06 Май 2025, 16:02 - Митьки - "Митьковские Песни. Юбилейный"
(р) ООО "Балт-Мьюзик", 2024
Если бы не вышел в свет этот сборник, посвященный 40-летию одного из самых знаменитых объединений художников и 30-летию начала их музыкальной деятельности, я вряд ли вообще вспомнил бы об их существовании. Уж больно неуместно смотрятся Митьки с их добрым юмором в контексте нашего далеко не доброго времени. То ли дело на закате советской империи! Тогда появление веселых балбесов в линялых тельняшках казалось, пожалуй, даже слишком закономерным. Они словно бы материализовались из ленинградского городского фольклора, из анекдотов, из зощенковской и довлатовской прозы. И цель у них была одна, причем, весьма благородная - помочь нам как можно безболезненнее расстаться с прошлым. Взяв за основу эстетику официального советского искусства, предварительно лишенную идеологической составляющей и наполненную детской наивностью, Митьки подарили миру самую, пожалуй, человечную, душевную и добрую мифологию. Ну, представьте себе революционного матроса с "Авроры", который, сходя на берег, забыл прихватить с собой маузер, из всех громких лозунгов помнит только "дык, елы-палы!", да к тому же еще и выпить не дурак при первом удобном случае. Он совсем не страшен, совсем не опасен и даже по-своему обаятелен, а страна, которая может себе позволить подобных защитников, не может быть несчастной по определению!..
Удалось ли Митькам справиться со своей задачей? Как минимум за одно мы можем быть им благодарны - за хорошее настроение во времена, когда поводов для веселья находилось не так уж много. А вот сейчас то же самое творчество нельзя вспоминать без щемящей ностальгии. Многого ведь уже не вернешь, в том числе и людей, так или иначе причастных к созданию альбома.
Нет Дюши Романова - наверное, самого "митьковского" по духу из музыкантов с берегов Невы, который самой своей внешностью, голосом, поведением на сцене напоминал персонажа картин Дмитрия Шагина. Не случайно именно ему принадлежит во многом пророческая песня "Бескозырка", впервые всплывшая в первом же альбоме из митьковской серии и сейчас воскресшая из небытия вновь. Помню, как странно она звучала среди общего веселья - особенно на телеэкране, когда вся развеселая компания отрывалась по полной на палубе легендарного крейсера в фильме-концерте "Митьки на «Авроре»". Какие еще идущие ко дну моряки? Какой еще Митек, о котором после смерти никто не вспомнит?.. И только сейчас становится понятным, что тот смех был сквозь слезы, что не глумились наши герои, а хоронили с высшими почестями уходящую в прошлое культуру.
Нет Алексея Хвостенко, записавшего специально для Митьков свою оригинальную, авторскую версию "Города Золотого". Она не лучше и не хуже того гладкого и более привычного для всех варианта из репертуара АКВАРИУМА. Просто она немного о другом городе, который выше и дальше, чем нам бы всем хотелось. У Хвоста больше трагизма, выраженного очень тонко, на уровне полунамеков. И очевидно, что в целом ему гораздо ближе тот буйный, бунтарский авангард, который лежал в основе музыки АУКЦЫОНА, чем митьковский примитивизм. Но ведь и АУКЦЫОН до дружбы с ним занимался пусть и талантливым, но лобовым стеб-роком, а под его влиянием начал развиваться в неожиданном для всех направлении! Вот так удивительный человек - поэт и художник, принадлежавший к совсем другой культуре, облагораживал все, к чему прикасался, подтягивая звезд музыкального андеграунда до своего уровня! Много ли еще по земле ходит таких чудотворцев?
Нет Анатолия Крупнова, самого интеллектуального из московских "металлистов", так и не успевшего реализоваться до конца. В данном альбоме ему достался трек с достаточно невзрачной песней "Плещут Холодные Волны", в которой показать свои способности было трудно. То, что прозвучит в полную мощь в акустическом проекте КРУПСКИЙ СОТОВАРИЩИ, здесь только намечено чуть-чуть - как беглый карандашный набросок будущего живописного полотна. И можно ли было ждать чего-то большего, мы уже никогда не узнаем.
Нет больше десяти лет и Людмилы Гурченко, исполнившей, наверное, самую интересную из всех композиций - "И Кто Его Знает". Как ее занесло в такую компанию, на первый взгляд непонятно. Да, мы знали, какой Людмила Марковна была хулиганкой - по ее лучшим ролям, прежде всего в комедиях, по ее прозе, по участию в ситкоме про Задова в дуэте с Дмитрием Нагиевым. Да и музыкальная ее деятельность изобиловала сюрпризами. Гурченко легко могла выходить за рамки привычного для всех образа "советской Марлен Дитрих", то читая рэп вместе с MД&С Павловым, то перепевая земфирину балладу "Хочешь?". Но в содружестве с Митьками она выдала такую феерическую четырехминутную сценку - одновременно и комическую, и трагическую, - какой и сама от себя, возможно, не ожидала. Старания, впрочем, не были оценены по достоинству - трек, кажется, даже не попал ни в один из сольных альбомов Гурченко, хотя мог бы туда идеально вписаться. Так или иначе, а у нас теперь есть прекрасный пример того, как, принадлежа к вроде бы старой, консервативной эстрадной традиции, можно сделаться и рок-н-ролльщицей, и авангардисткой.
