Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

Александр Кушнир - "100 магнитоальбомов советского рока"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1058
Откуда: Беларусь

Сообщение 21 Дек 2021, 22:16 - Александр Кушнир - "100 магнитоальбомов советского рока Ответить с цитатой

(c) Александр Кушнир, 1999, 2019
(p) М., "Рипол Классик", 2019, 2020
408 с. - 200 [+200] экз.


К концу 90-х годов я был хорошо знаком с большей частью магнитоальбомов, речь о которых шла в книге Александра Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи". Первое издание, которое увидело свет в 1999 году, я отрецензировал в минской "Музыкальной газете". А несколько месяцев назад негадано-нежданно наткнулся в соцсети ВКонтакте на аудиозапись программы "Rock'n'Talk с Алексеем Коршуном", вышедшей на екатеринбургском радио "Рок-арсенал" 11 июня 2020 года. В ней Александр Кушнир представил второе издание "Ста магнитоальбомов". Часовое интервью произвело на меня сильное впечатление. Я не только заново перечитал книгу, но и ознакомился с альбомами, которых прежде не слышал - благо, в Интернете есть все. А посему у меня возникло большое и сильное желание отрецензирровать переиздание сего труда.

Когда Александр Кушнир начинал работать над книгой, в его распоряжении были огромная библиотека рок-самиздата и кассетный диктофон, на который было взято более 300 эксклюзивных интервью. Соавторами Александра Кушнира стали такие разные во всех отношениях люди как Владимир Матецкий, Александр Кутиков, Алексей Романов, Евгений Маргулис, Александр Пантыкин, Настя Полева, Геннадий Барихновский, Борис Гребенщиков (который также написал к книге предисловие под названием "Вкус магнитного хлеба"), Илья Кормильцев, Сергей Рыженко, Эдмунд Шклярский, Алексей Рыбин, Юрий Шевчук, Юрий Лоза, Сергей Жариков, Василий Шумов, Юрий Чернавский, Валерий Баринов, Сергей Тимохин, Александр Астров, Армен Григорян, Виктор Троегубов, Сергей Богаев, Вячеслав Бутусов, Дмитрий Умецкий, Константин Кинчев, Юрий Наумов, Дмитрий Ревякин, Владимир Шахрин, Владимир Бегунов, Михаил Борзыкин, Роман Неумоев, Аркадий Кузнецов, Сергей "Олди" Белоусов, Александр Лаэртский, Александр С. Волков, Сергей Гурьев, Александр Липницкий, Леонид Федоров, Олег Гаркуша, Вадим и Глеб Самойловы, Олег Скрипка, Николай "Ник Рок-н-Ролл" Кунцевич, Алексей Коблов, Александр Агеев, Андрей Тропилло и многие-многие другие. Но как раз в таком музыкально-стилевом и идеологическом плюрализме главное достоинство книги.

Еще один плюс - увлекательная манера повествования. В качестве примера мне хочется выделить главу "Охота на волков", в которой Кушнир рассказывает о том, как власти боролись с распространением подпольного рока с 1983 по 1986 годы. В борьбу включились не только правоохранительные органы и печатные издания, публиковавшие разоблачительные статьи из серии "Осторожно: магнитофонный рок!", но и советская почта. Был в стране свой "союз писателей". При этом "писателями" называли отнюдь не литераторов, а людей, переписывающих запретные альбомы с магнитофона на магнитофон. Распространителям грозило уголовное преследование не только за незаконную частно-предпринимательскую деятельность; была еще одна, едва ли не самая главная причина борьбы с магнитофонным роком - идеологическая. Однако подпольные звукорежиссеры и "писатели", используя стратегию и тактику партизанской борьбы, находили лазейки. Вот лишь одна небольшая цитата: "Поскольку метод отправки катушек наложенным платежом себя быстро изжил (вызвав небезосновательные подозрения на почтах), Ушаков и Левченко [самые известные московские распространители магнитофонного рока. - Г. Ш.] решили ввести в действие абонементную систему. Суть ее состояла в следующем. Клиент покупал книгу и отправлял ее в столицу ценной бандеролью. Дело было хорошее, поскольку читать официально изданные книги пока еще никому не запрещалось. Даже в СССР. В книгу вкладывался конверт, в котором находилась купюра достоинством в сто рублей. Это означало, что клиент из города Икс продлевает "подписку" и автоматически получает из Москвы все новые записи. Естественно, что посылки с катушками отсылались не с того отделения, на которое приходила ценная бандероль, а совершенно с другого".

Создавая свой труд, Александр Кушнир наверняка ставил перед собой цель побудить потенциального читателя найти и прослушать альбом, о котором тот узнал из очередной главы. Лично у меня такое желание возникало. Более того, по прочтении книги на некоторые знакомые альбомы я стал смотреть иначе. Важно отметить, что после выхода первого издания книги многие альбомы были официально выпущены. Правда, иные - в усеченном виде. А некоторые до сих пор продолжают существовать в самиздате... и, к счастью, в Интернете.

Специально для второго издания Кушнир написал послесловие "История светлых времен", в котором беглым взглядом окинул историю постсоветского рока за последние 20 лет (с момента выхода первого издания). По его словам, специфика рок-музыки в СССР заключалась в том, что процесс создания того или иного альбома был гораздо важнее и интереснее, чем результат.

Читатель найдет в книге первоначальные обложки альбомов и архивные фотографии музыкантов. Первое и второе издание отличаются лишь несколькими снимками.

Здесь мне, пожалуй, придется прерваться и поделиться результатами проведенного мной исследования. Я глубоко изучил имеющиеся у меня каталоги студий тиражирования аудиозаписей стран СНГ и коллекционеров, обладателей фонотек. Героев книге я условно подразделяю на три категории. При этом я не стану приводить названия альбомов - ограничусь упоминанием лишь исполнителей и коллективов.

1. Пользующиеся популярностью на территории бывшего Советского Союза: АГАТА КРИСТИ, БГ/АКВАРИУМ, АЛИСА, АРИЯ, АУКЦЫОН, БРАВО, ВОПЛІ ВІДОПЛЯСОВА, ВОСКРЕСЕНИЕ, Егор Летов/ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ДДТ, Майк Науменко/ЗООПАРК, КИНО, КРЕМАТОРИЙ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, НОЛЬ, ПИКНИК, ЧАЙФ, Юрий Лоза.

2. Популярные главным образом среди посвященных: Александр Башлачев, Александр Лаэртский, АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, ВОДОПАД ИМ. В. КИКАБИДЗЕ, ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ, ВЫХОД, ДК, ДО МАЖОР, ЗВУКИ МУ, ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, КАЛИНОВ МОСТ, КОЛИБРИ, КОММУНИЗМ, МИССИЯ: АНТИЦИКЛОН, МИФЫ, Настя Полева, Ник Рок-н-Ролл, НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, ОБЕРМАНЕКЕН, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, РОК-СЕНТЯБРЬ, СТЕРЕОЗОЛЬДАТ, СТРАННЫЕ ИГРЫ, ТЕЛЕВИЗОР, ТРЕК, ТРУБНЫЙ ЗОВ, УРФИН ДЖЮС, ФУТБОЛ, ХРОНОП, ЦЕНТР, ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА, ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ, ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ, Юрий Морозов, Юрий Наумов, Юрий Чернавский и Владимир Матецкий, Янка Дягилева.

3. Известные среди коллекционеров-одиночек в рамках того или иного региона: БЭД БОЙЗ, Вова Синий и ОВД, ЖЕЛТЫЕ ПОЧТАЛЬОНЫ, ИВАНОВ ДАУН, КАЗМА-КАЗМА, КОКА, КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР, МАНУФАКТУРА, НЕОРЕТРО, ОТРЯД ИМ. В. ЧКАЛОВА, ПОЕЗД УШЕЛ, ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, ПРОПЕЛЛЕР, РАББОТА ХО, СОНАНС, СТУК БАМБУКА В 11 ЧАСОВ, ТЕАТР, ТОВАРИЩ, ЧАС-ПИК.

Альбомы представителей первой и отчасти второй категории выдержали не одно переиздание на разных носителях, включая винил. Что касается альбомов групп третьей категории - они распространялись преимущественно в самиздате. Но и здесь есть исключения: так, альбомы группы DZELTENIE PASTNIEKI (ЖЕЛТЫЕ ПОЧТАЛЬОНЫ) "Bolderājas Dzelzceļš" ("Болдерайская Железная Дорога", 1982) и "Alise" ("Алиса", 1984) были изданы в Риге на CD уже в нулевые годы. Но сейчас для нас музыкальное пространство Прибалтики - практически другой континент. Альбомы ЖЕЛТЫХ ПОЧТАЛЬОНОВ на физических носителях вряд ли распространялись за пределами Латвии. Мы можем довольствоваться лишь оцифровками с кассет или бобин, ходящими в Интернете.

Альбом иркутской группы ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ "При Попытке к Бегству" (1991) выпускался на CD в 2005 году лейблом "Коммуникация" крохотным тиражом. Но, поскольку хронометраж альбома превышает время звучания компакт-диска, он был издан с купюрами (без 4 песен).

Интерес к исполнителям и группам первых двух категорий подогревается переизданиями их альбомов на разных носителях. Гораздо сложнее с представителями третьей категории. Среднестатистический слушатель останется к ним равнодушен, а увидев название ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, СТУК БАМБУКА В 11 ЧАСОВ или КАЗМА-КАЗМА, скорее всего, пройдет мимо. Увы. Альбомы малоизвестных исполнителей и групп могут заинтересовать разве что самых любознательных меломанов. На последних рассчитана в том числе эта книга.

Труд Александра Кушнира не только о магнитофонном роке. Он о тех, кто переписывал заветные альбомы с "Кометы" на "Комету", с "Маяка" на "Маяк", с "Юпитера" на "Юпитер", с "Ростова" на "Ростов"... Для многих из нас эти альбомы стали больше чем музыкой. Увы, сегодня, в цифровую эпоху, приходится слышать о смерти т. н. альбомного мышления. Молодые пользователи Интернета в подавляющем большинстве своем просто-напросто составляют плей-листы из любимых треков без привязки к альбомам. Но есть энтузиасты, которые ищут, находят, поальбомно оцифровывают любимую музыку с бобин и кассет, выкладывают в соцсетях... Имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит, имеющий мозги да поймет.

Увы, во втором издании книги сохранились досадные ляпы и неточности, которые могут ввести читателя в заблуждение. Какова правильная фамилия бывшего звукорежиссера МАШИНЫ ВРЕМЕНИ - Коротков или Короткин? Альбомы МВ "День Рождения" и "Это Было Так Давно", записанные в 1978 году, содержат идентичный материал, но аранжировки песен разительно отличаются. Правильное название первого проекта Вадима (а не Дмитрия) Кузьмина - СПИНКИ МЕНТА (а не СПИНКА), а инди-группы из Томска - НЕКИЕ СТЕКЛЯННЫЕ ПУГОВИЦЫ (а не СТЕКЛЯННЫЕ ПУГОВИЦЫ). "Принцесса Цирка" Имре Кальмана - не опера, а оперетта. Позывные радио "Маяк" строятся на первой фразе мелодии песни Василия Соловьева-Седого "Подмосковные Вечера". Песню "Бери Шинель, Пошли Домой" написали композитор Валентин Левашев и поэт Булат Окуджава, а Марк Бернес был лишь одним из ее исполнителей. Василий Лебедев-Кумач и Михаил Танич писали тексты к песням, а не мелодии. Стихотворение Уильяма Джей Смита "Кошки" перевел Борис Заходер, а не Юнна Мориц (эту неточность Кушнир почерпнул с пластинки "Ансамбль БРАВО", выпущенной фирмой "Мелодия"). К слову, Смит - американский поэт, а не поэтесса. Квартет, в который входят две скрипки, альт и виолончель, называется струнным, а не симфоническим. Автор путает магнитофонную ленту с виниловой пластинкой: пленка на студийном магнитофоне движется со скоростью 38 сантиметров в секунду, а никак не оборотов.

Но, несмотря на высказанные замечания, книга достойна не только внимания, но и восхищения. Ибо Александр Кушнир проделал многолетнюю работу, которая под силу далеко не каждому, причем выполнил ее на высочайшем профессиональном уровне.

Читайте, ищите и слушайте! Как минимум, это познавательно, как максимум - интересно.

P. S. В упомянутом интервью Александр Кушнир признался, что приветствует любое бутлегерство. А посему даю ссылку на пиратский ресурс, на котором выложена книга.

Читать книгу (в первой редакции)
Заказать книгу
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006