Так получилось, что этот альбом я услышал аккурат в день его выхода на стриминговых площадках - 14 мая 2020 года. А до рецензии в силу не совсем зависящих от меня обстоятельств руки дошли почти 2,5 года спустя. И в этом, как ни странно, есть свой плюс: со временем альбом был выпущен на CD, причем с бонусами, которые, наряду с основными треками, работают на концепцию.
Немножко истории: еще до начала короновирусной пандемии певец Апокалипсиса Бранимир записал двухпесенный макси-сингл "Песни Чумы", который, во-первых, стал своеобразным пророчеством, во-вторых, послужил эпиграфом к альбому "Верная Смерть". В середине марта, когда пандемия была в самом разгаре, Бранимир выложил макси-сингл для бесплатного скачивания, а чуть позже разместил на стриминговых площадках. Издав "Верную Смерть" на лазерном звуконосителе, дополнил "Песнями Чумы". Таким образом, макси-сингл тематически вписался в альбом.
Средства на запись "Верной Смерти" были собраны благодаря донатам, присланным поклонниками; также материальную поддержку Бранимиру оказал паблик "соРОК АКУл". Результат превзошел все ожидания.
Приступая к работе над альбомом, Бранимир не пытался сформулировать какую-либо концепцию. Можно с полным правом сказать, что она, концепция, сложилась сама собой. В чем философия альбома? Люди, как правило, избегают думать о смерти. Если вдруг узнают, что умер кто-то из знакомых, скорее воспринимают как нечто далекое - не с ними же происходит. А если даже столкнутся воочию, подумают или произнесут что-нибудь типа: "Когда-нибудь все там будем". И погружаются в свои дела... Прилагательное "верная" можно толковать по-разному - как синонимы слов "преданная", "правильная" и "точная". К названию альбома более подходит третий вариант: кем бы мы ни были, что бы ни делали, какого бы статуса ни достигли, смерть - это то, что обязательно со всеми нами случится. Можно еще подключить разные значения смерти: так, в широком смысле смерть - необратимый момент прекращения жизнедеятельности организма, естественный, неизбежный конец существования живого существа. В узком смысле смерть связывается с качественным изменением состояния, происходящим в силу разных обстоятельств. Наконец, в фольклоре под смертью подразумевается перерождение: так, у славян невеста после свадьбы умирает как девушка и рождается как женщина. Таким образом, в альбоме обыгрываются разные значения смерти. А эпиграфом к нему может стать крылатое выражение "Memento mori".
В основу оформления альбома положена серия черно-белых фотографий за авторством Андрея Фетисова, сделанных в российской провинции. Герой песен - по-прежнему маленький человек из глубинки, к которому Бранимир относится с сочувствием. Таким образом, "Верная Смерть" составляет условную тетралогию с альбомами "Семь Чудес", "Жизнь и Смерть Скруджа Макдака" и "Три Сына". К CD прилагается буклет с текстами, которые в отрыве от музыки ничуть не страдают.
Альбом получился сыроватым и качеством записи напоминает скорее работы 2008 года - альбомы "Отцвели Глаза Твои" и "Папа, Я к Тебе Вернусь". Материал записывался в условиях самоизоляции, что не могло не сказаться на музыкальной составляющей. Бранимир сам и спел, и сыграл на акустической гитаре и самопальном шейкере. Аккомпанемент предельно минималистичен. Но этот вынужденный минимализм я отношу скорее к сильным сторонам альбома: слушатель получает возможность сосредоточиться на поэтическом субтексте. К этим песням подходит термин "параллельная эстрада", предложенный Денисом Третьяковым. От себя добавлю: "параллельная эстрада", разбавленная дарк-шаннсоном и сдобренная фолком. Поэтический стиль "Верной Смерти" я определяю как сочетание реализма, экзистенциализма и декадентства.
Тяжелый, жесткий "Вальс" представляет собой монолог стареющего человека, поглощающего алкоголь и понимающего, что жизнь прошла стороной. И стихи, и голос, и инструментальное сопровождение проникнуты экзистенциальным холодом. Кто такой ангел бездны земной из одноименной песни? Тот, с кем наша встреча неминуема. Мысль о неизбежности смерти облекается в блюзовую форму. "Кали-Хали-Гали" - мрачная плясовая. Бранимир изображает мир на пороге Апокалипсиса. А строчка про дым отечества отсылает к грибоедовскому "Горю от ума". В "Невеличке" автор касается темы подросткового суицида: часто родители пытаются откупиться от своих детей либо деньгами, либо дорогими подарками. И не понимают, что детям нужно прежде всего их внимание. "Забег" - взгляд на обезумевший мир глазами ребенка. Пронзительности песне добавляет образ девочки, сидящей в инвалидной коляске и мечтающей об олимпийских медалях. Звук метронома придает музыке холодность и бездушие. Песня "Злые" погружает слушателя в рай... в котором пусто, холодно и тревожно. Ощущение некой сюрреалистичности привносит диктофонная запись, сделанная в электричке: цыган идет по вагону и поет тоненьким подростковым голосом хит Мурата Тхагалегова "Темная Ночь". "Голубя Калека Кормил" - очень трогательная зарисовка. Безногий инвалид угощает птиц и тем самым делает мир добрее. Заглавная песня - квинтэссенция всего сказанного в альбоме, своеобразное подведение итогов. Ведь каждый из нас - самурай, которого ждет верная смерть.
Макси-сингл "Песни Чумы", добавленный на CD, в контексте 2020 года следует рассматривать как развернутую метафору коронавирусной пандемии. Название отсылает к абсурдистскому роману Альбера Камю "Чума". Только сейчас в Оран превратился весь земной шар, и бежать некуда.
Первая песня названа "Дивный Новый Мир". И снова - отсылка, на сей раз к антиутопии Олдоса Хаксли. Правда, сюжет песни куда проще и прозаичнее: мы живем, суетимся, зарабатываем, богатеем... А когда попадем в этот самый дивный новый мир, нажитое нам уже не понадобится. Вторая - обновленная версия баллады "Черти", которая входила в альбом 2010 года "Лили Марлен". Бранимир прослеживает основные этапы жизни человека - от рождения до могильного бугорка. В записи принял участие немецкий авангардный музыкант Кристоф Хан (SHARK VEGAS, LES HOMMES SAVAGES, SULTANS OF GEDANKENBRAIN, SWANS, PERE UBU и др.), который сыграл на стил-гитаре.
Мини-альбом "BC. Afterparty" был записан совместно с питерским проектом CHILDREN SLYNESS и включает в себя ремиксы трех песен - "Кали-Хали-Гали", "Невеличка" и "Забег". А под электронику Бранимир звучит довольно-таки ничего!
Таким образом, альбом "Верная Смерть" получился очень тяжелым и болезненным. Но ведь цель настоящего искусства - не развлекать, а врачевать, очищать, быть может, через боль и страдания. Напоследок мне снова хочется вернуться к названию и его философии: ведь чем вернее смерть, тем ценнее жизнь. В этом главный смысл альбома.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах