Переиздание на виниле одного из лучших альбомов культовой новосибирской команды стало для меня не только Событием в музыкальной (и, шире, культурной) жизни России и всего постсоветского пространства, но и самым настоящим праздником. А еще - поводом написать о любимом альбоме любимой группы.
Мне бы хотелось остановиться на составляющих альбома.
Концепция. Согласно словарю Ожегова, оружие - "всякое средство, технически пригодное для нападения или защиты, а также совокупность таких средств". Сам Дмитрий Ревякин в интервью газете "Завтра", данном вскоре после выхода альбома, дополнил этимологию названия, разложив ее на составляющие: "Слово "оружие" состоит из двух корней: "орати" (древнерусское "пахать плугом") и "жиче" (жить, жизнь), нужно это знать, и тогда все становится ясно". Такое толкование, однако, не отменяет буквального значения названия: многие песни отличаются суровостью и воинственностью. Главная тема альбома, красной нитью проходящая через все композиции - битва добра со злом. А добро должно уметь себя защитить. В таком случае понимание оружия связывается с деятельностью воина духа, коим ощущает себя и сам Дмитрий Ревякин.
Оформление альбома за авторством Владимира Распутина отличается от оформления, сделанного Василием Гавриловым и Павлом Семеновым для первого издания, но во многом его повторяет и снова отражает тематику песен. В изображениях очень много символики. На лицевой стороне обложки - деревянное колесо, разделенное спицами на восемь сегментов. Колесо - один из древнейших символов в истории человечества (вспомним колесо Фортуны, колесо Сансары и другие подобные образы). Бескрайнее поле со спелыми злаками как фон - знак завершенности, а колос символизирует все живое. Низкое закатное небо символизирует тревогу и опасение за свое будущее. На развороте конверта и в буклете - деревянные языческие идолы на фоне все той же колосящейся нивы, а также участники КАЛИНОВА МОСТА и другие персонажи в холщовых условно-сельских одеждах: бородатый старец с посохом, соответствующий представлению об отце-идеале, улыбающаяся пожилая женщина как воплощение материнства и девочка с кувшином как символ юношеской влюбленности. Фотографии сделаны Сергеем Бабенко и Максимом Полубояриновым на съемках клипа на песню "Родная"
Музыка/аранжировки/исполнение. Над "Оружием" работали: Дмитрий Ревякин - тексты, акустическая гитара, пение; Василий Смоленцев - гитара, подпевки; Олег Татаренко - бас; Виктор Чаплыгин - барабаны, бонги, бубен, шейкер, подпевки. Все песни написаны Дмитрием Ревякиным, музыка "Родной" создавалась в соавторстве с Василием Смоленцевым, а "Колец Алых" - со всеми остальными участниками группы.
КМ вернулись к калифорнийскому ритм-энд-блюзу, в то же время ревякинские мелодии изобилуют интонациями, характерными для русских народных песен. Шаманские медитации и рок-н-ролльный драйв дополняют и уравновешивают друг друга. А сложная структура композиций позволяет относить их к арт-року. Аранжировки отличаются тщательной продуманностью и филигранной отточенностью, и в то же время изяществом и плотностью.
Стихи (назвать поэтические произведения Ревякина текстами язык не поворачивается) весьма и весьма своеобразны: строфика неровна, рифмы то напрочь отсутствуют, то появляются в самых неожиданных местах, например, рифмоваться могут соседние слова в пределах одной строчки. Обилие аллитераций придает им музыкальность. Так, в стихотворении "Кольца Алые" уже изначально заложен танцевальный ритм.
Лирический герой Дмитрия Ревякина еще воплощает языческое мировосприятие. Названия песен, в которых встречаются глаголы в инфинитиве ("Не Вернуться", "Горевать Ночью", "Пропадать Молвой", "Поминать Бессмертных") напоминают о КМ т. н. эзотерического периода, когда Дмитрия Ревякин увлекался словотворчеством. Но образы стали более конкретными и понятными. Каждая песня, каждый стих от и до фольклорны по тематике и образному строю.
Вообще со стихами песен лучше знакомиться в отрыве от музыки - благо, у обладателей пластинки такая возможность есть благодаря 12-страничному буклету.
Балладу "Сны Сбываются" отличают активное, волевое начало и жесткое, почти хардовое звучание. Следующая песня "Иного Не Надо" более спокойна по настроению. Герой обретает уверенность в правильности выбранного пути - пути борьбы. "Рудники Свободы" - воспоминания о некоем большом празднике. Ключевая тема альбома отступает на задний план, но полностью не уходит. "Не Вернуться" и "Поминать Бессмертных" - реквиемы по погибшим во время битвы. Баллада "Юные" ("Ради Славы Дня") знаменует победу добра (дня) над злом (ночью). По строению это масштабное арт-роковое полотно, состоящее из нескольких сегментов и имеющее сложный тональный план. Интересная музыкальная находка - изображение огненного танца посредством полиритмии, т. е. сочетания в одновременности разных ритмических рисунков, не совпадающих друг с другом. Герой песен "Накричали Птицы" и "Пропадать Молвой" не только восхищается величием и могуществом природы, но и призывает ее в друзья и союзники. "Горевать Ночью" и "Кольца Алые" - разудалые плясовые. В финале первой имитируется северный ритуальный танец. Здесь Дмитрию Ревякину явно не хватило навыков горлового пения. Зато во второй многоголосие выше всех возможных и невозможных похвал. "Птицей Белой" - почти 8-минутная монументальная баллада, одновременно торжественная и просветленно-скорбная. Ее герой белой птицей смотрит с неба на всех живущих.
Супер-мега-хиту "Родная" я отвожу отдельный абзац: во-первых, песня не имеет ничего общего с остальным материалом альбома. Во-вторых, не все понятно с интерпретацией ее содержания.
В конце 90-х - начале нулевых Дмитрий Ревякин в своих интервью косвенно подтверждал распространенное мнение, будто "Родная" посвящена Янке Дягилевой, но впоследствии категорически опроверг версию посвящения. Также лидер КМ в внес в текст песни две правки. Первая - чисто филологическая: во втором куплете фраза "кто чего сказал" была заменена на "кто о чем молчал". Вторая связана с принятием православной веры. Первоначальный вариант третьего куплета: "Кто поставит крест на могилы нам? Инок да шаман". А вот вторая фраза в новой редакции: "Инок! Не шаман".
Новую версию песни пока можно услышать только на концертах. Мне же больше нравится альбомная - видимо, срабатывает эффект первичного восприятия.
Для полноты картины остается добавить, что для винилового переиздания запись была специально отмастерена Евгением Гапеевым. По сравнению с изданиями на CD и аудиокассете в порядок расположения песен внесено небольшое изменение: "Юные" ("Ради Славы Дня") и "Горевать Ночью" поменялись местами. Но от такой перестановки тематическая цельность альбома ничуть не пострадала.
Альбом КМ "Оружие" и сегодня звучит свежо и ново. Я его переслушиваю с таким же удовольствием и интересом, как 20 с лишним лет назад. А за переиздание огромный респект "Отделению Выход".
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах