Бранимир многим известен как автор и исполнитель собственных песен. Но у него есть еще две ипостаси, о которых знают поклонники и посвященные. Во-первых, Александр Паршиков - профессиональный журналист, выпускник журфака Волгоградского государственного университета. С середины 2000-х до 2010 года работал в волгоградской городской газете "Молодой. Свежее решение", где иногда публиковал интервью с любимыми артистами. С декабря 2014 по февраль 2016 года вел на московском "Своем Радио" авторскую программу "Цветы пустыни", посвященную отечественному андеграунду. Во-вторых, с 2007 года Бранимир организовывал концерты - привозил в родной город рок-музыкантов, известных и не очень. Эти две ипостаси нашли отражение в представляемой книге. "Цветы пустыни" - попытка (на мой взгляд, удачная) описать процессы, происходящие в андеграунде, изнутри.
В авторской программе Андрея Бухарина "Родная речь", вышедшей на "Нашем Радио" 28 июня 2012 года, Бранимир сообщил о готовящейся книге. Помню, я очень обрадовался, узнав, о чем она. Ждал целых 9 лет... И - о счастье! - мое ожидание было вознаграждено.
Над "Цветами пустыни" Бранимир работал с 2007 по 2020 год. Важно отметить, что книга не дублирует одноименную программу. Хотя, безусловно, некоторые радиоинтервью в нее вошли - целиком или фрагментарно.
В предисловии автор подчеркнул разнородность андеграунда: музыканты объединяются по идеологическим причинам, по территориальному признаку, по взглядам, старым "рамсам"... Так, существовали разные формации - коньковская (СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ, ЛИСИЧКИН ХЛЕБ и др.), "суховейская" (казахстанские участники актюбинского фестиваля), сибирская (Егор Летов и его друзья), д'ркинская (участники фестиваля памяти Вени Д'ркина) и прочие.
Вероятно, название книге (и радиопрограмме) дала фраза из песни Олега Газманова: "На барханах цветы не растут". Труд Бранимира опровергает утверждение, вложенное в уста хана. Растут, да еще какие!
Выбирая героев для своей книги, Бранимир был предельно субъективен. И в этом субъективизме - главное ее достоинство. Сам автор определяет жанр "Цветов пустыни" как "путевые заметки". Одни главы книги представляют собой рассказы и интервью, другие - эссе. Но и в тех, и в других ярко обозначается аналитическая составляющая.
Кто же они - цветы пустыни? Персонажи, работающие в различных музыкальных стилях, придерживающиеся разных идеологических воззрений. Но от такого разнобоя книга только выигрывает.
Донской андеграунд представлен двумя группами - ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА и ЗАЗЕРКАЛЬЕ. Лично мне творчество Дениса Третьякова нравится от и до. Что касается ЗАЗЕРКАЛЬЯ - мне однозначно ближе ранний творческий период, охватывающий 1990-1993 годы. Я не разделяю восторгов автора по поводу альбомов, выпущенных этой группой в 2000-е... Но у каждого свой вкус.
Представители московской сцены зачастую не имеют между собой ничего общего. За исключением одного: всех их очень любит Бранимир.
Портрет Умки крупным планом создают авторское предисловие и два интервью - газете "Молодой. Свежее решение" и программе "Цветы пустыни" (последнее можно было не сокращать).
Бранимиру удалось с головой погрузиться в художественный мир Рады Анчевской. Каждый реципиент имеет неотъемлемое право на свое ви́дение и понимание творчества того или иного автора. Бранимир взял у певицы интервью - не только интересное, но и познавательное. Но изюминка этой главы - рецензии автора на альбомы Рады & ТЕРНОВНИКА "Укок", "Женитьба", "Графика" и "Подлинная История Трех Миров".
Глава о группе МЕДВЕДЬ ШАТУНЪ и ее основателе и лидере Валентине "Джеке" Сохореве включает в себя размышления автора об альбоме "Контрольный Выстрел" (1999) и интервью, взятое в 2008 году, но не потерявшее актуальности. От себя добавлю маленький комментарий: каждый имеет право на свою политическую позицию. Даже в том случае, если кому-то она кажется крайне неприемлемой.
