"Московский Комсомолец" 09.04.1987 (ДЕРЕВЯННОЕ КОЛЕСО)


Музыка для всех

группа ДЕРЕВЯННОЕ КОЛЕСОЧто такое «Деревянное колесо»? Это тихая улочка в центре Москвы, старый дом, по подъезду которого разливаются звуки скрипки и флейты. Это репетиции вперемежку с «чаем на полночных кухнях». Музыка классическая и музыка современная, мотивы Вивальди, вплетающиеся в мелодию столичной суеты, фантастические, абсурдные образы композиции «Фанера над Парижем». Это не совсем привычный для современной группы состав инструментов, редко встречающееся ныне безвокальное звучание, сложные, оригинальные, красивые импровизации.

«ДЕРЕВЯННОЕ колесо» — это Константин Тарабрин. Окончил музыкальную школу по классу гитары. Играет на скрипке, мандолине, губной гармошке, домре, флейте, кларнете. Инженер, работает в МИФИ: «Приятно с утра повертеть ручки осциллографа, понимая, что происходит там, внутри, а вечером заняться музыкой — тоже пытаясь понять ее».

Александр Лучков. Музыкальная школа по скрипке. Играет на гитаре, мандолине, губной гармошке, фисгармонии. Дипломник МИФИ: «Известно, что среди математиков было много хороших музыкантов, и наоборот. Математика и музыка — две очень близкие вещи. Фактически музыка — это постоянное разрешение каких-то уравнений».

Владимир Калашников. Выпускник музыкального училища по классу альта. Играет на скрипке, гитаре, ударных, металлофоне. Работает в скрипичной мастерской.

Сергей Гоппен. Перкуссионист. Выпускник историко-архивного института. Единственный из всех участников группы не имеет никакого музыкального образования, поэтому, как считают ребята, обладает очень своеобразным видением музыки. Поскольку в данный момент он проходит службу в армии, то в нашей беседе участия не принимает.

— Первый вопрос: почему — «Деревянное колесо»?
— За этим названием стоит очень многое. Образ деревянного колеса от телеги у каждого из нас связан с чем-то своим, и вместе с тем это то общее, что нас роднит, что выливается в нашу музыку, а главное — в наше общее отношение к жизни. С самого начала мы стремились создать не столько коллектив музыкантов, сколько коллектив единомышленников, людей, имеющих какие-то общие взгляды на жизнь. «Образ жизни — деревянное колесо» — постороннему это может показаться странным, но нам самим вполне понятно, что это означает. Недавно родилась еще одна трактовка этого названия, правда, несколько формальная: дерево, из которого сделано наше колесо, во всем противостоит «металлу».

— Несколько слов об истории группы...
— «Деревянное колесо» возникло весной 1982 года. Примерно за три месяца мы создали первую программу. День 22 мая мы и считаем нашим днем рождения. Половина той программы была в стиле «рок» (по крайней мере, нам так хотелось думать), а другая половина состояла из так называемых дивертисментов, номера которых для пущей важности мы сделали кратными тринадцати: №№ 13, 26, 39, 52 и 65. Летом того же года, когда Саша болел, мы перенесли репетиции к нему домой, где остаемся и по сей день. Были идеи перебраться в какой-нибудь Дом культуры, но они как-то отпадали, потому что всегда оказывалось, что дома гораздо удобнее. В группе постоянно было четверо музыкантов, хотя в составе происходили некоторые изменения. Последний раз — год назад, когда к нам присоединился Володя Калашников. Каждый из приходивших музыкантов внес свой вклад в нашу музыку. Кстати, Саша играет на скрипке, которую Володя сделал своими руками. Гитара Кости сделана в той же скрипичной мастерской. А сейчас Володя восстанавливает для нас старую фисгармонию.

— Если уж речь зашла об инструментах — не собираетесь ли вы использовать «электричество»?
— Мы приверженцы акустики. До сих пор все нужные нам звуки мы находили в акустических условиях, хотя многим группам, играющим музыку, подобную нашей, в конце концов и приходится обращаться к электричеству. Так, «Последний шанс» прибег-таки к помощи ритм-бокса. Мы решили проблему этого инструмента проще: Володя бьет по барабану с силой в три ньютона под углом в сорок пять градусов, и получается звук, близкий к ритм-боксу. Вообще целый ряд инструментов мы изобрели и сделали сами — например, ударный инструмент, который называется «чики-чики». Помимо того, многие детские игрушки тоже неожиданно проявляют отличные музыкальные качества.

— Расскажите о музыке: что вы слушаете, что играете?
— Слушаем все, что того достойно: рок, джаз, классику, особенно в хорошем исполнении — в любой музыке стараемся найти что-то интересное для себя. Единственно, к чему мы относимся отрицательно, так это к музыке коммерческой. Поскольку диапазон наших пристрастий широк, нашу собственную музыку тоже нельзя причислить к какому-либо определенному направлению. Есть просто рок, есть чистая классика — мы играем Вивальди, Баха, — есть фолк, джаз, свинг. Поэтому возраст нашей аудитории самый различный, в отличие, скажем, от «металлистов», — нас слушают и взрослые, и дети.

— Вы не поете...
— И пока что петь не собираемся. Почему? Во-первых, для того, чтобы петь, нужно очень строго подходить к текстам, а способных поэтов среди нас мы не видим. Во-вторых, у нас нет голоса, который мог бы звучать, как музыкальный инструмент. И вообще нам вполне хватает инструментальных средств. Всякий раз хочется убеждать слушателя: музыка — бесконечно богатое средство для выражения мысли. На концертах перед началом программы мы всегда говорим; «Каждый приносит в мир то, чего, как ему кажется, здесь не хватает. Нам кажется, что в мире, помимо всего прочего, не хватает музыки». Действительно, музыка сейчас как-то отходит на второй план. В Москве очень много рок-групп, но все они основной упор делают на тексты, причем стараются изъясниться «позаковыристее».
В том и трудность, что современная публика отвыкла слушать просто музыку. Поэтому мы создаем программу с большой нагрузкой на текстовые предисловия, которые будут звучать перед исполнением пьес. Не мы первые пришли к этой идее. Например, не так давно была телепередача из гостиницы «Орленок», где выступали «Виртуозы Москвы». Можно было видеть, насколько улучшилось восприятие, когда музыканты стали общаться с аудиторией — рассказывать о том, что они играют. У нас нет ни одной композиции, написанной «просто так» — в каждой есть какое-то внутреннее действие, система конкретных образов, которыми всегда хочется поделиться со слушателями.

— Хотели бы вы стать профессиональными музыкантами?
— Если брать за основу такой критерий, как серьезность отношения к музыке, нас, мы полагаем, можно считать профессионалами: у нас существует график репетиций — два-три раза в неделю — и более или менее постоянный выход на сцену. Единственнок что хотелось бы, так это иметь побольше времени, которое можно было бы посвящать музыке, и получать немного денег от концертов для покупки инструментов и костюмов. Вместе с тем мы хотим играть, вкладывая в музыку душу и не думая о том, сколько эта душа стоит.

К. ИЛЬИН, М. САРБАЕВ.
Фото А. АЗАНОВА.


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 29 апреля 2005, 12:31
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв | Купить диски

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.008