Этот альбом ждали так сильно, что, хотя карантины и локдауны заставили многое отложить на потом, перенести этот релиз музыкантам показалось невозможным, несмотря на все сложности студийной работы в это непростое время. Ведь деньги на него собрали молниеносно ещё до ковида. Кажется, фотографией ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ впору уже иллюстрировать словарную статью "Краудфандинг" - настолько горячо готовы поддержать эту группу рублём поклонники. Но сейчас речь не о материальном, а о духовном.
Я люблю легенды о спящих королях или героях - в моих невеликих пока что странствиях они встречались мне в каждой европейской стране (в России тоже, кстати, есть свой Святогор-богатырь, спящий до поры мёртвым сном). Легенды эти утешительны вдвойне: и обещанием того, что когда совсем уж подступит край, придёт могучий спаситель, и тем, что, как бы плохо ни было, пока король-защитник не пробудился, это ещё не гранд-финал (или, как поёт Масяня, "это всё пока что лишь отстой, а не пипец!").
Так когда же наступает время будить королей? Это в полном смысле последнее время, то, после которого времени больше не будет, время финальной битвы добра со злом, требующей всех сил - и человеческих, и не-человеческих, время эсхатологическое. Эсхатология - тема для ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ если не ключевая, то постоянно возникающая. Но если два предыдущих альбома группы - "Для Тех, Кто Видит Сны", части 1 и 2 - были посвящены эсхатологии частной, личной, то тут уже речь идёт об эсхатологии вселенской, общей, той, для которой зачастую не находится иных слов и средств выражения, кроме музыки и молитв, а в музыке неизбежно обращение к высоким, классическим темам - от формы до прямых цитат. Впрочем, уж чего-чего, а цитат (и музыкальных, и текстовых) в альбоме столько, что одно их перечисление заняло бы несколько страниц. Причём цитат очень разных, от скрытых и мало кому известных, до простеньких, можно сказать, низовых, таких, как начало "In Nomine Patris", - и в этом отношении "Время Будить Королей", пожалуй, самый постмодернистский альбом группы. Наверное, это неизбежно, учитывая, что речь в нём идёт именно о временах "пост" - последних и после всего вообще, тех, о которых столетиями размышляли поэты и композиторы.
Но прежде, чем придёт время будить королей, должно собраться их войско - обычные люди, разбитые и израненные этой жизнью, израненные, прежде всего, душевно - ведь тело в этой последней битве особой роли не играет. Собраться, почувствовав своё предназначение, как те самые звёзды, идущие через сквозные раны в душе, рождающиеся из боли, в которую схлопнулась любовь, поверив в ту радость, которая ждёт там, выше облаков... И, возможно, очень, очень ошибаясь. Кому как, а мне тут трудно не вспомнить, кто именно соберёт под свои знамёна царей земных со всей их силой - и это не светлый одинокий всадник. Но, возможно, я уже домысливаю - и ОРГИЯ вовсе не это имела в виду...
Да, но кто же будит королей, когда приходит время? Конечно, универсальная побудка тут - архангельские трубы, но у некоторых героев есть и свои, персональные будильщики. Так, к примеру, сон Хольгера-датчанина должны прервать двое викингов с трубами-лурами, застывшие в каменном сне на высокой колонне рядом с копенгагенской ратушей. Впрочем, в народе поговаривают, что затрубят эти мужички вовсе не при виде нахлынувшей вражьей силы, а лишь тогда, когда мимо них пройдёт совершеннолетняя девственница ("Молчат покуда!" - обычно вздыхают рассказчики). Так что Хольгер явно не перед битвой отсыпается... Совпадение или нет, но есть похожий персонаж и в альбоме ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ. Конечно, это Казанова, пробуждающийся от мёртвого музейного сна по мановению девичьей руки.
"Танец Казановы" совсем не нов - впервые он прозвучал ещё в альбоме "Nigredo" 1994 года, и, разумеется, при обнародовании нынешней версии тут же набежали ностальгенты со своим извечным: "Раньше было лучше!" Сразу же скажу: лично мне новая версия нравится несравнимо больше старой. И не только потому, что музыкально она стала куда совершеннее, но, главным образом, потому что звучал в вокале молодого Калугина некий осуждающий холод, словно за Казанову поёт Торквемада с постановлением божьего суда на руках. Знаете, и я была девушкой юной (сама не припомню, когда), но меня эдакий "пыл" уж точно не заставил бы потерять голову. Зато в новой версии появилась увлекающая и завораживающая страстность, превращающая эту историю из назидательного моралите в нечто хоть и пугающее, но живое и настоящее.
Ещё одна потрясающе сделанная в этом альбоме вещь - это "От Бога До Земли", "Телега", памятная по сольным калугинским концертам. Вот только пафосный умирающий Иерусалим в ней кажется совершенно неважным - куда возвышенней и значительней то личное, что проживаем ты да я, да мы с тобою. Вообще нужно сказать, что к концу альбома от пафоса, даже шиллеровского, изрядно устаёшь. И в этом смысле десятиминутный "Северный Ветер" с миллионом наворотов от неизменного (и слегка осточертевшего) греко-римского мальчика до лавкрафтовского Дагона - ещё то испытание.
Я понимаю, конечно, что после эдакого хочется вразнос расслабиться вплоть до ниспадания физиономией в салат... вплоть до "Женя, Стоп!", но всё же закрадывается мысль: может, не стоило до такого-то доводить? Или уж как-нибудь в частном порядке в этот оливье падать? А то невольно представляется какой-нибудь восторженный вьюнош (ыыы! опять этот эфеб вылез!), только что по горло переполнившийся духовностью и не успевший ещё стереть светлые слёзы, а тут ему - н-на! Восемь дагов - это пипец! Травма, пожизненная психотерапия и серийные убийства на районе.
Ладно, шучу, конечно. В конце концов, последние два трека запросто можно и не слушать.
А вот весь остальной альбом послушать однозначно стоит!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах