Это посмертный альбом Янки, составленный участниками ее группы и Анной "Нюрычем" Волковой из записей 1988-1991 годов, сделанных в Иркутске, Новосибирске и Омске. Электрическое сопровождение сыграно и записано вживую. Студией тиражирования "Колокол" при Московской рок-лаборатории альбом распространялся под названием "Песни После" (с допиской первых трех песен из альбома проекта Егор и ОПИЗДЕНЕВШИЕ "Сто Лет Одиночества"), а некоторыми другими студиями - как "Ожидало Поле Ягоды" (по первой строке первого трека). В 1994 году был издан на виниле новосибирским лейблом "Золотая долина", а год спустя - на компакт-диске и кассете рижским лейблом "BSA Records". В 1999 году лейблы "Хор" и "Moroz Records" переиздали альбом на CD и кассете. В 2009 году лейбл "Выргород" выпустил альбом на компакт-диске, а в позапрошлом году - на виниле. Для последнего издания Наталья Чумакова сделала специальный мастеринг.
Материал записан в составе: Янка - стихи, музыка, гитара, вокал; Анна Волкова - вокал (в "Нюркиной Песне"); Сергей Зеленский - гитара, бас; Игорь "Джефф" Жевтун - гитара; Егор Летов - гитара, бас; Константин "Кузя Уо" Рябинов - электроорган; Аркадий Климкин - ударные.
"Стыд и Срам" можно считать продолжением альбомов "Домой!" и "Ангедония". Однако между тремя альбомами есть существенное отличие: в центр первых двух ставился антагонизм между индивидом и обществом: индивид преследуется обществом, подвергается насилию с его стороны. Однако преследование и насилие возможны со стороны не только общества, но и другого индивида. При этом в текстах Янки преследователь, совершающий насилие, не конкретизируется - не называется ни прямо, ни косвенно.
Содержание альбома "Стыд и Срам" допускает различные интерпретации. Мне ближе версия, предложенная литературоведом В. А. Гавриковым в его монографии "Песенная поэзия XX века как текст". В альбоме "Стыд и Срам" исследователь выделяет две семы (смысловые единицы) - детскость и минорность. В чем-то можно дополнить ученого, а в чем-то возразить.
Гавриков сводит детскость к обращению Янки к русским народным сказкам и играм. Не споря с автором, я, вместе с тем, конкретизирую сему детскости с помощью таких понятий как беззащитность, готовность подчиниться превосходящей силе. Ключевая фраза альбома - "А ребеночек в больнице помирает, ведь помрет" (из песни "Про Чертиков"). Быть может, помирающий ребеночек - сама Янка (или ее героиня)? А больница - метафора окружающей действительности? На реализацию семы детскости работают и отсылки к русским народным сказкам, и обилие уменьшительно-ласкательных слов, и мелодия музыкальной шкатулки, воспроизводимая после первого трека (единожды) и перед последним (дважды), и выдержанное в детском стиле изображение котейки за авторством Николая Ивановича Буданова, помещенное на лицевой стороне конверта. В рассматриваемом альбоме также находит отражение эсхатологическая тематика.
Все песни, кроме "Про Паучков", написаны в минорных тональностях. Но и мажор у Янки исполнен глубокого трагизма.
Название "Выше Ноги от Земли" отсылает к одноименной подвижной игре. Правда, в песне Янки выигравших нет - все терпят поражение на экзистенциальном уровне. За, казалось бы, детской игрой скрывается философский подтекст: мы ждем от жизни многого, но каждый получит по заслугам. Фраза "Обманули дурачка!" в рефрене звучит криком отчаяния. Фольклорное начало проявилось не только в музыке, но и в стихах, в которые, наряду с реминисценциями из русских народных сказок, органично вписывается цитата из песни Матвея Блантера/Михаила Исаковского "Катюша". Закольцованная композиция символизирует жизненный круговорот.
"Столетний Дождь" мне хочется - вслед за Дианой Арбениной - назвать сибирским романсом. В песне спокойствие и сосредоточенность сочетаются с тоской и безысходностью. Янка окружает весну символами смерти. Название содержит отсылку к маркесовскому роману "Сто лет одиночества", строчка "Над пропастью весны собрались сны" - к названию русского перевода романа Дэвида Джерома Сэленджера "Над пропастью во ржи", а образ дождя, видимо, позаимствован из песни Джоан Баэз на стихи Боба Дилана "Rain's a-Gonna Fall".
Настроение песни "На Дороге Пятак" определяют такие разрушительные чувства как горе, одиночество, отчаяние и страх. В ней заключен трагический сюжет: героиня находит некую малую ценность, возможно, пятикопеечную монету, уносит в свое убежище - лесное жилище, тщательно прячет ("Не отдам никому, закопаю в углу, положу сверху камешек за пазуху"). Но находка приносит ей только беды и в итоге гибель ("Побежали глаза по стволам, по рядам, покатилось лицо по камням, по следам"). А деревянные цветы символизируют кресты могил. По тексту разбросаны цитаты из сказки Александра Пушкина "Руслан и Людмила" и песни Александра Башлачёва "Имя Имен", автоцитата из песни Янки "На Черный День", а также, возможно, отсылка к гравюре Эдварда Мунка "Крик".
"Про Паучков" - метафора замкнутого пространства, акцентирующего невозможность преобразования окружающей действительности. А быть может, и всего общества. Апофеоз безнадежности и безысходности. Янка поет спокойно - видимо, на надрыв уже нет сил. Гитара расстроена.
"Про Чертиков" - реминисценция из "Божественной комедии" Данте. Правда, у Янки рай (райский сад) противопоставляется как аду, так и советской действительности. Лично мне хочется назвать эту песню "На Черный День II".
В "Нюркиной Песне", посвященной Анне "Нюрычу" Волковой (впоследствии ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА), отразилась тяжкая доля русской женщины, которая нисколько не озлобляется на весь белый свет, а думает о том, "как же сделать, чтоб всем было хорошо". В последнем куплете цитируется фрагмент романса Александра Варламова на стихи Семена Стромилова "Лучина" ("То Не Ветер Ветку Клонит"). Мелодия запева стилизована под русскую народную. Бытует мнение, что в основу припева положен украинский народный напев, который Янка могла слышать: ведь в Сибири проживает множество этнических украинцев. Первоначально "Нюркина Песня" в иной версии входила в альбом проекта КОММУНИЗМ "Хроника Пикирующего Бомбардировщика".
"Придет Вода" - песня-прощание, в которой Янка буквально прописала сценарий своей близкой смерти. Ощущение скорого конца передано не только обреченным голосом, но и скрежещущими гитарами. Финальный психоделический инструментальный проигрыш, очевидно, раскрывает постапокалиптическое состояние либо самой Янки, либо окружающего мира.
В "выргородских" изданиях, в отличие от всех предыдущих, проигрыши на музыкальной шкатулке выделены в самостоятельные треки под названием "Так".
Альбомы Янки "Не Положено", "Деклассированным Элементам", "Домой!", "Ангедония" и "Стыд и Срам", равно как и книга "Выше ноги от земли" образуют единый текст и позволяют составить целостное представление о Явлении с прописной буквы под названием Янка, Яна Станиславовна Дягилева.
В 2009 году один журналист, рецензируя издание записей Янки на 4 CD с позиций ортодоксального православия, назвал его "пособием по суициду". Что же, православным ортодоксам, может быть, виднее, но не все воспринимают её творчество так. Для меня Янка была, есть и навсегда останется лучшим автором и лучшей исполнительницей в русском... роке, панке, фолке - можно называть как угодно. Верю и надеюсь, что альбомы Янки выдержат еще не одно переиздание на разных носителях и будут находить своего слушателя.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах