Виктор Зинчук (разные издания)


Виктор Зинчук: "Я - гитарист"

Стране нужны гитарные герои. Да в принципе у нас пока их и не было. Мы, к сожалению, привыкли к тому, что все гитаристы у нас пишут песни, и именно по их успеху мы и судим о музыкантах, не имея каких-либо существенных доказательств их гитарного мастерства. К счастью, времена меняются. Пару лет назад "волна мальмстиномании" обрушилась на отечественную рок-сцену и немного погодя схлынула, оставив на ней Виктора Зинчука.

Несправедливо было бы утверждать, что Виктор следует по пути, проторенному Ингви Мальмстином. Он всегда занимался музыкой, и именно гитарной музыкой, и всегда был отличным музыкантом. Все дело, наверное, в том, что раньше этого никто не замечал. Но ситуация изменилась, и из анонимного сессионного гитариста Виктор превратился в восходящую "звезду" советского рока. И эти слова - не пустой вымысел, он действительно очень грамотный, виртуозный и оригинальный гитарист.

Зинчуку не понадобилось много времени, чтобы выйти вперед. Его сольная карьера развивается довольно стремительно. В принципе, хватило одного клипа, в котором он играет обработку Баха, и о нем заговорили. Благо, в этом случае есть, о чем говорить. Непростительно было бы пройти мимо такого музыканта, и "Звуковая Дорожка" пригласила Виктора выступить в одном из концертов, ею организованных, Выступление состоялось, и так нашелся прекрасный повод побеседовать с Виктором Зинчуком. О музыке, о творчестве, о гитаре...

"Ну, что я могу сказать, - говорит Виктор, - прежде всего я - гитарист, в этом и все дело. Очень люблю этот инструмент и очень долго, с 1978 года, занимаюсь гитарной музыкой. Сначала, как ни странно, играл в эстрадно-симфоническом оркестре под управлением Силантьева (ого!), потом ушел в АРСЕНАЛ, потом - в КВАДРО. Всегда старался делать свою музыку, но наступили черные дни, музыкантам тогда было нелегко, и я не мог заработать другим способом на хорошую гитару, нежели стать сессионным музыкантом. Чтобы ее купить, я ровно год отработал в таком качестве. Но и там продолжал играть классические обработки, так как вся музыка от классики идет и на ней стоит. Это фундамент. Сейчас вот многие враги рока говорят, что это не музыка, что все это ерунда и прочее, и прочее... Но все равно, это уже этап, это уже фундамент, и последующая музыка все равно будет строиться с учетом этой, то есть рок будет таким своеобразным кирпичом в создании нового, никуда не денешься. Объективная реальность. Это очень просто проследить. Аналогично тому, как сейчас элементы джаза в рок-музыке. Лично мне то, что я раньше играл в джазовых коллективах, очень сильно помогло и сейчас помогает, ведь здесь и импровизационное начало, и построение ладов такое же, и прочее. Даже на Западе, в американских музыкальных школах, я знаю, рокеры проходят обязательно курс джаза, такой своеобразный теоретический курс. Это просто необходимо для их же профессиональной подготовки".

Что касается Виктора, то у него прекрасная профессиональная подготовка. Но, как и многие гитаристы, занимающиеся чисто инструментальной музыкой, он столкнулся в итоге с очень интересной проблемой. Оказалось, что просто играть мало - необходимо еще и петь.

"До тридцатилетия я был где-то максималистом, считал, что музыка аналогична языку живописи и танца, ее нельзя выразить словами, и поэтому мне казалось, что песня - это уже какой-то компромисс с коммерческой музыкой. В инструментальной музыке каждый может создать какой-то свой круг образов, в момент ее создания запечатлевается какое-то твое состояние и потом оно проецируется, и люди это многократно переживают, испытывают. Очень здорово, если так получается. Но сейчас я уже, к счастью ли, к сожалению, от этих принципов отхожу. С одной стороны, жалко терять свои принципы, а с другой - может быть, петь - это и не так плохо?
И вообще для меня в последнее время обстоятельства так сложились. Во-первых, я к двум фильмам музыку написал. Один из них - "Виктор-победитель", он документальный, про меня ребята снимали, и они все умоляли меня под конец спеть песню, хоть кое-как, хоть слабым голосом, но спеть, хотя я весь фильм занимаюсь тем, что обрабатываю классику... Но вот оказалось, что без песни не обойтись. Я вообще раньше не пел, и голоса сильного у меня нет, но это не так страшно. Есть прекрасный пример тому - Марк Нопфлер из ДАЙР СТРЕЙТС...
Петь придется, но от инструментальной музыки я не отхожу, и это относится ко второму фильму. Снимала его иностранная компания, и фильм называется "Полар бридж" - "Полярный мост". Там была нужна симфоническая музыка, музыка состояния, и так я снова вернулся к инструменталу..."

Интересная ситуация. Один из лучших наших рок-гитаристов, Виктор Зинчук, не мог собрать свой коллектив, пока занимался именно своим делом - играл чистую музыку. Приходилось выходить из ситуации - Виктор просто запирался в студии, записывал для себя фонограмму, как он называет, "минус один", то есть без партии гитары, и уже на сцене под нее работал, давая гитару живьем. Виктора это не удовлетворяло.

"Хотя в жизни я человек обычный, ко всему отношусь расслабленно, меня не все так глубоко задевает, но в музыке я очень требователен и к себе, и к другим".

Настало время поговорить и о главном. О гитарной музыке. Виктор - прекрасный музыкант, профессионал своего дела, он владеет практически всеми приемами гитарной игры - сказывается долгая сценическая карьера! Вообще гитарная музыка сейчас претерпевает колоссальные изменения, во многом благодаря гитаристам хард-роковых групп. И Мальмстин, и Макальпине, и Вэй, и Сатриани - все они внесли в технику гитары что-то свое, открыли новые приемы, которые сейчас дают гитаре возможность звучать, как скрипке, как фортепьяно... Но в этом всем есть своя, и очень существенная опасность - не уйти в голую технику, овладев тем же "тэппингом" (когда пальцы обеих рук извлекают звук непосредственно на грифе гитары), что сейчас случается со многими гитаристами. Не попасть в плен скорости. На Западе для таких гитаристов даже придуман очень емкий и хороший термин - "шлифовщики грифов". Главное - не стать таким "шлифовщиком". Сохранить музыку, не подменяя ее технологией.

"Техника, - делится Виктор, - по моему мнению, это просто дополнительное средство при раскрытии содержания, когда этого требует сама музыка, ну, например, "Полет Шмеля" или Бах... Здесь необходима экспрессия, и необходимо прибегнуть к технике. Но многие вещи я очень спокойно играю. Ведь простая музыка - это неплохо. У меня такая уверенность пошла еще с тех времен, когда работал сессионным музыкантом у Юрия Антонова. Там я писал гитарные партии, делал аранжировки, даже на пластинке записался, "От Печали До Радости"...

И все-таки, как с песней? Виктор - прекрасный гитарист, но очень интересно, что он видит за этим понятием - "песня"?

"Здесь пока еще не все решено. Ведь нужно еще найти свой жанр в песне, не хотелось бы подражать кому-то, и поэтому я сейчас песни свои никому не показываю. И очень важен сейчас вопрос текста, после НАУТИЛУСА, после всех этих ярких песен, тяжело найти что-то свое, выбрать тематику, хотя лично я склонен к лирике... Так что песня для меня - пока область исканий. Но мне все интересно, если удастся, я с удовольствием буду писать и музыку к фильмам, и симфоническую музыку. Гитара - это здорово, но есть ведь еще масса инструментов, которые могут выразить какое-то состояние, мне все интересно... Хотя гитара сейчас, как оркестр в миниатюре, она постоянно обновляется, расширяет свои возможности. Гитарная музыка постоянно обогащается. Спасибо Ван Халену, Мальмстину, Стэнли Джордэну, они внесли в это большую лепту. Причем, этот процесс очень стремителен, то, что было интересно год назад, сегодня уже не актуально. За всем этим очень трудно, но и интересно следить. Гитара много берет от другой музыки, поэтому мне вся музыка интересна, я всю ее изучаю, чтобы потом снова вернуться к року, но уже на новом уровне, с новыми знаниями. Это как спираль... Для того чтобы играть рок, надо уметь играть и другую музыку, тогда и рок получается более грамотным и осмысленным".

К идее сольной карьеры Виктор пришел не сразу, работал с другими людьми, и процесс этот очень важен, ибо это процесс становления музыканта. Большого музыканта. Поэтому давайте еще раз вернемся в прошлое.

"Раньше в школах дискотек не было. И в этом мне и моему поколению в чем-то повезло. Теперь к музыке несколько потребительское отношение. А раньше были группы, и мы сами играли музыку, нарабатывали какие-то навыки. Ведь многие музыканты, кому сейчас по тридцать, с этого начинали. И подражали всем подряд. Мы подражали Хендриксу. Считалось, чем лучше ты подражаешь, тем выше класс музыканта. Я с этого и начал. У молодых всегда в голове дует ветер, и у меня дул. Со страшной силой. И поэтому после школы я поступил в металлургический институт, но вскоре оттуда ушел и понял, что без музыки я не могу. Поступил в музыкальное училище: главное, что я получил там, - это приучился к анализу, к музыкальной культуре. Учился я на народном отделении, играл на классической гитаре, учителя меня не любили, волосы длинные носил. Устроился работать к Силантьеву. Там я многому научился, но одно мне там всегда не нравилось - то, что там у людей это просто работа, не творчество. Потом я работал в АРСЕНАЛЕ. Но оттуда ушел, ибо растешь постоянно, и строгие рамки, установленные руководителем, становятся тесны. Это привело меня в КВАДРО. Потом пошла сессионная работа, играл даже в оркестре Раймонда Паулса Латвийского радио и телевидения. В итоге, когда от Антонова все ушли в сопровождающую группу Владимира Кузьмина, я остался один. Так вот с тех пор и работаю".

О Викторе можно писать бесконечно. Это интересный музыкант и интересный человек. И я считаю, что нам, любителям рака, всем очень повезло, что Зинчук. наконец, пошел в гору. Он удачно выступил в Вильнюсе на пару с группой МАСТЕР на советско-венгерском фестивале тяжелого рока, его ролики - частые гости на телевидении, его песни звучат в молодежном канале на радио. Зинчук - это недостающее звено в цепи, связывающей классику с роком, которого нам так долго не хватало. Но все-таки один вопрос еще есть. А почему именно хард-рок? Почему именно эта музыка, где очень важно "поддать пару и прокачать объем"?

"Просто потому, что все достижения гитарной техники, все новинки сейчас идут именно от хард-роковых гитаристов".

Да, хэви-метал - это не та музыка, которую идиоты создают для идиотов, и Виктор - прекрасное этому доказательство. И потому в заключение небольшой совет: запомните этого человека. Его зовут Виктор Зинчук, и он - один из лучших (и виртуознейших) гитаристов.

Алексей СИДОРОВ
"Московский Комсомолец" 25.11.1988



Виктор Зинчук не пострадал

Очень своеобразно отметил свою 32-ю годовщину один из лучших в стране гитаристов Виктор Зинчук. В минувшее воскресенье, выезжая со студии, где была закончена наконец запись долгожданной пластинки с восемью песнями, его абсолютно новый "Жигуленок" ВАЗ 21083 был вдребезги разбит рейсовым автобусом. Случилось это в 19:30 у метро "Водный стадион".

Как сообщили редакции, супергитарист не пострадал в аварии, и, несмотря на нервную обстановку, водитель автобуса и сотрудник ГАИ, улыбаясь, поздравляли Витю с днем рождения.

За пять тысяч пробега Витиного автомобиля это уже вторая авария. Как видите, гитарой Зинчук владеет более виртуозно, чем рулем, хотя после очередного ремонта он вновь собирается сесть в свою любимую "Самару". А с 1 по 5 мая Витя выступит на концертах, посвященных 15-летию "ЗД", в спорткомплексе "Олимпийский".

"Московский Комсомолец" 10.04.1990


Кто этот парень с гитарой...

А история была такая. Сначала на его концерт позвали в качестве гостя и "наблюдателя" меня. Я, в свою очередь, взял с собой еще двух знакомых. Сразу хочу оговориться - те двое, коих я позвал с собой, очень плохо представляли, на чей концерт они идут. Что-то где-то слышали, смутно помнили по каким-то разговорам имя музыканта. Словом, они пошли только из-за некоторого количества свободного времени и поддавшись на мои уговоры.
Превращение произошло в течение полутора часов. Когда мы после окончания концерта зашли в гримерную, мои друзья, чуть ли не заикаясь от волнения, принялись выражать свой восторг тому, кто был главным героем прошедшего шоу - Виктору Зинчуку.


Они приехали в редакцию вдвоем - Виктор и директор его группы Дима Яковлев. Мы сидели, попивая редакционный кофе, и говорили о самом разном, благо Виктор оказался очень коммуникабельным, совершенно отличным от многих сегодняшних музыкантов с великим пафосом человеком. Поэтому разговаривать с ним было просто, а главное - по-человечески приятно.

- Виктор, твой путь в музыке, поправь, если что-то пропущу, был: АРСЕНАЛ, группа сопровождения Антонова, а затем ты работал у Леонтьева...
В. З.: Еще было КВАДРО, очень сильная по инструментальной музыке группа. Многие еще помнят ее.

- Что тебе дала работа во всех этих коллективах? Я имею в виду - дала как самостоятельному исполнителю.
В. З.: АРСЕНАЛ был очень полезен для получения опыта. Работать у Антонова и Леонтьева было довольно неинтересно, зато по тем временам денежно. После Леонтьева я и купил эту великолепную гитару, на которой сейчас работаю. Ну а, в общем, я не жалею о том, что было в моей биографии. В конце концов все пригодилось.

- Та музыка, которую ты играешь, довольно необычна для рок-сцены. Я затрудняюсь сейчас назвать кого-то еще, кто бы тоже обрабатывал классическую музыку в стиле рок и выступал с ней. Как ты пришел к этому?
В. З.: Я очень люблю классику и очень люблю рок. То, что я делаю - это то, что я хочу делать. Многие меня и такую музыку принимают и понимают.

- А если бы, скажем, Бетховен жил в наше время, как бы он отнесся к твоим версиям собственной музыки?
В. З.: Если бы Бетховен жил сейчас, он, наверное, просто бы писал уже для рока. Каждое время диктует свою музыку, композитор пишет для определенных инструментов... Я практически уверен, что ни один из тех классиков, чью музыку я обрабатываю, как минимум не стал бы протестовать.

На том концерте, о котором я упоминал вначале, происходили удивительные дела. Сначала Виктору завязали платком глаза, и он с этой повязкой сыграл "Чардаш". Дальше ошалевшая от увиденного публика замерла, услышав (в это невозможно было поверить!), как гитара в руках музыканта зарыдала живым голосом во время исполнения "Аве Мария", вознося молитву святой деве.

- Виктор, надеюсь, ты не обидишься, если я скажу, что твоя музыка совершенно некоммерческая. Ее можно с благоговением слушать, но танцевать под нее - никогда. У тебя есть своя публика, которая приходит именно на твою музыку. А как тебя принимают другие? Те, кто любит легкую для понимания музыку, или, скажем, старшее поколение?
В. З.: У меня же не "возрастная" музыка. На концерты приходят и молодежь, и пожилые люди. Обычно везде принимают хорошо, музыка нравится. Она не кассовая, это верно, но все равно...

- При всем при том ты ведь достаточно обеспеченный человек, верно? К редакции ты подъехал на "девятке", а в наше о-очень безавтомобильное время она стоит столько...
В. З.: Машина... Ее получил мой отец как ветеран, а потом подарил мне. Так что она обошлась ровно по госцене. При тех "чернорыночных" ценах, сколько она стоит сейчас, я бы ее просто никогда не купил. Денег бы не собрал. Коммерсант от музыки из меня не очень.

- Да шучу я! Ладно... Знаю, что ты стал автором музыки к нескольким фильмам. Это что, новое поле твоей деятельности?
В. З.: Просто было интересно. Но если бы мне предложили заниматься только этим, бросив концертную работу, я бы отказался. Мне дорого то общение, которое происходит на концертах.

- Про концерты... Ты сравнительно недавно стал петь, верно? С чего это, надоело быть "просто" супергитаристом?
В. З.: Наверно, просто хотелось полного самовыражения. С вокалом пока не все еще, как хочется, беру уроки, много репетирую.

- А группа ХОРУС, с которой ты работаешь, - это сопровождающий состав?
В. З.: Это мои единомышленники. Они целиком на моей стороне по поводу той музыки, которую мы исполняем. Я очень рад, что подобрался такой коллектив.

Мы еще довольно долго разговаривали: о благотворительности, об ответственности музыканта за других, за своих зрителей. Говорили о гастролях, о том, как Виктора принимала итальянская публика. Были утверждения, что Виктор далеко не ангелочек. Даже о гражданстве и о могилах предков шла речь. Я почему здесь оборвал воспроизведение нашего диалога - разговор был длинным, многие предметы его совершенно не относились к музыкальным делам, и "Встрече для вас" просто не хватило бы места, чтобы опубликовать все.

По музыке... Я не хочу ни на кого давить в отношении вкусов, поэтому замечу только: тем, кто уже слышал Виктора Зинчука, говорить ничего не надо. А те, для кого этот музыкант внове, - сходите при случае на его концерт. Это ни в коем случае не нажим - просто совет. Как бы вы ни относились к классике - равнодушным вас эти музыканты вряд ли оставят. В наше время это дорогого стоит.


Мой друг
Музыка Виктора Зинчука. Стихи Александра Анасьева


Боль и радость с тобой
мы делили лишь вчера,
доверялись во всем.
А сегодня стали чужими!
Солнечный день скрыла сумерек тень,
и мир цветной стал вдруг черно-белым.
Холодом жжет одиночества лед...
Кто был обманут - тот меня поймет.

Припев:

Давно не слышен уже времени ход.
Я как будто попал в заколдованный круг.
Пусто в душе, никого нет вокруг -
предал меня близкий мой друг.

Знать, не зря говорят: "Познается друг в беде!"
За спиною горят мосты, те, что были меж нами.
Каждый из нас
Выбрал путь себе сам,
И в памяти пусть что-то смоет время.
Только не все удается забыть...
Мне никогда измены не простить.

Припев.

Олег ЮРЬЕВ
"Пульс" №4'1991



Виктора Зинчука знают в основном как гитариста, интерпретатора классических произведений и поп-певца. С недавних пор он занялся и композиторской деятельностью: принял участие в написании музыки для фильма Андрея Харченко "Короткое дыхание любви". В качестве почетного гостя, представляющего фирму "SNS", В. Зинчук побывал в июне на фестивале "Братиславская Лира", где выступал наравне с Чаком Берри и FAITH NO MORE. По контракту с "SNS" гитарист обязан выпустить теперь 4 сольных пластинки, одна из которых уже на подходе.

"Московский Комсомолец" 21.07.1993

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 24 июня 2005, 11:37
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиСлова и гитара вместе не живут (Виктор Зинчук в Сарове, 5.10.2002)Старый Пионэр21.12.2002

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.01