ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ (разные издания)


Современный фольклор ВЕСЕЛЫХ КАРТИНОК

Каждый выпуск "Звуковой Дорожки" мы ждем с нетерпением. Волнуемся, переживаем, ждем вашей реакции, писем и телефонных звонков.
Стремимся помочь музыкантам, советуем, подсказываем, а если нужно, и критикуем.
И так все десять лет, все предыдущие 167 выпусков.


Подхваченная мощным напором рока, публика хлынула в проходы - в это время на сцене бородатый казак, широко размахнувшись двуручным мечом, обрушил его на одну из колонок... Таким символическим зрелищем, соединившим седую древность с родившейся на наших глазах традицией рок-шоу, завершался фестиваль газеты "Советская Культура" "Фольклор-87".

- Ты только напиши обязательно, что колонки были бутафорские, - говорили мне потом в артистической участники этого красочного фольк-рок-симбиоза ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ и казаки из ансамбля КРАЙ, - а то подумают, что мы миллионеры какие-нибудь.

Но на самом деле московской рок-группе ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ вряд ли угрожает зависть такого рода: достаточно посмотреть на самодельный инструмент ее лидер-гитариста Дмитрия Яншина. Конечно, благодаря журналу "Знание - Сила", напечатавшему фотографию этого уникального агрегата с подписью: "Электрогитара - русский народный инструмент второй половины XX века", он теперь известен не меньше, чем рог Роланда, которым рыцарь призывал на помощь короля Карла Великого.

Собственно, с Дмитрия Яншина и следовало бы начать: этот гитарист, одинаково хорошо владеющий всеми стилями - от "металла" до рок-обработок народных песен, осенью 1985 года впервые произнес в кругу своих коллег по группе ДК слова "веселые картинки". Хотя ДК тогда уже трудно было назвать группой в привычном смысле слова, скорее это была некая творческая лаборатория, где всевозможные авангардные идеи немедленно материализовались в студийных записях - не всегда высокого качества - то одним, то другим составом музыкантов. Участвовать в эксперименте мог в принципе любой желающий. Поэтому сначала намерение Димы как-то выделиться из коллектива было воспринято остальными совершенно спокойно.

- Я вовсе не отрекаюсь от того, что мы делали в ДК, - говорит сегодня Дима. - Но я ощущаю себя прежде всего музыкантом, а не поэтом или артистом, поэтому для меня всегда представляло интерес не столько словесное, сколько музыкальное выражение идеи - выражение достаточно яркое и профессиональное, в нормальном смысле этого слова - понимая под профессионализмом не владение бумажкой о тарификации, а мастерство. Новая работа требовала некоторых изменений.

Барабанщика сменяет за установкой новичок - Виктор Кузнецов. Бас-гитаристу Олегу Андрееву всего 18 лет, но он стремительно набирает форму. И, наконец, Виктор Клемешев - деревенский парень из-под Тамбова, Удивительно разносторонний музыкант, он играл в ДК, а затем в КАРТИНКАХ последовательно на трубе, гитаре и саксофоне, но наибольшую известность приобрел все-таки как вокалист - "самый фольклорный рокер в России", по отзывам критиков. Действительно, мало кто из рок-вокалистов так свободно владеет тончайшими интонациями народной песни.

Вот, собственно, вторая фундаментальная идея КАРТИНОК - идея народного русского фольклора в роке. Наибольший интерес для группы представляют современные, развивающиеся на наших глазах пласты фольклора - то, что этнографы называют "низовыми культурами": дембельская, подростковая и многие другие. Присутствие их мы ощущаем на каждом шагу, но тем не менее упорно отказываем им в признании: "Какая может быть культура у спартаковских "фэнов", когда они такие некультурные - все стены исписали?" Кстати, ВИА-эстрада в ее нынешнем удручающем виде порождена не только чьими-то коммерческими интересами - в основе ее лежит определенная (достаточно примитивная) культура со своей социальной базой: речь идет о множестве людей, оторванных урбанизацией от традиционной деревенской культуры, но так и не приобщившихся ни к какой другой. Поэтому эксперименты группы с эстрадным материалом: "Красные Маки", "Глаза-Васильки", "Ласковая Родина" не стоит воспринимать как пародию - это вполне серьезная попытка отыскать социально-психологические корни подобной культуры, смоделировать механизм ее воздействия. Конечно, КАРТИНКИ получаются, как правило, действительно веселые, и история про "Монтану Сидорову", на которой, к своему несчастью, женился в далекой стране некий молодой человек, - признание дворового "короля" в вечной любви своей "королеве" ("Королева", и "Махавишну-Катманду" с яншинским соло). Но за программой в целом стоит социальная панорама, результат точного и трезвого анализа окружающей действительности - своеобразие ее в том, что каждый герой ансамбля выступает на фоне той культуры, в которой живет и через которую выражает себя, свою человеческую индивидуальность.

Помните, у Франсуа Рабле описание силена - аптекарского ларчика? Забавная наружность, за которой скрыто редкостное и дорогое содержимое, - КАРТИНКИ тоже воспринимает с восторгом любая аудитория; и совхозная танцплощадка, и московские "металлисты", и поклонники традиционного фольклора, но боюсь, что большинство видит только верхнюю часть айсберга.

Впрочем, вернемся к истории. По мере общего "потепления" обстановки вокруг рока в 1986 году ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ быстро становятся концертирующей, и удачно концертирующей группой. А с майского фольклорного праздника в Измайловском парке начинается их творческий альянс с казачьим ансамблем КРАЙ: хотя попытка "джема" трех музыкальных культур (роковой и двух традиционных - русской и индийской) тогда получилась не слишком удачной, первый шаг на пути к преодолению искусственного (и кое-кем намеренно разжигаемого) антагонизма был сделан. Но дальше группу поджидало испытание на прочность - серьезно заболел Виктор Клемешев, и врачи запретили ему напрягать легкие - то есть петь и играть на саксофоне.

Флагман группы вышел из строя. Положение могло оказаться безвыходным: специфика репертуара группы требовала совершенно особого вокала, и не каждый профессиональный певец с ним справился бы. Но, по счастью, из армии тогда демобилизовался Игорь Белов: артистизм, обаяние и несомненные музыкальные способности Игоря позволили группе в кратчайший срок создать новую программу с такими хитами как "Рок-н-Ролл Для Брата", "Шизгара", "Одинокая Гармонь" (обработка старинной песни - с ней КАРТИНКИ весьма успешно выступали на самых престижных московских музыкальных форумах 1987 года: на "Рок-Обозрении-87", на апрельском фольклорном фестивале "Советской Культуры" и т. п.).

- Можно себе представить, как несладко приходится начинающей группе, - рассуждает Дима Яншин, - если наш коллектив, неоднократно удостоенный самых благожелательных отзывов центральной прессы, вплоть до газеты "Советская Культура" (от 28 и 30.04.1987 - С. П.), до сих пор не имеет ни аппаратуры, ни постоянной базы.

- А рок-лаборатория?
- Рок-лаборатория при ЕНМЦ - часть той же бюрократической машины, но группы вынуждены туда обращаться, поскольку в противном случае бумажек им вообще не получить. Впрочем, - Дима улыбается, - мы вовсе не хотим выглядеть нытиками: "и того не хватает, и этого...". Нужно не плакать, а активно пробивать себе дорогу сквозь косность, сквозь бюрократизм - поэтому мы с энтузиазмом включились в эксперимент по организации кооперативов в сфере культуры, проводимый экономистами и юристами. Ведь по сути своей любая рок-группа и есть кооператив! По-моему, именно в кооперативном движении - путь к решению многочисленных экономических и организационных проблем молодежного музыкального досуга. Энергия, инициатива, творчество - вот дух нашего времени, поэтому нужно искать и в музыке, и в жизни собственные пути, и я совершенно искренне призываю своих коллег по жанру: "Будьте самостоятельны!"

Сергей ПРАВДИН
"Московский Комсомолец" 04.10.1987



ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ

ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ выделились из состава популярной московской группы ДК в 1986 г. по инициативе лидер-гитариста Дмитрия Яншина. К Яншину присоединились Игорь Белов (вокал, гитара), Виктор Клемешев (вокал, саксофон), Олег Андреев (бас-гитара); за ударные сел техничный Владимир Кузнецов. Концепция группы - так называемый "фольклорный рок" - восходит к старым программам группы ДК, но выражается принципиально новыми музыкальными средствами. КАРТИНКИ владеют всеми стилями: от "хэви-метал" до эстрадного "попса" (в котором открылась бездна скрытого смысла). Они сотрудничают с этнографическими коллективами и, несмотря на противодействие музыкальных чиновников, с неизменным успехом выступают на всесоюзных фестивалях: "Фольклор-87", Подольском, Черноголовкинском. На последнем Яншин был признан гитаристом номер один. ВК считаются одной из ведущих и самых концертирующих групп столицы. Подробнее об истории и эстетике ДК/ВК читайте в журналах "Знание - Сила" (№3/87) и "Театр" (№5/88).

"Парус" №9'1988

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 14 февраля 2005, 19:15
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (5) | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.021