"Отчаянье и Любовь" - десятый в официальной дискографии альбом группы. Его выходу предшествовали интернет-синглы, из которых в итоге и сложился альбом.
В записи материала участвовали музыканты разных составов ХРОНОПА, а также приглашенные гости: Вадим Демидов - гитара, голос; Алекс Репьев - металлофон, клавишные, гитара, бас-гитара, подпевки, саунд-продюсирование; Андрей Малых - флейта; Михаил Киселев - гитара; Александр Терёшкин (экс-ГОАТИКА) - гитара; Дмитрий Токман - клавишные; Павел Носков - барабаны; Михаил Зельманов (экс-ИЛЛИНОЙЗ, ныне - PARALIBRE) - барабаны, перкуссия; Егор Баранов (экс-ГЛУБИНА и COSMOCATS, ныне - ЭЛИЗИУМ) - виолончель; Андрей Колесов (экс-ДАО и ЛУЧШЕ ПОЗДНО) - электроконтрабас; Алексей Сидоров - бас-гитара; Алексей Рацен (ТЕЛЕВИЗОР) - барабаны; Ксения Балашова (экс-ИЛЛИНОЙЗ, ныне - PAROLIBRE) - альт-саксофон; Юрий Лисин - гитара; Геннадий Ульянов (экс-ДАО, КРУПСКАЯ, ЭЛЕФАНК, аккомпанирующий состав Димы Билана, ныне - НАТАНЦЫ) - бас-гитара; Алексей Петропавловский (ВИРТУОЗЫ ГИТАРЫ) - акустическая гитара. При этом различные треки записывались небольшими составами, преимущественно акустическими или полуакустическими.
Сам же Вадим Демидов - автор не только песен, но и визуального оформления: к каждому синглу он создавал коллажи. Deluxe edition альбома дополняется комплектом открыток по количеству песен: на одной стороне каждой открытки помещена репродукция коллажа, на другой - текст песни.
Вот как Демидов объясняет концепцию альбома: "Жизнь в нашей стране многие годы, даже многие века - это метания между восторгом и отвращением, горечью и сладостью, ужасом и восторгом, любовью и отчаянием. Мы любим свою страну, но ужасаемся тому, что тут происходит. Перетекая из одного состояния в другое, мы и существуем, такой замкнутый круг... "Отчаянье и Любовь" - история немолодого музыканта, который пытается надышать для себя и своих близких небольшой уголок, пригодный для проживания. Иногда он, не выдержав безнадеги, сбегает, но потом обязательно возвращается, так и проходит его жизнь между отчаянием и любовью".
Центральная в творчестве Вадима Демидова-поэта - тема эскапизма, бегства от действительности. ХРОНОП создавался в 1985 году в Горьком - городе, закрытом для иностранцев. Эта закрытость постоянно и остро ощущалась во всех сферах жизни. Перестройка туда пришла с большим опозданием... Прошло 30 с лишним лет, но все в России остается по-прежнему. В альбоме два мира - реальный и магический, и лирический герой постоянно телепортируется из одного в другой.
Альбом открывает песня "Хочешь Со Мной". Лирический герой обращается к потенциальному "ты" - возможно, слушателю - и предлагает вместе отправиться в путь. Их вечные спутники - отчаяние и любовь. Во второй песне "Живем в Лесу" место бегства конкретизируется: это воображаемый мир книг, мифов и легенд. "По Мосту Летел Поезд" - взгляд на уход от действительности в ином ракурсе: духовный эскапизм оборачивается физическим бегством. Многие друзья Вадима Демидова меняют место жительства, переезжают в другие города и страны. А мост символизирует утрату, разъединяет людей. "Докури До Фильтра" была написана для одной начинающей поп-певицы, которая от песни отказалась. И автор приспособил ее для себя, заново переписав текст. Любовная драма, рассказанная без истерики и надрыва. "Август" - своего рода лирическая зарисовка: герой после длительной разлуки возвращается к девушке, которую любил или любит. А для полного счастья бывает достаточно летнего дня, двух чашек глинтвейна и приятного общения. Но наиболее ярко мотив возвращения воплотился в песне "На Один Оборот Ключа" в сочетании с другим важным для автора мотивом - экзистенциальной любви. Здесь каждый звук, каждое слово дышат умиротворенностью и покоем.
Нашлось в альбоме место и социальной тематике. На создание "Песни о Любви и Ненависти" Вадима Демидова вдохновил глубокий раскол в российском обществе: Евромайдан, присоединение Крыма, российско-украинский конфликт, новый виток холодной войны между Россией и Западом, "закручивание гаек" внутри страны ставят людей по разные стороны баррикад, а порой превращают друзей, родных и близких в непримиримых врагов.
Сколько времени, мой друг, мы потратили на ненависть!
Как же мало сил у нас с тобой осталось на любовь! -
с горечью констатирует автор. А в третьем куплете подчеркивает равенство всех и каждого "за черною чертой".
"Ну и Зря Боялась" - песня об уличном молодежном протесте. Лирический герой искренне верит в неизбежность перемен. "Ведьма" - ироничная и философская одновременно: Демидов повторяет мысль о том, что, невзирая на внешнюю несвободу, важно оставаться свободным внутри. Образ черной медузы, загораживающей небо, не так давно был использован Артемием Троицким. Вадим Демидов позаимствовал его для собственной одноименной песни: медуза висит в небе и гипнотизирует людей, которые застыли в слабости и пассивности. Автор считает возможным и необходимым называть вещи своими именами.
Героиня песни "Давай Ограбим Банк" - любительница острых ощущений, которая не прочь зажечь с Карлосом Сантаной на "Вудстоке", примерить крыла Марселя Пруста, будучи у него в гостях, или наощупь сыграть Клода Дебюсси на фортепиано... А ограбить банк хочет разве что от скуки.
"Где Та Река" - развернутая метафора неосуществимой мечты. А баллада сама по себе просто великолепна! "Спасать Солнце" - реггей по-хроноповски, в тексте заметно влияние Виктора Цоя. Недобитый романтик, отправляющийся в путь с рюкзаком, - быть может, это и есть вечно молодой Вадим Демидов? Песню хочется переслушивать еще и еще. "Дорога Дурака" восходит к летовской фразе "Ходит дурачок по небу". Лирический герой совершает прогулку по небу с гитарой и любимой девушкой.
Песня "Мы - Шланги!" написана более 30 лет назад и первоначально была включена в кустарный магнитоальбом 1986 года "Холден Колфилд" и концертник 1988 года "Топот Мух". А в 2015 году была переписана по инициативе Александра Терёшкина и вышла в виде интернет-сингла под новым названием "Гибкие Люди". Текст существенно переработан применительно к сегодняшнему дню. А гибкие люди, они же шланги - это конформисты, не способные противостоять власти и готовые жертвовать гражданскими правами и свободами. Аранжировка выполнена в лучших традициях (пост)советского панка.
Некоторые сайты содержат недостоверную информацию о еще двух бонус-треках, якобы дополняющих альбом - ремиксе Мити Горлинского на песню "Португальские Женщины" и "Рождестве". На самом деле упомянутые треки размещены только на страничке группы ВКонтакте и никакого отношения к рассматриваемому релизу не имеют.
Возможно, альбом получился несколько эклектичным, поскольку в его записи участвовали музыканты разных составов ХРОНОПА. Но в данном случае эклектика обернулась безоговорочным плюсом. Звучание во всей полноте и богатстве нюансов можно оценить только при прослушивании альбома на CD на высококачественной аппаратуре.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах