Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

БГ - "Песни Бардов"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Олег Гальченко
Автор


Зарегистрирован: 22.08.2005
Сообщения: 196
Откуда: Петрозаводск

Сообщение 10 Мар 2023, 21:13 - БГ - "Песни Бардов" Ответить с цитатой

(с) & (p) Борис Гребенщиков, 2022, 2023
(c) & (р) SoLyd Records, 2023


Само по себе обращение лидера АКВАРИУМА к наследию бардов-"шестидесятников" вряд ли для кого-то стало неожиданностью. Во-первых, именно он в далеком 1980-м признался первым в неравнодушном отношении к этой субкультуре. Прямо так и написал на заре карьеры в самиздате, воздав должное кумирам от THE BEATLES до Элвиса Костелло: "Помимо перечисленного, на меня сильно повлияли Клячкин, Окуджава, Вертинский и Макаревич" (упоминание Макаревича* в одном ряду с каэспэшниками, кажется, тоже было сделано впервые, несмотря на то, что сам Макаревич еще не осознавал своего родства с ними!). Во-вторых, свои теоретические воззрения БГ подтверждал делами на протяжении всей творческой карьеры. Как-никак, одной из самых популярных композиций классического АКВАРИУМА долгое время считался "Город Золотой", принадлежавший перу Алексея Хвостенко - человека, на котором закончилась традиционная авторская песня и начался акустический рок-авангард. Кроме того, в 1993 году Гребенщиков выпустил целый сольник, состоявший из романсов Александра Вертинского - сильно недооцененный, оставшийся в тени многочисленных "групповых" альбомов, однако очень смелый по самой своей сути. Пока страна пела попсу с американским акцентом и блатняк - с одесским, надо было иметь определенное мужество играть в утонченного аристократа. В конце 90-х опыт был повторен уже с песнями Булата Окуджавы, причем крайне неудачно - уж слишком все было похоже на китчевые "Старые Песни о Главном" (кстати, выпустивший почти одновременно свой "окуджавский" альбом Макаревич допустил точно такие же ошибки, так и не угодив ни любителям бардовской песни, ни тем более рок-фанам).

К нынешней подборке БГ подошел куда ответственнее. Он даже гитарный аккомпанемент сделал предельно бедным, создающим удобный ритм для чтения стихов, но лишенный всякого драйва. Он, конечно, никогда не был виртуозом, но даже на ранних квартирниках, выступая в одиночку, мог придать своей музыке достаточно рок-н-ролльной экспрессии там, где это требовалось. А тут решил не уходить слишком далеко от первоисточников, тем более не подключать свою гитару к электричеству, зная, как профессиональные аранжировки портили самые гениальные каэспэшные хиты. Помнится, два своих первых винила Евгений Клячкин, поддавшись моде, записал при участии рок-группы МОСТ, руководимой композитором Сергеем Баневичем - и эти записи невозможно слушать до сих пор без легкого раздражения. У прочих его коллег вышло не лучше - хриплые старые пленки, записанные на концертах, звучат куда убедительнее, чем тщательно отшлифованные студийные альбомы. А Борис Борисыч того же Клячкина, бывавшего в гостях у его родителей, слышал живьем еще в детстве и попытался воспроизвести именно ту неповторимую атмосферу домашнего музицирования.

В принципе подбора песен тоже заметна нехитрая и легко объяснимая логика. Среди авторов преобладают Окуджава и Клячкин, а вот Высоцкого и Галича совсем немного. Почему? Когда-то Александр Липницкий вспоминал, как, принимая у себя на даче музыкантов АКВАРИУМА, заставлял их слушать Высоцкого, а они сопротивлялись. Владимир Семенович для них был уж слишком московским, слишком грубым и демократичным. Вот и сейчас дань памяти хоть и воздали, но его песня - едва ли не самая "незапоминающаяся". Что же касается Галича, то из всего его обширного наследия оказалась позаимствована, пожалуй, одна из самых аполитичных вещей - "Про Маляров, Истопника и Теорию Относительности", в которой нет ничего про Сталина, зато присутствует острое ощущение абсурдности бытия.

И из Юрия Кукина, ассоциирующегося прежде всего с туристской нехитрой романтикой, Гребенщиков взял только "Город" - весьма типичную для современников "оттепели" утопию, довольно плоскую, лишенную всякой мистики, но уже отдаленно напоминающую еще не написанный хвостенковский "Город".

Свои главные послания и откровения Гребенщиков закладывает именно в произведения самых любимых авторов. Прежде всего, это - антивоенная тематика, поданная без пафоса и даже излишнего надрыва. Фронтовик Окуджава и дитя блокады Клячкин видели, что представляет собой настоящая война собственными глазами, и уж никогда бы не одобрили модный лозунг "можем повторить!" Им вполне хватило одного раза - и хотя в их строчках не описывается никаких особых ужасов, ощущение хрупкости и обреченности мира на гибель звучит и в "Песенке о Солдатских Сапогах", и в "Ночном Разговоре", и в "Прощании с Новогодней Елкой", и в "Примете". Современная интерпретация последней превращается уже в настоящий реквием по человечеству: "Если ворон в вышине, дело, стало быть, к войне. Чтобы не было войны, надо ворона убить. Чтобы ворона убить, надо ружья зарядить. А как станем заряжать, всем захочется стрелять. Ну, а как стрельба пойдет, пуля дырочку найдет". Эта песня, между прочим, прозвучала в спецвыпуске "Аэростата", вышедшем в эфир в апреле 2014 года, когда страна впервые оказалась в шаге от большой войны, но от шага этого в последний момент удержалась. Тогда еще в эфире можно было многие вещи называть своими именами, и, несмотря на висевшую в воздухе тревогу и предчувствие, что самое страшное еще впереди, передача была полна добрых слов в адрес людей, писавших добрые песни протеста - и побеждавших ими любое зло.

Видимо, идея альбома рождалась прямо у нас на глазах. И песни Клячкина - все те же самые, пока что звучавшие в оригинале, а теперь перепетые Гребенщиковым, вдруг наполнились такой невыносимой печалью, которую вряд ли предполагал когда-то автор. "Прощание с Родиной", "Псков", "По Ночной Москве Идет Девчонка...", несколько вещей на стихи Бродского - каждый трек похож на старую фотографию из далекого прошлого, запечатлевшую прекрасные, но, увы, уже невозвратимые мгновения жизни. Да, мы знаем, что БГ чужд каким-либо проявлениям ностальгии - как в пространстве, так и во времени. Однако что это, если не прощание с родиной, со всем, что до сих пор искренне любимо, но вероломно украдено?

Вот и получается, что самый патриотический альбом прошлого года оказался создан неблагонадежным и тысячу раз пригвожденным к позорному столбу эмигрантом. А те, кто проклинают его и тужатся, придумывая новую национальную идею и духовные скрепы, так пока и не родили ничего, достойного внимания. Скрепы-то вон где - настоящие, проверенные временем! Булат Шалвович, Евгений Исакович, Владимир Семенович, Александр Аркадьевич - спасибо вам за то, что вы у нас были и остаетесь с нами поныне!

А Борису Борисовичу особое спасибо - за виртуозно проведенный спиритический сеанс, очень вовремя напомнивший всем, каких именно корней следует держаться русскому человеку в трудный час.

* Минюст РФ считает его "иностранным агентом"

Слушать альбом
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006