «рок-н-ролл». Кроме того, похоже, что американские участники марша знают гораздо меньше о современном роке, чем русские, если они решили услаждать слух своих хозяев песнями в стиле рок, которые были написаны несколько десятилетий назад, как, например, «Обратно в СССР» «Битлз» (которую, естественно, русские, к нашему большому удивлению (!), прекрасно знают) и хит 1966 года «Калифорнийские мечты» группы «Мамас энд папас».

А теперь вернемся к концерту. Американские исполнители Сантана, Братья Дуби, Джеймс Тэйлор и Бонни Рэйтт хотя и пользовались колоссальным успехом, в творческом и в коммерческом плане давно прошли пик своей популярности. Действительно, Рэйтт, которая никогда не была особенно популярна у нас из-за своего некоммерческого артистического образа, — несомненно, самая значительная фигура из всех, кто принимал участие в концерте. Что касается остальных, то подобных музыкантов у нас в стране называют «рок-динозаврами». Это значит, что эти исполнители могли быть действительно великими в свое время, но сейчас они не более чем исторические реликвии давно минувшей эпохи. Правда, они еще очень хорошо играют и доставляют удовольствие своим поклонникам, но на примере Сантаны и особенно «Дуби бразерс» хорошо видно, что характерный для них мягкий рок, перегруженный проигрышами и не представляющий ничего нового с точки зрения техники и манеры исполнения, выглядит старомодно рядом с современным роком.

Для критически настроенного американского обозревателя, коим я и являюсь, из всех исполнителей лишь рок-группа «Автограф» интересна, поскольку она дает возможность увидеть, что представляют собой русские рок-музыканты. Вызывает, однако, сожаление, что «Автограф», по-видимому, подражает худшим сторонам коммерческого рока 70-х годов: это касается внешнего вида членов рок-группы, их манеры исполнения, аранжировок и голосов, хотя, пожалуй, лишь песня «Нам нужен мир», сама по себе не представляющая особого интереса, прозвучала достаточно свежо в исполнении ансамбля, почти без характерных для американского шоу-бизнеса украшательств. Самым же запоминающимся из всего концерта стало очаровательное выступление советских школьников, исполнивших на английском языке песню «Видели ли вы человека-пышку?» Они доставили нам истинное удовольствие, спев нашу детскую песенку на нашем родном языке, в то время как наши соотечественники запинались, произнося простейшие русские фразы (!).

Именно в этом состоит огромная ценность и польза «рок-встречи в верхах»: она дает нам редкую возможность взглянуть на простых русских людей. Да-да, к нашему великому удивлению, они, кажется, действительно такие же, как мы! Сердечные, дружелюбные, человечные (ничто человеческое им не чуждо). Их также волнуют вопросы сохранения мира. Этим обеспокоены и дети, и молодые люди, об этом говорит и бабушка, которая, как нам сказали, потеряла мужа и брата на той войне, в которой обе наши страны понесли такие большие потери.

Подводя итог, Стив Возняк (устроитель марша с американской стороны и создатель компьютерной системы «Эппл») сказал, что каковы бы ни были политические убеждения отдельных людей, очень важно развеять «миф о России», в духе которого мы все были воспитаны, и уяснить себе раз и навсегда, что ваш народ и наш народ питают одни и те же чаяния и надежды.

А что же дальше? Как американский музыкальный критик я очень рад тому, что некоторые наши артисты получили наконец возможность показать свое искусство перед советской аудиторией. Надеюсь, что наши более современные исполнители побывают с гастролями в СССР. Надеюсь также, что я и мои сограждане смогут послушать ваших музыкантов, работающих в стиле рок, и, познакомившись с их творчеством, получат более точное представление о современной советской культуре и образе мышления.

Джим БЕССМЭН,
американский музыкальный критик.

(АПН).
Нью-Йорк.


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 15 апреля 2008, 10:33
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.6 / 5 / 0.002