"Ленинская Смена" (Горький) 11.04.1990 (о советском роке)


Советский рок: подвал и тупик?

Вот ом идет, советский рок! Во главе колонны — БГ, довольный собой. Он форвард, ему все нипочем, даже «Машина времени» и Крис Кельми за, а не перед ним. Он -— воплощение мысли. В нем замыкается советский, нет, русский рок. Смотрите, чудо, БоГ! А уже за ним следуют периферийный диссидент» — Ю. Шевчук, агрессивный борец К. Кинчев, еще один борец, правда, не злобный, а скорее гордый — В. Цой. всегда веселый А. Лукьянов из группы «Окно»; ковыляет на полусогнутых П. Мамонов; не касаясь земли, устремив очи вдаль, парит В. Бутусов. Некоторое разнообразие вносит колонна численностью около 30 человек группы «АВИА». А вот и хулиганы — это группы «Объект насмешек» и «Телевизор», злые и остро-социальные, они создают нервозную обстановку в рядах прочих: кто знает, что они выкинут. Замыкают шествие группы, играющие авангард, и оголтелые панки.

В аутсайдерах остаются «Машина времени», «Урфин Джюс», ведь они не так критически настроены, и им нет места в этом шествии, объединенном идеей учить, показывать, вскрывать.

Так мне представляется некий рок-парад советских групп. Многих здесь нет. Но я думаю, перечисленных для определенного представления достаточно. Предвижу, как ярый фанат русского рока ищет ручку и конверт для написания письма, возмущенного и строгого. Он кусает кулаки и локти. Эй, парень, оставь руки в покое, они еще тебе пригодятся в борьбе за перестройку. Это только лишь мое мнение, личное мнение.

В течение пяти последних лет большинство советских рок-групп занимается вскрыванием язв и развенчиванием нашего прошлого, Темы песен: от наркотиков и шлюх до культа и застоя. Рок довольно упорно лечит социальные болезни. (Во всяком случае, ему так кажется). Здесь применяются и открытое запугивание, и пассивная оценка, и зловещие призывы, и мудреные заумности. Никого не забыли: тут и бюрократы с начальниками, и ребята, измывающиеся над собой же, и скептические настроения вперемешку с драками, шприцами, гражданской войной и колбасой.

Ладно бы, одни рок вещал об этом. Так нет, совершенно не относящиеся к року сочинители туда же. Достаточно вспомнить «Капитана» Кузьмина и «Путану» Газманова, которые тоже внесли свою лепту в показ нашей действительности.

Но все-таки «Звуки My» нам родные, и мы прощаем им то, чего никогда бы не простили «Кисс» или Оззи Осборну. Если на концерте группы «Аукцион» Веселкин повернется к нам голым задом, мы погрозим пальцем, но если «Кисс» нам покажут языки с фотографий, то мы (даже не слыша их песен) составим нетерпимое мнение и заклеймим. Да и не понимаем мы, о чем они, западные, поют. И не хотим понимать. Зачем нам их проблемы? Нам своя общественная грязь дороже.

У нас, разумеется, хватает песен о наркоманах, убийцах и прочих подобных. А как же обыкновенная молодежь, которая ходит по улицам и сидит в подъездах? «Мальчики и девочки ходят по улицам, им негде друг друга любить» — кажется, так поет группа «Зоопарк».

А вот другая песня: «У меня есть мотоцикл и нож-кнопарь, вечером я хочу подраться, и единственное, что меня заводит, — это девочки, девочки, девочки» («Мотли Крю» «Девочки, девочки, девочки»)
Разница небольшая, но ощутимая. Сюжеты песен «Мотли Крю» — многие ситуации, с которыми так или иначе сталкиваются молодые люди. «Блюз Городских Парней» рассказывает о влиянии компании, о невозможности в некоторых ситуациях противостоять ей. Одного из тех, кто нарушил сложившиеся в компании законы, избили собственные дружки. Или песня «Вечером мы так нуждаемся в любви» — о пустом времяпрепровождении, бездумном шатании по улицам и фантазиях о лучшей жизни — без одиночества среди собственных друзей, которых, впрочем, и друзьями-то не назовешь. Разве такого нет в нашей жизни?

И что наши рокеры? Вгоняют в тоску. Уж если альбом начинается мрачной песней, будь уверен: дальше веселей не станет. Нет, дорогой слушатель, мы не оставим тебе надежды. Послушай еще одну песенку, и тогда решишь, что самоубийство — единственный выход.

Тут-то и приходит тебе на помощь «Ласковый май» и прочие: «Сталкер», «Серпантин», «ЛСД» и «Мираж» с придатками. Танцуй и ни о чем не думай. Детский голосок вокалиста напоминает тебе, что можно любить, расставаться, стоять под окнами, писать письма, балдеть, потому что лето, грустить, потому что осень, пытаться спасти белые розы (вместо того, чтобы, подобно героям песни «Звуки My», выращивать мак). А если не то и не другое? Слушай песни на английском (только не думайте, что я вербую вас в армию поклонников «хеви-метал»).

«Звуки My» и «Ласковый май» — это полюса рока и эстрады. Нормальных рок-песен в стране не поют.

Несколько слов о видеоклипах. Грязный город, исписанные стены, подъезд, подвал — наш рок-клип. Рубаха-парень играет на гармони, дебил прыгает по сцене, зловещий образ Великого Вождя всех народов, разрушенная церковь — и это опять мы. (Тьфу,
что же мы убогие какие!)

Правда, есть проблески, например, Крис Кельми «Ночное рандеву», но уж больно он схож с клипом «Уайтснейк» «Если это любовь». Ну да ладно, и на том спасибо, что Сталина или подвал не показали (хотя этот клип тоже, разумеется, острокритический — все-таки проститутка показана). Мрачно, невесело. Эх!

А вот «их» клипы — жить хочется. Тот же «Бон Джови» — это же здорово! Группа «Кисс» выпустила очень хороший видеоклип (который «Ровесник» сразу же превратил на своих страницах в очередную глупость с Запада и обозвал призывом к насилию). Но мне здесь видится нечто другое. Серьезные проблемы и у них затрагиваются, но как — судите сами.

Парень сидит и смотрит телевизор, рядом что-то орет отец. По телевизору выступает группа «Кисс». Они пьют и одновременно стреляют из пушки танка по всем ненавистным парню продуктам общества (приемник, люстра, холодильник, мебель). Отец в бешенстве, сынок сидит с ухмылкой. Потом встает и выходит на улицу, по которой идут такие же парни. Их сплотила к протесту ненависть к безрадостной и однообразной жизни. Вот такими клипами можно чего-то добиться.

Мы же все носимся со своими язвами. Так и хочется остановить «весь этот рок» и сказать: «Хватит. Надоело. Что-нибудь другое у вас есть?» Нет. Вот именно, что нет. Не могут наши рокеры быть не злыми. Или злятся на себя, как «Телевизор», или смеются над собой, как «Окно». Словно голодные псы, советские группы роются в общественных помойках, вытаскивая все самое грязное, самое грустное, самое пошлое. И, забравшись на сцену, рассказывают нам о том, что вытащили.

По инерции катятся одна на другую похожие группы. Есть отдельные проблески типа «Наутилус» и БГ (хотя и они не брезгуют социальщиной). Но это скорее исключение из правил. Большинство же продолжает злиться, нацепив на себя маску мучеников за свободу. Бессмысленная ярость большинства групп будет продолжаться, пока они сами не поймут, что, вытаскивая всю грязь, они достигают совершенно другого эффекта, чем тот, не который надеялись.

Я думаю, выход — писать что-то иное. Иначе даже тебе, яростный защитник советского рока, захочется когда-нибудь заткнуть свои уши или поставить кассету с «Ласковым маем» (но, думаю, до эдакой крайности не дойдет). Потому что невозможно постоянно слушать лишь о плохом и о каких-то «не твоих» проблемах (если ты молод и нормален). Невозможно, чтобы наш рок так долго оставался в трансе.
«Может быть, еще не поздно научить людей любить и забыть ненависть» (Оззи Осборн, «Сумасшедший поезд»).

В. АЛЕКСЕЕВ

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 04 апреля 2008, 17:44
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.71 / 5 / 0.003