Исполнители, дожившие до наших дней, тоже успели преобразиться, причем, порой далеко не в лучшую сторону. Скажем, Вячеслав Бутусов еще тридцать лет назад казался в соседстве с Митьками абсолютно лишним. Тогда еще был на плаву НАУТИЛУС, и ничто не предвещало его затопления. Вячеслав был угрюмым голосом группы, говорившей человечеству неудобную, а порой просто жестокую правду, и ничего другого от него ждать не хотелось. Тем более что есть люди, которым категорически противопоказано исполнение чужих произведений даже в сильном подпитии или в караоке. Ну, какой из Бутусова, скажите на милость, гусар или моряк (пассажир "Титаника" еще получиться может, но это уже совсем другая история)? Поэтому и бодрая "По Морям - По Волнам", и сильно отдающий тяжелым похмельем гусарский романс на стихи Дениса Давыдова получились слишком вымученными. Но самое обидное то, что очень скоро музыкант начнет уже в собственном сольном творчестве выдавливать из себя такие же надуманные песни собственного сочинения.
Совсем другое дело - Юрий Шевчук. Исполненная им в характерной надрывной манере старинная баллада "Раскинулось Море Широко" потеряла, конечно, одесский колорит, памятный всеми по утесовской версии, стала мучительно длинной, более мрачной. Но в ней же оказалось вытащенным на всеобщее обозрение то самое сострадание ко всем неизвестным героям - труженикам моря, которое в довольно-таки неряшливом, графоманском тексте было выражено очень слабо. Таким же пронзительным монологом, но уже от первого лица, звучит и песня на стихи советского поэта Ярослава Смелякова "Если я Заболею", когда-то прославленная Визбором и оказавшаяся очень близкой рок-поколению. Сколько бы лет ни прошло, а ведь не упрекнешь Юрия Юлиановича в том, что он хотя бы в одном слове солгал!
Таким же искренним, хотя и пронизанным иронией, выглядит знаменитая "Лейся Песня на Просторе" в исполнении БГ. Жаль, что в альбом вошел лишь один трек с его голосом, несмотря на то, что влияние АКВАРИУМА на саму митьковскую идеологию было едва ли не основополагающим. Огромное количество меломанов, далеких от увлечения еще и изобразительными искусствами, собственно говоря, узнало о существовании Митьков лишь благодаря дружбе с ними Гребенщикова. Проигнорировать этот факт составители сборника не могли - иначе сама подборка лишалась всякого смысла. Но на что-то большее они же оказались абсолютно не способны.
Что же касается песен, которые хор Митьков решился исполнить без помощи звездных друзей, то тут мы имеем дело с парадоксальным явлением, когда люди не умеют петь и прекрасно отдают себе в этом отчет, но свое неумение демонстрируют весьма талантливо. В конце концов, разве можно от застольной лирики требовать многого? Была бы душевная атмосфера и заразительное желание подтянуть знакомый припев! Поэтому абсолютно неважно, что поющего "Ванинский Порт" Владимира Шагина подводит местами не только слух, но и дикция. Разве гладкий вокал какого-нибудь артистичного шансонье, в одних местах нагоняющего суровость, а в других вовремя пускающего слезу, смог бы нарисовать в нашем воображении образ старого зэка, прошедшего через все ужасы ГУЛАГа? А везде точно интонирующий Дмитрий Шагин не выглядел бы настолько трогательным и беззащитным - остается лишь сожалеть, что для юбилейного альбома отобрали его "Морскую Песню", а не нежное "Я в Весеннем Лесу..." из "Ошибки резидента". При таких скромных вокальных данных перепеть самого Ножкина не сумел бы больше никто.
И все-таки это действительно "The Best" в самом прямом смысле слова. То есть краткий отчет о проделанной работе за несколько лет, у которого уже не может быть продолжения. Митьки не собирались никого победить - и свое обещание выполнили, подбодрив нас на крутом повороте истории и растворившись в мировом пространстве, подобно призракам или городским легендам, появляющимся ниоткуда и исчезающим непонятно куда. Когда-нибудь они нам снова пригодятся и окажутся где-то рядом. А пока просто полистаем избранные страницы их истории и мысленно поблагодарим добрых, изобретательных чудаков, когда-то подаривших нам такой веселый праздник!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах