"Комсомольская Правда" 26.04.1987 (Московская рок-лаборатория)


Перевертыши
Кто мешает работе творческой мастерской

Представьте ситуацию. Ложитесь вы спать нормальным человеком, а просыпаетесь чуть ли не «антисоветчиком». Конечно, за спиной шепоток «А с виду не подумаешь...» Начальство при вашем появлении шумно вздыхает. Друзья здороваться перестают. Старушки у подъезда откровенно вслед плюют. В чем дело? А в том, что кто-то отстучал на машинке пасквиль с душком и, что называется, за здорово живешь вашу фамилию под ним поставил. Конечно, справедливость в конце концов торжествует. Доброе имя вам возвращают.

Именно в такую ситуацию попала немалая часть руководства и актива Московской рок-лаборатории. Впрочем, обо всем по порядку.

Полтора года существует Московская рок-лаборатория. Совместное детище единого научно-методического центра Главного управления культуры Мосгорисполкома, МГК ВЛКСМ и МГСПС. Не имеющая аналогов организация. Главная ее цель — помочь встать на ноги самодеятельным группам. «Встать на ноги» — понятие широкое. Это и поиски помещения для репетиций, и приобретение аппаратуры, и проведение концертов. На совести лаборатории не только оргвопросы, но и более серьезные задачи — такие, как, скажем, формирование музыкального вкуса начинающих певцов и музыкантов, вывод самодеятельных групп из «подвалов». Большим и очень нужным делом занята рок-лаборатория. Но КПД ее мог быть выше, если бы ей не мешали, если бы не было людей, кто в лаборатории видит чуть ли не личного врага.

Кому ж мешает лаборатория?

Прежде всего всякого рода подпольным менеджерам. Теперь, когда большая часть этих самодеятельных групп вошла в состав лаборатории, взявшей на себя функции организатора концертной деятельности, они остались «не у дел», лишились «кормушки». Не продашь теперь в «красный уголок» комплект билетов по 10 рублей... Разве можно «простить» подобное?

«Костью в горле» встала эта лаборатория у тех, кто до недавнего времени метил на роль вождей подпольного рока. Они пытались сплотить многоликую массу непрофессиональных рок-групп под своим началом. В начале 80-х негативное отношение многих инстанций к рок-музыке создавало своего рода питательную среду для подобных настроений. Однако перестройка в культуре, новый, конструктивный подход к молодежной музыке выбили почву из-под ног «подпольщиков». Противоборство с организовавшейся в конце 1985 года рок-лабораторией новоявленным «вождям» оказалось не по силам. Один за одним самодеятельные коллективы выходили из-под влияния подпольных менеджеров. «Вожди» остались без подчиненных. Ораторы — без аудитории.

Отсюда и берет начало кампания, направленная на уничтожение лаборатории. Параллельно взят жесткий курс на компрометацию ее руководства (вспомним об эпизоде с подставкой чужих фамилий под клеветнической писаниной). Вот излюбленный прием подпольных рок-дельцов. Проводит, скажем, лаборатория концерт где-нибудь на окраинах столицы, они тут как тут. Подбивается окрестная «улица» на избиение музыкантов. ЧП пресекается, но начинает распространяться «утка»: мол, не может лаборатория обеспечить порядок на своем мероприятии.

Другой пример. Приглашает какой-нибудь столичный клуб или Дворец культуры рок-коллектив из другого города. Однако концерт из-за чисто хозяйственных неувязок срывается. Музыканты ругают культработников. Культработники оправдываются как могут. Для рок-дельцов такая ситуация — праздник. Моментально распускается слух: виновата во всем лаборатория, якобы «запрещающая» не угодные ей концерты.

В середине февраля в Одессе группа лиц под руководством опытной рок-менеджерши Н. Комаровой, представившись активистами лаборатории, учинила серию скандалов на концертах фестиваля, проводимого Одесским рок-клубом. Итог — письма местного руководства о недостойном поведении «руководства рок-лаборатории». На репутации — грязное пятно.

В то же время некто А. Гильденбрандт, используемый подпольными менеджерами «на побегушках», спровоцировал рок-группу «НИИ-косметики» отказаться от участия в «Фестивале надежд» и написать жалобы на руководство единого научно-методического центра и лаборатории.

Люди, занимающиеся подобными «штучками», неплохо организованы, располагают основательными личными связями. Иные из них нет-нет да и прорываются на страницы печатных органов. И не в какие-то там многотиражки, а в авторитетные газеты и журналы. На страницах печати появились в последнее время материалы М. Сигалова (публикуется обычно под псевдонимом), набившего руку на переводах зарубежных статей о рок-музыке. Несколько лет назад он вместе с И. Смирновым и некоторыми другими молодыми людьми занялся изданием подпольного журнала «Ухо», позже переименованного в «Урлайт». Преследуемые при этом цели — прямое и косвенное охаивание деятельности рок-лаборатории, науськивание лидеров неформальных молодежных объединений на рок-музыкантов, смакование «жареных» фактов из мира отечественного рока. М. Сигалов в своих «официальных» публикациях предпочитает славословия в адрес Ю. Антонова, И. Николаева или Тото Кутуньо. На страницах «Уха» он смешивает с грязью ансамбль «Круиз», одновременно отвешивая ему же комплименты в официальной прессе. С грустью следует признать, что большинство наших газет и журналов просто не готовы к серьезному разговору о таком значительном и самобытном явлении отечественной культуры, как рок-музыка. В редакциях подчас отсутствуют специалисты, способные ориентироваться в этом явлении. Прежние подходы и критерии, оказались безнадежно устаревшими, но жизнь требует публикаций о рок-музыке. Стоило бы иным доверчивым редакторам почитать самоиздатовские выпуски, где их авторы преподносят новости из мира отечественной рок-музыки, непременно сдабривая их откровенной клеветой.

Для членов рок-лаборатории, ее актива вопрос ясен. Всех, кто «мутит воду», они знают поименно и в лицо. Давно мозолят им глаза «рыжий Сергей», «человек с квадратной головой» — Илья, которые, прикрываясь справками об умственной неполноценности, ставят палки в колеса рок-движению. Давно знакома им и некая Наташа по кличке Комета, прославившаяся устройством нелегальных концертов, заканчивающихся драками. Известен и «журналист» Миша, мастер по написанию подметных писем в инстанции.

Впрочем, возня вокруг концертов самодеятельных рок-групп не что иное, как обычная накипь, сопровождающая всякое большое дело. В том числе и такой сложный и противоречивый процесс, как становление советской рок-музыки.

Б. ЗЕМЦОВ.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 13 марта 2008, 12:41
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.003