Бранимир заглянул в Астрахань - город, который, казалось бы, после распада СССР находился на обочине культурной жизни. Но была там своя достопримечательность - группа ЕНТЕТКРЫТ. Ее основатель и лидер Николай "Бенефактор" Юдин придерживался национал-большевистских взглядов, очень любил Черного Лукича и писал хорошие песни. А в 2018 году покончил с собой...
Олег "Манагер" Судаков, соавтор Егора Летова, участник ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, (со)основатель группы Манагер и РОДИНА, проектов КОММУНИЗМ, АНАРХИЯ, АРМИЯ ВЛАСОВА, ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА и еще нескольких коллективов - яркий и достойный представитель сибирской формации. Три интервью, взятые в разное время, Бранимир свел в одно. Манагер - не только автор песен. Он - теоретик сибирского панка. На вопрос Бранимира, чем отличается сибпанк от других направлений, Олег Судаков ответил: "Особым упором на метафизику и политику, сочетанием простого и всеобщего, с азартным драйвом или ямой безнадёги. Всё на грани, как калейдоскоп - с виду понятные узоры, а за ними что-то иное проступает. Наверно, от новизны формы что-то было, недаром поминают сибирский стиль - слегка архаичный, где-то затейливый, а порой - как железом по стеклу. И слишком души много: навыворот, как у ГО; нежно, как у Лукича; или саркастически, как у ПУТТИ; или патетично-отчаянно, как у ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ. Мы все разные, но дерзкие, шершавые, лезем к сути, выворачиваем с корнем. Это и пугает и притягивает". А еще Манагер дал свою трактовку песни "Лес", написанной в соавторстве с Егором Летовым.
Актюбинской сцене Бранимир посвятил целых три главы. Самая большая - о Ермене "Анти" Ержанове и его группе АДАПТАЦИЯ. Николай Вдовиченко и Евгений "Корней" Корнийко в 2000-е годы переехали соответственно в Санкт-Петербург и Самару, но оба начинали в Актобе, сотрудничали с Ерменом Анти. Поэтому их творчество рассматривается именно в актюбинском контексте.
Наконец, Александр Чернецкий - основатель и лидер коллективов ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ и РАЗНЫЕ ЛЮДИ. О нем написана самая большая глава, включающая вступление и интервью.
Особого внимания заслуживает глава "Продался - не продался", в которой автор размышляет о двух основных стереотипах андеграунда. Первый: требовать гонорары за выступления - якобы западло. Как будто у "подпольных" музыкантов деньги появляются из воздуха. Второй: отсутствие профессионализма оправдывается принадлежностью к андеграунду. Иными словами, андеграунд все прощает. Такая точка зрения в конце 80-х - начале 90-х годов находила оправдание у известных музыкантов и музыкальных критиков, чьи имена не стану здесь приводить. Но время расставляет все точки над "ё". Мне самому приходилось читать, что Александр Башлачев вообще не умел играть на гитаре, а Егор Летов был абсолютно антимузыкален... Но и тот, и другой, в отличие от авторов утверждений, вошли в историю и только русского рока, и русской литературы.
Книга снабжена четырьмя десятками снимков разных авторов. А на обложку помещено фото, сделанное директором "Отделения Выход" Олегом Ковригой.
Вероятно, Бранимир, создавая свой труд, преследовал еще одну цель: побудить потенциального читателя к поиску. Я как заядлый коллекционер с более чем 30-летним стажем нахожусь "в теме". Единственная группа, с которой я почти не был знаком - ЕНТЕТКРЫТ. Открыл ее благодаря Бранимиру. Прослушал всё, что на сегодняшний день доступно в интернете. Радует, что "Выргород" издал альбом астраханцев "Грач 200" по рекомендации Александра Паршикова.
"Цветы пустыни" стали для меня настольной книгой в работе над рецензиями на альбомы андеграундных музыкантов. К представляемому труду Бранимира я не только буду обращаться и возвращаться сам, но и стану его рекомендовать своим друзьям и знакомым. Книга безусловно того стоит.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах