Я трибьюты не люблю. Скажу больше: я (возможно, за некоторой скудостью своего круга общения) не знаю ни одного слушателя, который бы их любил. И всё же музыканты продолжают перепевать чужие песни с тем же упорством, с каким в тесном мужском кругу передаривают друг другу кожаное портмоне со счастливой купюрой внутри.
И добро ещё, когда на концерте в порыве единения со слушателями артист поёт любимую песню - иной раз это выходит до слёз трогательно, а в других случаях создаёт эдакое интимное ощущение приятельства, словно на кухонных посиделках. Бывает даже, что у музыканта или группы набирается на полный диск творчески переосмысленных чужих песен. Что ж, в таком случае выходит просто очередной альбом того или иного артиста - порой откровенно слабенький, как "БГ Поёт Вертинского", а порой и совершенно прекрасный, как "Звездопад" ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ или пикниковские "Две Судьбы".
Совсем не то - типичный трибьют с одним-единственным треком от каждого исполнителя, шумная и хаотичная тусовка, где большая часть людей тебе не знакома, а со знакомыми толком невозможно пообщаться.
Так вот: благодаря многолетним усилиям лидера группы ХРОНОП Вадима Демидова вышел новый трибьют - на сей раз посвящённый умершему в 2008 году нижегородскому музыканту Алексею "Полковнику" Хрынову, артисту невероятно яркому и безусловно заслуживающему всех мыслимых почестей, песни которого невозможно не любить. Я допускаю, что есть люди, которым настолько не повезло в жизни, что о творчестве Полковника они впервые узнают именно благодаря этому альбому - что ж, тогда работа и продюсера, и всех 19 групп и исполнителей, вписавшихся в этот проект, была не напрасной.
Хотя смысл повального увлечения трибьютами от меня всё равно ускользает.
Понятно, что каждый, кто однажды взял в руки музыкальный инструмент, начинал с того, что пел на лавочке во дворе или даже дома у рояля чужие песни. Не знаю, возможно, кого-то заставляет вписываться в трибьюты именно память о тех временах юности, свежести, ободранных коленок, сопливых пузырей из носа и советской поп-эстрады по телевизору, в кругу которой никогда не считалось не только зазорным, но и сколько-нибудь особенным то, что одну и ту же песню включают в свой репертуар три ВИА и пять солистов одновременно. Что поделаешь, то была эпоха не слишком-то доступной музыки: хочешь послушать тех же THE BEATLES, а лишних пятидесяти-ста рублей на диск у тебя нету - слушай оркестр Поля Мориа, Муслима Магомаева в телевизоре или школьный ансамбль МОЛОДОСТЬ на дискотеке. Но сейчас-то любой бедный школьник вполне в состоянии скачать себе желанную эмпетрёшку "без регистрации и SMS", несмотря на всю оголтелую борьбу с пиратством. Так, казалось бы, зачем слушать перепевки, когда есть оригинал?
Я ещё могу допустить, что на выступления кавер-групп люди ходят из желания сладко обмануться: закрыл глаза - и вот ты, вроде, на настоящем концерте тех самых, давно распавшихся, а то и вовсе ныне покойных (оставим в стороне тот факт, что далеко не каждый кавер-бэнд способен хотя бы в общих чертах создать такую иллюзию). Но согласитесь, что в записи и это теряет всяческий смысл.
Но так уж повелось, что если на какого-либо артиста или группу не сделали трибьют - к очередному юбилею или в качестве надгробного памятника - то он(-а) попросту недостаточно крут(-а). И вот уже сбивается с ног организатор, которому вначале нужно вовлечь в свой проект полтора-два десятка команд (и из них непременно хоть несколько известных и маститых), а после ещё и дожать их, чтобы они выполнили свои обязательства. Беднягу жаль, конечно, но кто ж ему пистолет-то у виска держал, заставляя заниматься этим неблагодарным делом?
А что на выходе? Рассыпающийся ком настолько же разнородных, как и состав исполнителей, песен, уже не согретых обаянием автора. Ведь рок-музыка - искусство глубоко личное, где голос и манера исполнения не менее важны, чем текст и музыка. В этом смысле трибьют для слушателя полезен хотя бы тем, что позволяет как бы просеять неизбежную массу не знакомых прежде команд. Так я, к примеру, не слышала прежде Бранимира и не стану слушать впредь, несмотря на растущую популярность этого артиста, - хотя бы потому, что не выношу форсированные хрипы "под Высоцкого". В ту же корзину у меня отправились и F.P.G. с въевшимися блатными интонациями солиста (то же и с ДИСФОРИЕЙ). Вис Виталис - туда же: не люблю нарочитый акцент, да и манера всё подряд переделывать в рэп меня бесит (и бесит втройне, когда это касается любимых песен). Михаил Владимиров по манере пения напоминает плохо прожёванного Розенбаума - явно не тот случай, когда гитаристу стоило браться за пение. Остальные неизвестные мне (в основном нижегородские) участники трибьюта Полковнику особого отторжения не вызвали, хотя сколько-нибудь симпатичным среди них показался разве что АЛКОГОЛЬ - и то излишне мягкая манера исполнения, на мой взгляд, полковничью песню "Здравствуй, Друг" не украсила.
Что же касается куда более известных и популярных участников проекта, то тут ещё раз можно убедиться в том, что песни Полковника отлично умеет петь Чиж - ну, да это со времён "Солдата на Привале" ни для кого не секрет.
Вообще, на любом трибьюте взаимоотношения автора и исполнителя, как правило, напоминают классическую детскую загадку "Если кит на слона налезет, кто кого сборет?" И кит тут, разумеется, исполнитель: на его стороне не только манера исполнения, но и аранжировка. Так что от него требуются отдельные усилия для того, чтобы не стоптать "слона" вовсе в пыль. Так из "Двух Солнц" получилась очень славная хроноповская песня, но где же здесь Полковник? Радужная доброта музыки вступает в непреодолимое противоречие с довольно-таки жёстко-ироничным, а местами даже и злым текстом. Ну, нельзя же, нельзя петь "нагадим на белый рояль" таким мягким и светлым голосом - да простит меня Вадим Демидов, это уже кто-то сильно обколотый и с недержанием получается!
Однозначно сборол кит слона и в версии "Шёл Мужик" от Леонида Фёдорова. Так и видишь, как в том самом тёмном лесу, где-то за кустами и буреломом ховается лирический герой АУКЦЫОНА, заворожено наблюдая за шествием героя Полковника - без восторга и осуждения, а как-то совсем уж отстраненно.
Зато РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ в отстранённости никак не упрекнёшь: в "Будённого" они настолько вложились, что под их эмоциональным напором ядовитая ирония текста даже как-то потерялась. А жаль: текст-то - шедевр! Выбрали бы они, скажем, "Зимушку-Зиму", не так обидно было бы... а впрочем, нечто подобное Полковник сделал и сам в альбоме "Война и Любовь".
Впрочем, как ни странно, иной раз слон оказывается сильнее. Ещё два участника трибьюта - Андрей Машнин и группа ТРЕСТ - честно постарались сделать свои версии ("Солдата на Привале" и "Лесника") в манере, максимально приближенной к авторской, подтверждая тезис, что соответствовать яркой личности может только личность не менее яркая. И всё получилось, и получилось действительно хорошо, хотя меня по-прежнему гложет вопрос "Зачем?" Вон они, диски Полковника, стоят на полке - бери да слушай. А Машнина я с куда большим удовольствием послушаю просто как Машнина.
Так может, пора уже, в конце концов, отказаться от нелепой традиции по поводу и без повода лепить друг на друга трибьюты? Понятно, что перепеть чужую вещь куда проще, чем написать свою собственную - памяти друга или человека, которым искренне восхищаешься. Но знаете, лично мне очень хотелось бы дожить до тех времён, когда трибьюты станут редчайшей архаикой, а на дисках памяти, скажем, Летова не будет ни одного кавера собственно Летова, а будут такие вещи, как "Чёрная Земля" ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ!
Я тоже подобные трибьюты не люблю, но в данном случае это, возможно, оправданная работа. Полковник так и остался в третьем ряду русского рока и широкому слушателю почти неизвестен. А если и известен, то благодаря Чижу. Так что это и дань памяти коллеге (и другу) и способ популяризировать его песни. Другое дело, сегодняшняя популярность самих участников трибьюта, сомнительна.
А вот "Шёл Мужик" Леонида Фёдорова, по-моему, это как раз та редкая удача, которая не на всяком трибьюте случается. Совершенно другое прочтение, но не менее значительное, чем оригинал.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах