"Молодежная Эстрада" №01'1992 (РАУНД, астраханский рок и др.)


МУЗЫКА СУПЕРМЕНОВ

Группа РАУНД«Рок-н-ролл мертв», – обмолвился как-то один из ведущих его представителей, не подозревая, что именно эти слова положат начало полемике на страницах молодежной прессы о существовании и актуальности рок-н-ролла как музыкального жанра. О рок-кризисе продолжают говорить до сих пор, но, несмотря на бурные споры критиков, рок-н-ролл продолжает свое шествие в искусстве. Как ни парадоксально, но число рок-групп не только не становится меньше, но и увеличивается с каждым днем. Примечательно и то, что некоторые молодые рокеры, быстренько сделав программу из 5–10 песен, начинают гастролировать под фонограмму, а после концертов любят поразглагольствовать на тему места их музыки в мировой рок-культуре.

Очень немногие из них по-настоящему талантливые музыканты, умеющие профессионально (и «живьем») играть на своих инструментах. В остальном же экономический кризис неминуемо отражается на музыке, в результате чего интересных исполнителей на отечественной сцене появляется очень и очень мало, а засилье одноклеточной музыки на ней не дает истинным музыкантам раскрыть свой талант в полной мере. Хорошую музыку зал встречает гробовым молчанием, особенно если это рок, прекрасным же свидетельством тому является выступление группы «Третий Рим» или Инны Желанной на последнем шоу «50X50»…

В списке исполнителей, оказавшихся в подобной ситуации, и стоит «Раунд». Команда далеко немолодая и довольно известная в рок-кругах, переживающая сейчас свое второе рождение…

Образовался «Раунд» еще в 1987 году на базе центра ныне покойного Векштейна и некоторое время работал с рок-певицей Антониной Жмаковой. Благодаря хитовой композиции «Город», вошедшей в пластинку «Рок-панорамы», к «Раунду» пришел первый успех. Но желание музыкантов попробовать свои силы в самостоятельной работе заставило их покинуть обитель Векштейна, и с октября 88-го года «Раунд» начинает работать сольно. Однако потом, как это часто бывает из-за творческих разногласий, каждый музыкант пошел своей дорогой. Бывшие раундовцы образовали группы «Кардинал» и «Хелло, Райзер», а название «Раунд» оставил за собой его бессменный лидер – гитарист Владимир Бажейкин, начавший поиски нового состава.

Через недолгое время он находит двух единомышленников, также давно скитавшихся в поисках «своей» музыки, которым и предлагает возродить «Раунд», но уже в другом качестве – не как хеви-металлическую группу, а как тяжело-рок-н-ролльную. Поигравшие во многих к тому времени коллективах бас-гитарист Игорь Тарасов (гр. «Мартин») и барабанщик Павел Зюзин (гр. Саруханова, Потемкина, роковый «Сталкер»), долго не раздумывая, принимают предложение и подключаются к работе над новой программой. Так родился проект «Супермен»… Почти весь музыкальный материал в нем написал гитарист и лидер Владимир Бажейкин. Некоторые композиции и полную аранжировку всего альбома сделал барабанщик Павел Зюзин, а басист Игорь Тарасов, помимо музыки, занимался еще и административной работой в коллективе. Примерно в этот период в одной из московских студий ребята знакомятся с начинающим рок-поэтом Кариной Вольной, сыгравшей немаловажную роль в становлении «Раунда». Впервые за всю историю коллектива с ним стал сотрудничать поэт, написавший все тексты песен альбома. Кстати, по названию одной из них и было решено проект окрестить «Суперменом»! Кроме того, в название был вложен определенный смысл: с одной стороны – музыка «Раунда» действительно музыка для настоящих суперменов, а с другой – чувствуется, что и супермены не обходятся без женского участия в своей судьбе. Именно через поэта «Раунд» обрел еще одного единомышленника – Московское управление инкассации, которое взяло группу под свою крышу, став шикарным спонсором. Благодаря ему поклонники хорошего рок-н-ролла имеют возможность познакомиться с музыкой группы. Огорчало одно: к моменту полной готовности альбома к записи группе не хватало солиста… Поиски вокалиста длились уже более полугода, но многочисленные прослушивания рок-певцов положительных результатов не давали. Важно было найти не столько человека, обладающего хорошей внешностью, сколько певца, способного донести до слушателя саму идею старого доброго рок-н-ролла, но… Медлить с записью ребята не хотели, и было решено, что петь будет сам лидер «Раунда» Владимир Бажейкин. Однако первая запись, осуществленная в студии Стаса Намина еще осенью прошлого года, лишний раз доказала, что для полной гармонии вокалист просто необходим… Профессионалы оценили эту работу на «четыре с плюсом», но альтернативы пока не было, и с этим материалом ребята начинают процесс «раскрутки»…

Между тем поиск солиста продолжался. Кроме того, было решено написать все тексты на английском языке – родном языке рок-н-ролла. Но как раз этого-то языка поэт не знала! Согласитесь, что петь рок-н-ролл на немецком русской группе довольно смешно! Вкупе с этими проблемами ребят настигла еще одна – Владимир Бажейкин при первом гололеде поскользнулся и сломал ногу, оторвавшись таким образом от работы группы на три месяца.

Но не было бы счастья, да несчастье помогло, и в этот период мелких промахов музыканты случайно наталкиваются на талантливого вокалиста Сергея Хромова. Именно он оказался обладателем того «индивидуального рОкового голоса», так недостающего «Раунду». Ребята приглашают его попробоваться солистом, начинаются первые пробные репетиции. А параллельно с этим хороший приятель барабанщика Павла Зюзина, музыкант группы «Каре» Георгий Корнеев берется написать тексты на английском… И, пока Бажейкин лежал в больнице, Игорь Тарасов и Павел Зюзин не стали терять время: за короткий срок Сергей Хромов превратился в настоящего рок-певца и спел на второй записи всю программу на английском без единой ошибки в произношении! С новыми силами альбом был переписан ровно на «пять»!

Анализируя музыку «Супермена», можно твердо сказать, что рассчитана она на всех, кто любит хороший рок-н-ролл с оттенками хулиганства и задора. Об этом говорят сами названия песен – «Плохой мальчик», «Агент 02», «Супермен». Разумеется, не обошлось без посвящений прекрасной половине человечества – «Крошка Кэт», «Не торопи, девчонка, ночь!», «Будь счастлив в любви». Включены в альбом и чисто философско-ностальгические композиции – «Дом мой», «Усталый путник», «Вечный рок-н-ролл»… Правда, смысл английского варианта не всегда совпадает с русским, поэтому для знающих этот язык песни «Раунда» совсем о другом.

Единственная песня, смысл которой совпал в двух вариантах, – это композиция «Будь счастлив в любви» (английский текст написан Маргаритой Пушкиной, также много сделавшей для становления «Раунда»). На эту медленную трогательную балладу об отношениях мужчины и женщины и снят первый видеоклип группы «Раунд» – уверена, что работа режиссера Валентина Козловского непременно понравится зрителям, когда клип появится на экранах ТВ.

В ближайших творческих планах – активно пробиваться к вершинам Рок-Олимпа, что требует много энергии, связей, времени и денег. Ведутся переговоры с фирмой «Бизинтепрайзис», занимающейся раскруткой рок-групп. Однако, насколько будет удачно сотрудничество, судить пока сложно, поскольку главное лицо фирмы Борис Зосимов находится в деловой поездке в США.

Но главное, что нулевая точка отсчета «Раунда» осталась позади! Впереди же группа очень надеется на успех и любовь у слушателей, которым своими песнями музыканты «Раунда» желают быть настоящими суперменами с непременным счастьем в любви!

Катя Доменикова
Фото А. Кропоткина



РОК-КАБАРЕ

От редакции. Сегодня резко усилились тенденции к модернизации русского фольклора (впрочем, не только русского), использования его в джазовых и рок-композициях. В этом видят новый импульс в развитии современного музыкального модерна. Импульс, возможно, есть. Однако фольклористы видят в подобных попытках разрушение национального фольклора, полную подмену его духа и сущности. В этой связи нам представляется чрезвычайно важным познакомить читателей с размышлениями Владимира Шатилова, который, будучи хорошо осведомленным в проблемах рок-музыки, является еще и фольклористом в традиционном значении этого слова.

ПОЗИЦИЯ

Группа ПРЕОБРАЖЕНИЕ. Солист Олег Михайлович Сумароков.Рок. Одни – за, другие – против. А спроси – что такое рок? – мало кто ответит что-либо вразумительное, будь то сторонник рока или противник. Не могут выразиться по существу ни те, которые «внутри», ни те, которые «снаружи». Тем, которые «снаружи», мешает непонимание, незнание и отвращение, а те, которые «внутри», – им уже все равно, и говорить они уже не могут. Попытаюсь дать несколько определений рока.
1. Рок – это то, что играют на гитарах.
2. Рок – это образ жизни.
3. Рок – это металл.
4. Рок – это не классика.
5. Рок – это когда все можно.
6. Рок – это особое мироощущение и его реализация в музыкальных образах.
7. Рок – это Америка.
8. Рок – это «Лед Зеппелин» (а значит, Англия).
9. Рок – это средство заработать деньги и политический капитал среди молодежи в условиях перестройки (а значит, СССР).
10. Рок – это хорошо.
11. Рок – это плохо.
12. Рок – это наступление массовой культуры на наше бескультурье.
13. Рок – это наступление бездуховности на духовность.
14. Рок – это когда я хотел, а мне не дали, теперь я пою и играю, и буду петь и играть, пока вы или я не сдохну. Лучше вы.
15. Рок – это народная музыка.
16. Рок – это антинародная музыка.
17. Рок – это космическая музыка.
18. Рок – это музыка СПИДа.
19. Рок – это жук, который летит подыхать.

Рок-группа АЛИСАВот сколько роков. К тому же мне кажется, что рок может быть еще настоящим, например, американским, а может быть заведомо патологическим, например, советским. Объединяя ихний настоящий рок с нашим доморощенным роком, мы даем этому нашему «ублюдку» укрепляющие гормоны. А ведь между их роком и нашим НЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО, кроме истошного подражательства с нашей стороны. Мне это напоминает еще детские телемосты «СССР – США», в которых так и звучит тема: «Ну, посмотрите, какие наши дети хорошие, почти в таких же маечках, прямо такие же, как вы – американцы настоящие». В общем, дружим изо всех лопаток, стараемся. В этом, мне кажется, основная моральная слабость и неполноценность и нашего рока. Не став у нас русским, узбекским, татарским, украинским, он также не смог остаться англоязычным. У них и у нас он несет разные функции, сходство только во внешних атрибутах. Вдумайтесь, товарищи. Ведь они любят СВОЮ музыку, на СВОЕМ языке. И это естественно, потому что у фирменного рока есть свой базис – гармония блюза и ритм бита, а наш рок существует в виде надстройки на чужом базисе. Надстройка здесь, а базис – у черта на рогах. Их рок имеет народные корни – негритянские и англосаксонские, а наш рок – целиком и полностью на комплексе неполноценности. Как же так получилось?

Рок-группа НИИ КОСМЕТИКИМне кажется, что наметившееся у нас засилье рока – это прямое следствие культа личности. В условиях сталинизма человеку запрещалось быть самим собой. Возникла целая антинародная культура в виде псевдоклассических и псевдонародных официозов, которыми можно было обмануть более взрослых, затерроризированных или привыкших к обману людей. Но как обмануть подрастающую молодежь, которая не хочет слушать Кобзона и Зыкину? Их обмануть невозможно, поскольку они ближе к изначально данному, к жизни, любви и Богу, а значит – к смерти, ненависти и дьяволу. Таких людей можно взять и обмануть только правдой, и их взяли. НАША МОЛОДЕЖЬ ПОМЕНЯЛА СВОЮ, НАШУ ЛОЖЬ НА ЧУЖУЮ ПРАВДУ; Если бы, борясь за социализм, не боролись бы с народной культурой, у нас была бы собственная полноценная современная музыка, выросшая из наших корней. Но, увы, вместо этого мы получили тошнотворные отечественные эрзацы и западные допинги. Конечно же, при этом шла еще идеологическая борьба, в этом она и заключалась. Но я считаю, что идеология «у них» тоже паразитировала на роке, стремилась ворваться в чужую страну верхом на музыке. Что ж, им это удалось.

Борис Гребенщиков и Жанна Агузарова среди друзей.Тем не менее чужая правда все-таки осталась чужой. Именно поэтому наш рок, наиболее страдающий и агрессивный, и занимает одно из ведущих последних мест в мире. В нем нет глубины, нет радости жизни, нет оптимизма.

За духовность выдается гундеж и сетования («Аквариум», «Машина времени», «Наутилус Помпилиус»), либо возникают демонстративные антидуховные всплески. Могут возразить, что наш рок зато поднимает социальные темы. Полноте! Это уже не рок, а бардовщина тогда. Рок – это прежде всего психоанализ. Именно поэтому мы дергались в 70-х, половины слов не понимая (в лучшем случае), а сейчас дергаются другие, следующие. Ведь если распевать «Интернационал» на мотив «Мурки», то «Мурка» останется «Муркой», а вот от «Интернационала» ничего не останется. Поэтому социальными темами, может быть, не стоит спекулировать? Остается только заимствование, то есть плагиат. А поскольку заимствуется душа, то заимствуются и гармонии, и тембр, и ритмы. Истинным поклонникам и знатокам западного рока, например, всегда было забавно слушать «Машину времени», лидера нашего рока 70-х годов. Перед глазами, то есть ушами проходили кусочки любимых западных звезд. Последнее время «Машина» вернулась – к чему? Да практически к бардовскому пению и унылому эстетству.

Игорь Сукачев. Рок-группа БРИГАДА СС другой стороны, именно люди, прошедшие рок, могут прийти в народную музыку потому, что непатологическая и неконъюнктурная составляющая рока очень близка народной музыке, поскольку сама изначально является негритянской народной. Близка глубиной переживания, максимальной приближенностью к природе, страстностью, силою, красотой, правдой. Еще потому, что у изначально хорошего человека, попавшего в патологический рок, всегда есть опыт страданий, который здорово ставит мозги на место. Но для этого надо слишком много: выжить физически, выжить духовно и иметь выбор.

Владимир ШАТИЛОВ
Фото А. Азанова


ОТ ВЕДУЩЕГО РУБРИКИ.
Уважаемые читатели, поклонники и противники рок-музыки! «Позиция», опубликованная на этих страницах, спорна и в этом ее первое достоинство, при знак журналистской ценности. Приглашаем всех желающих о ней высказаться к разговору о проблемах жанра, об особенностях его развития в стране - ведь наше неравнодушие к национальной культуре, тем более к молодежной, и есть главная ее опора, залог жизненной силы.


КАК ЭТО ВСЕ СЛУЧИЛОСЬ…

Погода была так себе, неважная: сыро, холодно. Я еще подумал тогда о том, что истинному рок-н-роллу в России всегда было сыро и холодно. И вообще, настроение было совсем не то… Мы, астраханские рок-музыканты, наконец собрались, собрались впервые с того момента, когда радиоволны с музыкой Элвиса стали регулярно пересекать границу СССР. Вряд ли кто-то во что-то верил, скорее всего наша встреча была той последней соломинкой, за которую ухватился утопающий в «попсе» астраханский рок. Я, помню, предложил тогда создать какое-то подобие объединения, назвав его громко и напыщенно: «Астраханская рок-лаборатория». Было много споров, предложений, говорили долго и никак не могли разойтись. Всем было ясно одно: без аппаратуры, без средств долго не протянем. Стали искать варианты…

Группа ИМПЕРИЯ РАВНЫХ. Фото Олега Спиридонова.Астрахань – город загадочный. Он как улыбка Моны Лизы на картине Леонардо – никогда не знаешь, чего ожидать. Вот и на наши настойчивые призывы к развитию астраханского рок-н-ролла он только таинственно и странно так улыбнулся: мол, дерзайте, ребята, да будут астраханская удаль да российский «авось» вам подмогой!

Тогда, два года назад, о творчестве астраханских рок-музыкантов сказать что-то определенное было трудно.
«Рок-н-ролльщики» (а нас было очень мало) играли в основном для себя, в небольшом кругу друзей, а любители рока бредили «Алисой» и «ДДТ» – и слыхом не слыхивали о деятельности земляков. Ситуация была явно не в пользу объединения. И все же… мы с журналистом Сергеем Дергачевым рискнули. И временем, которого и так почти не было, и зарплатой, и даже репутацией. Посмотрели гороскоп (который не сулил, однако, ничего хорошего) и… начали.

Первые концерты вспоминаются фразой «много шума из ничего»; «из ничего» – это про аппаратуру, но никак не про музыку. Уже на начальном этапе изучения родного рока мы с Сергеем поняли, что творческий потенциал астраханских рок-музыкантов позволяет воплощать в жизнь самые смелые проекты. Привлеченные возможностью выступать со сцены, записываться на радио и фигурировать в прессе, появлялись одна за другой группы, удивляющие своеобразием, непохожестью ни на что. На «Пушке» – главной городской «тусовке» (в сквере с памятником Александру Сергеевичу, ставшему самым любимым поэтом астраханских «хиппи») зазвучали названия: «Броненосец «Потемкин», «Поп-рок», «РВС», «Розовый фламинго», «Дипсомания», «Люди Моргана», «Вне игры»… Панк, хард, металл перемешивались со стилями, которым и названия придумать трудно. Назревал первый фестиваль астраханского рока…

Группа ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС. Фото Олега Спиридонова.Мы с Сергеем и примкнувшим к нам Алексеем Тинковичем (этот человек просто родился рок-менеджером!) сделали его в эту весну девяностого «скромно, но со вкусом» – пригласили лучшие рок-группы, художников, поэтов в небольшой зал Интерклуба. Творческая молодежь города наконец-то сумела показать себя. «Мы еще живы» – такой девиз дали фестивалю. Зал и успех были полными. В тот вечер, 6 мая, всем стало ясно, что астраханский рок если и не «встал на ноги», то, по крайней мере, поднял голову…

…«Камыш и ветер», «Хао.Д», «Аэлира», «Человеческий голос», «Империя равных», «О, они!», «Новый порядок», «Ассоциация обездоленных» – многие из этих ребят прошли с нами весь путь, вместе с нами начинали с нуля. Теперь о них знают, пишут, говорят. Загадочная улыбка на лице нижневолжской Моны Лизы, кажется, начала исчезать… Кто-то из древних мудрецов сказал, что все в мире имеет три вещи: начало, середину и конец. Похоже, Астраханская рок-лаборатория приближается сегодня к своей третьей стадии. Дело сделано: астраханская рок-н-ролльная машина приведена в действие и работает: проходят концерты, появляются группы, жизнью рока интересуются пресса, радио, телевидение. Нужен переход в новое качество, а значит, пора создавать новое объединение.

А. Немиров

Постскриптум
Сегодня день астраханского рока. «Империя равных» – одна из немногих групп, играющих «старый, добрый» хард-рок. Образованная летом 1989 года, она отличается устойчивостью, стабильностью состава – явлением, редким для наших дней. Три музыканта являются авторами всех композиций группы. Константин Материкин (в группе – лидер-гитарист), Владимир Березняк (клавишные), Станислав Кондауров (лидер-вокал). В группе также играют барабанщик Евгений Денисов (работавший в свое время с А. Макаревичем и А. Барыкиным) и один из лучших в городе бас-гитаристов Сергей Филатов. О своих творческих взаимоотношениях они, как правило, говорят: «Мы все равны, но каждый из нас – император».

«Вне игры» – еще одна группа, представляющая в Астрахани «тяжелое» направление. Их музыка более тяготеет к стилю «уайт-металл». Главное лицо в «команде» – ее лидер-вокалист и автор большинства текстов Петр Ванюшин. Группа существует уже около 14 лет, в рок-лаборатории – с осени 89-го.

Музыканты группы АЭЛИРА: бас-гитарист Валентин Куртенков и солист, руководитель группы Максим Тинкович.«Аэлира» – очень своеобразный коллектив музыкантов, руководит которыми Максим Тинкович. Простые, мелодичные, «философско-созерцательные» песни группы очень нравятся фанатам Макаревича и Цоя…

Группа акустической рок-музыки «Человеческий голос» создана в том же 1989 году, но представляет собой воплощение давнего замысла Андрея Немирова, который является автором музыки, текста и аранжировщиком. Инструментальный состав «Человеческого голоса» – акустическая гитара, скрипка, альт и бас-гитара – позволяет достичь оригинального звучания, резко выделяющего группу на фоне «электрических» команд.

«Хао.Д» («Хаотическое движение») – группа, отмечающаяся невероятной «живучестью», причина которой, очевидно, кроется в настойчивом и целеустремленном характере Алексея Максимова – создателя, «идейного вдохновителя» и вокалиста команды. Музыка, которую играют ребята, не поддается однозначному определению. Панк, акустика, бардовская песня и элементы авангарда – «все побывали тут».

«Камыш и ветер» – единственная в Астрахани группа, играющая «арт» и «нью-эйдж». Состав ее также не отличается стабильностью – основа группы: композитор и клавишник Вадим Щербаков. Несмотря на повальное увлечение молодежи «панком» и «металлом», музыка Вадима встречает хороший прием слушателей.

«Новая волна» астраханского рок-н-ролла подарила городу еще несколько интересных групп, у которых есть шансы занять со временем достойное место в ряду сильнейших. Это «Новый порядок», «Ассоциация обездоленных», «Город», «Резервация», «Канцлер» и многие другие.

Ведущий рубрики А. Дидуров

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 29 марта 2007, 11:15
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.005