Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

МИРОВОЙ ПОЖАР - "История Возврата"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1058
Откуда: Беларусь

Сообщение 29 Авг 2022, 18:10 - МИРОВОЙ ПОЖАР - "История Возврата" Ответить с цитатой

(c) МИРОВОЙ ПОЖАР, 2001
(p) ФатерЛянД Дивижн, 2021
35 tks./t.t. 77:31


Группа МИРОВОЙ ПОЖАР была создана в подмосковном наукограде Протвино на рубеже столетий. Честно говоря, я не в курсе, кто по профессии участники коллектива. Но есть неформальное образование, получаемое посредством чтения книг, прослушивания и просмотра познавательных радио- и телепередач, накопления жизненного опыта. Могу сказать, что они прекрасно знали русскую и мировую литературу, советскую песенную классику, отечественный и западный рок, философию, мифологию, язычество, христианство, иудаизм, кабалистику... А еще очень любили сказки. Творчество МП рассчитано прежде всего на эрудированных слушателей.

Альбом "История Возврата" записан в январе 2001 года в протвинском ПТУ №57. Осенью того же года был выпущен на кассетах лейблом "Ur-Realist", а 20 лет спустя переиздан на CD лейблом "ФатерЛянд Дивижн" (преемником "UR-Realist'а") тиражом 93 пронумерованных вручную экземпляра. Мастеринг для кассетного издания был сделан Владимиром Анчевским, гитаристом и сооснователем группы РАДА & ТЕРНОВНИК. Ремастеринг для CD-издания выполнил известный питерский музыкант Федор Лавров, лидер группы ОТДЕЛ САМОИСКОРЕНЕНИЯ. И, надо сказать, что на компакт-диске материал звучит гораздо лучше, чем на кассете. Но издания отличаются не только по звуку.

Дизайн альбома выдержан в лучших "UR-Realist'овских" традициях. В витиеватом оформлении 4-полосного диджипака и на рабочей поверхности диска зашифровано послание потомкам на хазарском наречии, а также элементы каббалы и гематрии. Для проникновения в послание очень желательно читать "Хазарский словарь" Милорада Павича (причем, оба варианта - "мужской" и "женский"). На диджипаке опубликован текст песни "Что в Имени Тебе Моем?" 8-страничный буклет содержит авторизованное "Краткое описание истории группы МИРОВОЙ ПОЖАР" с иллюстрациями "Туда и обратно" от вокалиста коллектива Д. Пифы (в группе еще есть и А. Пифа, не надо их путать), краткую документальную справку и "Гимн Хазарской ССР", которую виртуально создали участники коллектива, и подробные выходные данные по записи.

Важно отметить, что на рубеже столетий в Протвино сложилась тусовка, куда входили молодые философы, поэты и иные творческие деятели, в том числе участники МП. Они очень любили андеграундную музыку, в частности, сибирский панк, но были далеки от профессионального музицирования. Этим объясняются особенности представляемой записи: в сочетании лоуфайности и дилетантизма - ее очарование и недостаток, сила и слабость одновременно. Увы, не стоит доверять определениям, данным в пресс-релизе альбома. Лихой гаражный рок и прото-панк - есть немного. Квазисибирский панк... Почему "квази"? Но в данном случае мне приходит на память не ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, а ТЕПЛАЯ ТРАССА первой половины 90-х (хотя последняя испытывала влияние первой). Подлинные неофолк-откровения - кое-где чуть-чуть. Элементы прогрессива? Три композиции тяготеют к арт-року. Свободная импровизация?.. не знаю, не знаю. "Индустриальные" звучания достигаются с помощью использования зафуззованных электрогитар и перегруженного уровня записи. Этот прием очень любил Егор Летов и часто к нему прибегал, записывая ранние альбомы ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.

Песни и стихи создаются разными участниками коллектива, что никоим образом не сказывается на цельности и органичности альбома. Поэтический стиль МП - экзистенциально-нигилистичная, гностическо-богоборческая лирика с заметным влиянием поэтики Серебряного века (Александр Блок, Максимилиан Волошин, Николай Гумилев) и соцарта, покрытая (цитирую пресс-релиз) "тонким льдом постмодернистской иронии и кича в духе соц-арта". Витиевато и путано, не правда ли? Зато - концептуально. А от себя добавлю: все-таки при создании некоторых текстов без влияния Игоря Федоровича не обошлось.

Открывает альбом "Присказка", которую читает Винни Лужин, главный идеолог МП. Голос пропускается через ревербератор. Уже здесь, наряду с ангелом и дьяволом, появляются вымышленные персонажи - славный парень Тук-тук-тук, шустрый песик Берегись и добрый дедушка Пиздец. За присказкой следует сказка. Вернее - "Сказки", в которой материализуются избушка на курьих ножках, Царевна-лягушка и Белоснежка... А знаете ли вы, что некоторые сказочные образы стимулировали научные открытия? Ковер-самолет, например. Песня строится на диалоге Кошки и Д. Пифы. Первая верит в сказки, второй сомневается. Сказочная тема появится и во второй части альбома - в песне "Только в Сказках". Ослик Иа из сказки Алана Милна "Винни-Пух и все, все, все" в пересказе Бориса Заходера, Колобок, Емеля-дурачок... А в птице, держащей в зубах пиццу, угадывается ворона с сыром в клюве из басни Крылова. Д. Пифа лишь переосмыслил первоисточник. На мой субъективный взгляд, это лучший номер альбома.

"Песня о Настоящем" обращена к шедевру советской песенной классики "Есть Только Миг" из к/ф "Земля Санникова" Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева. "Есть только миг, за него и держись". Автор призывает слушателя ценить и использовать каждое мгновение жизни. Подписываюсь под каждым словом.

"Кошку" читает Кошка, которая является автором части стихотворений, сама же их исполняет. Философское размышление о домашнем животном, постигающем мироздание.

"Палач" (текст и музыка А. Пифы) - пожалуй, самая смертеутверждающая песня альбома. Но почему-то слушать ее весело и прикольно. В конце соло- и бас-гитара цитируют первую фразу мелодии песни Василия Соловьева-Седого "Подмосковные Вечера".

"Песенка Иуды" и "Другая Песенка Иуды" образуют дилогию. Кто кого предает? Кто кого спасает? Д. Пифа критически переосмысливает библейский сюжет. На что имеет полное право.

"Песенка Плесени" апеллирует к "Песенке на Лесенке" Александра Башлачева. И дело не только в фонетической близости названий. Финальная строчка "Я спою тебе песню плесени" - видоизмененная цитата из первоисточника, над которым Д. Пифа прикалывается от души. А в проигрышах между куплетами Д. Пифа дублирует голосом бас-гитару на слоги "Там, там, там, та-да-да-да...", тогда как басист пытается выдавать на своем инструменте джазовую импровизацию, и это у него почти получается. Не мешало бы потренироваться перед записью.

В песне "Рождество Антихриста" Винни Лужин обращается к распространенному стереотипу, согласно которому три шестерки составляют антихристианское число. Праздник явно не удался. Музыка выдержана в стиле околофолк.

"Колядка" по-лужински на самом деле не имеет к оригинальной колядке никакого отношения. В коротком стихотворении автор предлагает свое ви́дение фольклорного жанра.

"Новогодняя Песенка" не вполне соответствует своему названию. Стебный текст, с серьезной интонацией пропеваемый Д. Пифой. Лично мне кажется, что Д. Пифа просто-напросто издевается над Егором Летовым, вернее, над суицидальной тематикой в его поэзии. В тексте также цитируется поэма Владимира Маяковского "Владимир Ильич Ленин".

Автор песни "Веди Себя Потише" некий Макс проявил себя как мастер словоплетения.

"Песня о Святости" содержит отсылки к трем произведением Летова - "О Святости, Мыше и Камыше", "Всё Как у Людей" и "Система", а "Тайна" А. Пифы - к пушкинской драме "Борис Годунов". Хотя мне снова-таки кажется, что А. Пифа просто стебется с умным видом.

Стихотворение "Коллапс" правильнее было бы назвать "Коллапсар". Смею предположить, что на его создание Винни Лужина вдохновил философско-фантастический роман Станислава Лема "Фиаско".

"Убиенных Младенцев" - рефлексия по мотивам картины Питера Пауля Рубенса "Избиение младенцев". Структурно композиция состоит из двух частей и приближается к арт-року.

Паралич из одноименного стихотворения - это, как говорит Винни Лужин, даже не диагноз, а воплощенное ничто. Наступление паралича - синоним летовской фразы "скоро настанет совсем".

Песня "Что в Имени Тебе Моем?" не имеет никакого отношения к оригиналу - стихотворению Александра Пушкина, разве что воспроизводит название. Лирический герой перевоплощается то в Прометея, то в Люцифера.

Название "Больше, чем пиздец" представляет собой отсылку к американскому немому фильму "Больше, чем любовь" Фрэда Нибло. Сама композиция - весело-бесшабашно-революционное стихотворение Д. Пифы, которое автор читает с эмфазой под барабаны. В самом конце к нему присоединяются остальные участники группы и прокрикивают строки: "Все мы - Ленины, Христы! Все мы - Люциферы!"

"Где-то на задворках вселенной" - философское стихотворение Кошки. Люди продолжают жить, решают свои проблемы, совершают благородные поступки... Но при этом забывают о любви, тем самым ее убивая.

Герой песни-"сказки" "Одиночество" погружен в ситуацию "неподлинного бытия" (по Жан-Полю Сартру), из-за чего испытывает острый дискомфорт.

Стихотворение Винни Лужина "Сверчок" - монолог умственно отставшего от времени.

Баллада "Откровение" повествует о некой битве, исхода которой никто не знает. В финале Д. Пифа провозглашает победу. Но кто кого победил, так и не ясно.

Название "Песня Бодхидхармы" явно дано от балды. Никакого Бодхидхармы в тексте нет и в помине. Зато есть стихи Винни Лужина, положенные на музыку песни Анатолия Лепина "Пять Минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". А в них - отсылки к песням "Дорога на Берлин" Марка Фрадкина на стихи Евгения Долматовского, "Гимн Демократической Молодежи" Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина, "Катюша" Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского, "Песня Не Прощается с Тобой" Аркадия Островского на стихи Сергея Острового, "Нежность" из к/ф "Три тополя на Плющихе" Александры Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова, а также к трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет". Здесь Винни безуспешно пытается петь. Песня обрамляется двумя стихотворениями: первое - пародия на текст уже упоминавшейся песни "Дорога на Берлин", второе - первая строфа песни Анатолия Лепина на стихи Вадима Коростылева "Ах, Таня, Таня, Танечка..." из "Карнавальной ночи".

"Сидя на коленях у Бога" - верлибр Кошки, с чувством, с толком, с расстановкой прочитанный ею же. Короткая авторская рефлексия на тему Вечности.

Композиция "Совесть Бурлила" А. Пифы заключает в себе сюжет фильма, не имеющего ни начала, ни конца, который никогда не будет поставлен. Фразы-"кадры", как бусинки, нанизываются на бесконечную нить...

Подснежник из одноименного стихотворения Винни Лужина - символ победы в некой битве, в которой участвует лирический герой (или сам автор).

"Весело" - песня от лица человека, счастливого от того, что увидел Христа и познал любовь. Между строк явственно читается ирония. В тексте цитируются детская загадка про А и Б, которые сидели на трубе (у Д. Пифы на окне) и "Рок-н-ролл Мертв" Бориса Гребенщикова.

Композиция "10 Стрел, или Анархия в ХазССР" недаром имеет двойное название: стихотворение БГ положено Д. Пифой на музыку боевика SEX PISTOLS "Anarchy in UK", припев которого воспроизводится слово в слово. А в финале приводится искаженная цитата из песни Егора Летова "БГ": "Так если б я смог выбирать себя, я был бы гробовщиком".

Стихотворение "Зерна безличности" - монолог от имени Иисуса Христа, в котором звучит мотив богооставленности: Винни Лужин приводит слова "Элои! Элои! Ламма Савахфани" ("Бог мой! Зачем ты меня оставил?"), которые Иисус произнес на кресте перед распятием.

"Мясорубка" А. Пифы - развернутая метафора тотального и всепоглощающего разрушения, происходящего вокруг нас, со всеми нами, а, возможно, и внутри нас.

"Ухожу" - еще один монолог Христа, покидающего этот мир, но обещающего вернуться.

"7 Дней Возврата" - антицитата из Ветхого Завета, а именно - из первой главы "Книги Бытия" в интерпретации Винни Лужина. Вот уж где идеолог МП вволю поизгалялся! Текст читается на фоне инструментальной импровизации.

Бонус-трек "Над Миром Мрет Безумие", взятый из утраченного альбома 2003 года "Весенние Перевертыши, или Концерт Для Оргазма со Скрипом", полностью оправдывает свое название. Апофеоз безумия, хаоса и пустоты. В мелодии цитируется фрагмент "The House of the Rising Sun", а в тексте упоминается Николай Гумилев.

Альбом МП "История Возврата" слушается очень тяжело и - я уверен - придется по вкусу далеко не всем. Поэтому рекомендую его только самым вдумчивым, глубоким и интересующимся слушателям.

Слушать альбом
Заказать CD
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006