Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

АДАПТАЦИЯ - "Оруэлл"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1061
Откуда: Беларусь

Сообщение 06 Май 2019, 15:57 - АДАПТАЦИЯ - "Оруэлл" Ответить с цитатой

(c) АДАПТАЦИЯ, 2019
(c) & (p) Выргород, 2019
9 tks./T.t. 45:21


"Оруэлл", во-первых, является продолжением предыдущего альбома АДАПТАЦИИ "Цинга", образуя вместе с ним единое целое. Во-вторых, закрывает дискографию культовой актюбинской - вернее, теперь уже актюбинско-питерской - группы.

Последний альбом АДАПТАЦИИ заслуживает безусловного и пристального внимания. Мне очень хочется рассмотреть его крупным планом, остановившись на каждой составляющей.

Концепция. Альбом носит название "Оруэлл", но посвящен Жаку Фреско. И в этом нет противоречия. Ибо и английский писатель, и американский производственный инженер и промышленный дизайнер были футурологами. Первый предсказывал будущее, второй верил в ресурсно ориентированное общество. В песнях нет пересказов оруэлловских сюжетов. Я бы назвал этот альбом "рефлексией по поводу", реакцией на происходящее вокруг Ермена Анти. А источником для размышлений, как нетрудно догадаться, послужили два самых популярных романа Джорджа Оруэлла - антиутопия "1984" и памфлет "Скотный двор" (последний также переводился на русский как "Ферма животных").

Приведу фрагмент комментария к "Оруэллу" моего коллеги Хагнира, ибо его высказывание кажется мне наиболее метким: "Альбом звучит на оголенном нерве мировосприятия - будто сгусток мыслей авторов о том, что происходит вокруг, концентрат смыслов в музыкальном обрамлении. И это не сказать чтобы надрывный кричащий протест и призыв к чему-либо - скорее, правда, констатации фактов с привкусом боли и разочарований, с пониманием всей безысходности и безнадежности попыток изменить нынешний мир. Здесь будто собраны последние силы для финального высказывания-рубежа, адресованного, может быть, обществу еще с призрачной надеждой на отклик, а, возможно, уже в равнодушную безучастную пустоту".

Оформление, выполненное художником Виталием Ильиным в духе этакого антиутопического соцарта, вполне отражает настроение альбома.

Музыка. С музыкальной составляющей не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Отнесение музыкального субтекста к панк-, неопанк- и инди-року выглядит неполным и поверхностным. Вообще музыкальная фактура и аранжировки предельно просты. Здесь нет развернутых импровизационных гитарных соло. Зато Сергей Летов (экс-АТОНАЛЬНЫЙ СИНДРОМ, ТРИ О, ДК и др.) своими саксофонными соло буквально привнес джазу в три композиции.

На протяжении последних 50 лет в искусствоведении и музыкознании употребляется термин "минимализм". Он обозначает метод техники сочинения, заключающийся в предельной "минимизации" звуковысотного и ритмического аспектов. Первый сводится к использованию крайне ограниченного набора звуков, второй - к непрерывному повторению одной и той же ритмической формулы, часто на фоне неизменной гармонии. Многократное воспроизведение одной и той же музыкальной ячейки вызывает гипнотический эффект. А у Ермена Анти музыкальный минимализм органично сочетается с речитативом.

Стихи (не тексты, а именно стихи) опубликованы на обратной стороне плаката, который прилагается к CD, но в аудиозаписи тоже прекрасно слушаются и воспринимаются. Лично для меня Ермен был и остается Поэтом с большой буквы. Конечно, кое-где можно встретить неудачные рифмы, но, учитывая современные тенденции развития поэзии, это вовсе не недостаток. Самое главное - он сказал все, что хотел сказать, и был предельно искренен и убедителен.

Исполнение, аранжировки и качество записи не вызывают у меня абсолютно никаких нареканий. Здесь все абсолютно безупречно.

Теперь немного конкретики о песнях, составивших альбом.

Непосредственным поводом к созданию песни "1984" послужил теракт, потрясший Актобе 5 июня 2016 года. Исламисты - предположительно салафиты - ограбили два оружейных магазина, напали на воинскую часть, застрелили несколько мирных граждан. Не исключена вероятность повтора теракта: с одной стороны, угроза экспансии радикального ислама по-прежнему существует. С другой, в салафиты идет бедная безработная молодежь из аулов. Для властей теракт, мнимый или реальный - это повод для усиления тотального контроля над всеми. Чем не оруэлловский мир? Такая ситуация становится характерной не только для Казахстана и постсоветского пространства, но и для всего мира. С музыкальной точки зрения "1984" - яркий образец минимализма: Ермен полупропевает-полупроговаривает фразы на фоне многократно повторяющегося ритмического рисунка и единственного аккорда, вызывающих ощущение монотонности. В проигрышах музыкальная фактура несколько обогащается за счет коротких саксофонных соло. Герои песни "Беспризорные Люди" влачат жалкое существование в мире олигархического капитализма со звериным лицом, вынужденные не жить, а выживать. Порочность замкнутого круга, из которого нет выхода, передана и в музыкальной составляющей. "Искренний Рок" - констатация смерти жанра: русский рок повторил западный путь развития и превратился в часть индустрии развлечения. "Небо в Огне" - песня о "чужой непонятной войне", в которую против своей воли вовлечены все и каждый, и в которой нет победителей и побежденных. "Зима Будет Долгой" - развернутая метафора тоталитаризма, постепенно охватывающего весь мир. В песне "Сбитые Летчики" вновь высказывается мысль о терактах, реальных и мнимых, как поводе для "закручивания гаек" и в конечном итоге подавления гражданских прав и свобод.

На первый взгляд, может показаться, что "Мертвый Сезон" - просто кавер на песню ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. На самом деле это не совсем так. Стихи Егора Летова Ермен положил на собственную минималистичную мелодию, построенную на двух звуках, которая полупропевается-полупроговаривается под столь же минималистичный аккомпанемент. От такой интерпретации становится не по себе. А мертвый сезон приобретает реальные очертания. Песня "Бурлаки и Добровольцы" вновь погружает слушателя в эпоху звериного капитализма с жесткой иерархией. В финале голос Ермена пущен в плэйбеке. Создается впечатление, будто он говорит на некоем непонятном языке откуда-то из потустороннего мира. Пожалуй, это самый мрачный трек альбома. "Кончилось Время Стихов" - своего рода прощание со слушателем. Пришла эра тотального потребительства, в которую настоящее творчество оказывается невостребованным. А у молодежи нынче другие кумиры. В конце песни Ермен несколько раз с горечью повторяет заглавную фразу.

Альбом производит тягостное, даже болезненное впечатление. Мне его хочется назвать апофеозом безнадежности и беспросветности. И все-таки брезжит слабенькая надежда на свет в конце тоннеля.

В мае 2019 года АДАПТАЦИЯ будет распущена. Конечно, это очень грустно. Но я никогда не поверю, что такой человек как Ермен Анти сможет жить без творчества. На смену АДАПТАЦИИ обязательно придет что-нибудь другое. Что это будет? Поживем - посмотрим.

Слушать альбом
Заказать CD
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006