В какой-то момент в начале нулевых казалось, будто радиоэфир уделяет этой группе слишком много внимания. Затем они как-то незаметно исчезли из виду вместе со многими фаворитами "Нашего Радио" "козыревской эры", и отряд не заметил потери бойца. Почему - нетрудно понять. На заре карьеры ребятам прочили большое будущее, но как именно стать российскими RADIOHEAD, не подсказали. (Пытались многие, но ничего не получилось ни у кого!). И если первые два альбома стали настоящей сенсацией, то все последующие уже принимались более сдержанно, а о выходе нынешнего, возможно, даже не все старые поклонники узнали вовремя. При этом и сама группа сейчас находится не в самой лучшей форме. Временами даже кажется, что она провела последние лет пятнадцать в состоянии анабиоза и еще не до конца проснулась. Ну, чего стоит, скажем, присутствующая в "Востоке 7" песня под названием "Пейджер"! Я лично уже не помню, в каком году в последний раз слышал это слово, а людей, пользовавшихся когда-то считавшимся очень модным устройством для передачи сообщений на расстоянии, не видел и того дольше.
Голос вокалиста ТОРБЫ-НА-КРУЧЕ Макса Иванова не утратил с годами своей звонкости. Однако Макс выглядит этаким олицетворением позитива и спокойствия, будто никогда не писал депрессивных вещей типа "Пошел На Фиг". Пошуметь вволю соло-гитаре Алексея Пяткина особенно негде. Да, имеется в нынешнем репертуаре монолог питерского интеллигента, сходящего "По-Тихому с Ума" от самого факта своего существования на Земле. Но вот именно что "по-тихому" - без того буйства, с которого когда-то лет двадцать назад начиналось все, что и называлось "альтернативной" музыкой. И средненький рок-н-рольчик "Апельсиновый Сок" - это почти ЧАЙФ, но какой-то синтетический, научившийся торговать своим "оранжевым настроением" в таблетках.
Видимо, идеальной формой самовыражения для себя нынешний Макс считает тихую балладу. Да еще и спетую с такой интонацией, что поющего легко спутать то ли с Хавтаном, то ли с Леонидовым. Песня "Восток", не случайно давшая название всему диску, кого угодно сделает сентиментальным - и не только из-за плаксивой еврейской скрипки в проигрышах. Само ощущение хрупкости домашнего уюта, недолговечности простого человеческого счастья, предчувствие скорой беды, подкрадывающейся к безмятежно спящему ребенку то ли с запада, то ли с востока... Для того, чтобы уловить это настроение год назад, когда еще никто не предполагал нынешних глобальных катаклизмов, надо быть просто гением. А для того, чтобы поделиться им и не быть осмеянным даже единомышленниками, требовалось определенное мужество.
Вся остальная лирика, к сожалению, по сути повторяет что-то когда-то нами уже слышанное и очень заметно недотягивает до этого уровня. Больше никаких прозрений - одно только бесконечное самокопание и попытка философствования на не очень-то разнообразные темы. Что, по-своему, наверное, не так уж и плохо: одни ведут свои личные дневники в тетрадях, тщательно оберегаемых от посторонних глаз, другие свои личные дневники поют при большом стечении народа. И понятно, что во втором случае имеет место скорее имитация откровения, скорее игра, чем исповедь. Однако Макс - посредственный артист и хороший поэт. Он не может вытаскивать банальный текст за счет натужно-доверительной интонации и тем более не в силах произносить вслух вещи, в которые не очень верит.
И что получается? В "Конце Прекрасной Эпохи" он грустит об уходящей молодости, но без особого трагизма, ибо молодость на самом деле его еще не покинула - так, померещилось просто. И все вроде в песне на месте. А в целом - не трогает. В "Начинай Дышать" почти проникаешься чувствами лирического героя, ибо каждый из нас когда-нибудь начинал жизнь с нуля после крушения всех надежд. Но попробуешь представить, какой шедевр с этим же сюжетом сотворил бы Константин Арбенин, особенно во времена раннего ЗИМОВЬЯ ЗВЕРЕЙ - и ощущение, что с нами решили поговорить с глазу на глаз о чем-то важном, сразу куда-то улетучивается. (А параллели между Ивановым и Арбениным не случайны: литературно эти два человека одарены примерно в равной степени - только вот умение правильно распорядиться своим даром дано далеко не всем!). Переизбыток оптимизма в "Ждать Зимы" вообще кажется проявлением "стокгольмского синдрома", никак не связанным с творчеством и вдохновением. Как мудро и мужественно двадцать лет назад СПЛИН, уловивший в воздухе первые признаки заморозков, заявлял, что "остается зимовать", и как легко наши герои расстаются с последними остатками когда-то подаренной им свободы, выдавливая из себя строчки типа: "Под проливными дождями, под теплыми ливнями что лето делало с нами, такими наивными, и так хотелось остаться, и было не надышаться, но все, что вдыхали мы, все, что узнали мы - нам ждать зимы". То есть прошла веселая бунтарская юность - и черт с ней. Будем теперь тихо стареть и вспоминать только хорошее...
А может, Иванов вовсе не виноват в том, что у него получаются именно такие песни? Он-то как раз не исписался и не утратил способности чувствовать трагизм бытия. Просто само бытие превратилось в нескончаемый День Сурка, о нем давно все сказано и написано, боль немного притупилась, сделалась привычной, а новых сюжетов, новых впечатлений, достойных описания, все нет и нет. Поэтому и в заглавной композиции звучит не только беспокойство, но и надежда на то, что когда все страшное случится, это решит многие наболевшие проблемы. Да, такие группы, как ТОРБА-НА-КРУЧЕ, хорошо чувствуют себя и проявляют свои лучшие качества на сломе эпох. В остальные времена они в лучшем случае топчутся на месте в своем развитии, а в худшем перестают вообще существовать. Честь и хвала лидеру, сумевшему сохранить свой коллектив! Мы пока не знаем, на что Макса вдохновит наступившая полгода назад коронавирусная эпоха. Однако именно нынешний, полный самоповторов и вялых рефлексий альбом дает надежду на то, что далеко не весь творческий потенциал растрачен. Иванов напомнит о себе, когда придет его время.
А пока - чем богаты, тем и рады. Лепим "из того, что было" сочинения, которые никак не хотят превращаться в хиты, и бережем силы до лучших - надеюсь, не таких уж далеких времен...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах