Сам Бранимир позиционирует "Жизнь и Смерть Скруджа Макдака" как альбом-историю. Мне же хочется его назвать альбомом-исследованием. Впрочем, каждое из определений имеет под собой основание.
Сюжет либо позаимствован из знаменитой картины Иеронима Босха "Смерть Скупца", либо с ней перекликается, но - с поправкой на постсоветскую действительность: главная трагедия богача-скряги заключается в том, что, умирая, он не может забрать с собой нажитые богатства. Правда, Бранимир использует метафору из диснеевских "Утиных историй": Скрудж Макдак - бренд последнего десятилетия минувшего века, символ капитализма для маленьких. Главное действующее лицо альбома - "новый русский", карикатурный персонаж из лихих 90-х, который видел смысл жизни в зарабатывании денег ради денег. Акула бизнеса, социал-дарвинист, не утруждающий себя следованием нравственным нормам и принципам, он достиг материального достатка и неограниченной власти... Но счастливее не стал. Автор не ставил целью растоптать своего героя, равно как и оправдать, а постарался его по-человечески понять. В то же время альбом не является апологетикой стяжательства и меркантильного образа жизни. Бранимир исследует жизнь Скруджа Макдака в динамике, но в обратной хронологической последовательности - от смерти к рождению - и пытается нащупать ту грань, преодолев которую, человек из нежного ребенка превращается в хищника-капиталиста. Ретроспекция оправдывает себя и как чисто художественный прием: альбом не выглядит мрачным, более того, заканчивается в мажорной тональности.
Бранимир продумал и идею обложки, а рэпер Луперкаль (он же Horus) реализовал ее в духе условного Босха: с неба свисает огромная задница, из которой на людей сыплются монеты.
Тексты глубоки и в большинстве своем суровы и жестки. И - быть может, это мое чисто субъективное ощущение - в них стало больше великорусскости. А эпическая, лирическая и драматическая составляющие образуют нерасторжимое целое. Бранимиру как поэту присуща тонкая наблюдательность: ему приходилось общаться с "новыми русскими" из 90-х, а потому в песнях нет ничего ни высосанного из пальца, ни притянутого за уши.
Музыка выдержана в стилистике дарк-кантри с элементами то шансона, то блюза, то фолка. Инструментарий обогатился за счет китайской арфы (!), виолончели и контрабаса. На двух последних сыграл легендарный Петр Акимов (экс-АКВАРИУМ, ВЫХОД, КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ОЛЕ ЛУКОЙЕ и многое другое; ныне - Ольга Арефьева и КОВЧЕГ и Теуникова & КОМПОЗИТ).
Название первой песни отсылает к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Однажды утром, отдыхая на острове Самуи, Бранимир встретил собаку. Быть может, случайно у него возникла ассоциация с Бангой - бескорыстным, верным существом, которое воспитал Понтий Пилат. В тот же день собака погибла от укуса кобры... "Собачью" тему продолжает монументальная баллада "Щенки" о человеке, который жил собачьей жизнью. Отдельное спасибо Петру Акимову за виолончельный монолог в финале! "Нули" - взгляд на мир, в котором живут "хозяева жизни". В припеве автор предостерегает:
...И за каждый понт, и за каждый брюлик
Нам держать ответ и хватать люли.
Изюминка песни - пространная импровизация Бранимира на китайской арфе. Так блестяще сыграть на инструменте, который увидел впервые - много раз браво! "Малиновый Король" - "портрет с натуры": казалось бы, герой песни достиг всего возможного и невозможного. А комфорта на душе все равно нет. Семейная жизнь не сложилась ("Долбоебы детвора и волчица тоже блядь... Упакована в Карден, но не любит ни хера ни по жизни, ни за шишку в кальсонах"), друзей не осталось, окружение доверия не вызывает... и волыну под подушкой постоянно наготове держать приходится. Его хоронят в элитном месте, а душа попадает в ад ("Спит малиновый король, зрит ваганьковские сны в отделениях подземных милиций..."). "Скрудж" - центральный номер альбома. В нем Бранимир впервые обращается к речитативу. Перед слушателем, как в киноленте, проходит жизнь главного действующего лица. "Колыбельная Для Змейки" - идеальное учебное пособие по цинизму. Пользоваться которым, однако, настоятельно не рекомендую. Можно предположить, что песня "Теночтитлан" - это посвящение ацтекскому городу-государству, который разрушили испанские конкистадоры. Но на самом деле это развернутая метафора: Бранимир в раннем детстве думал, что бродячих собак отдают в цирк, в добрые руки или егерю в лес. Когда он учился в девятом классе, вскрылась правда, которая оказалась куда более страшной и жестокой: их отправляют на рынок корейцам, которые, как известно, употребляют в пищу собачье мясо... "Герань" - очень добрая песня, единственная, выдержанная в мажорной тональности. Главный герой, пребывающий в юношеском возрасте, совершает благородные поступки: студеным зимним днем покупает герань у бабульки, стоящей у лотка, уступает беременной женщине место в метро и пропускает старичка в очереди у кассы. И трудно представить, в кого превратится через несколько лет... Играя на гитаре, Бранимир здесь использует слайдовую технику, придавая звучанию особый шарм.
Таким образом, "Жизнь и Смерть Скруджа Макдака" - это цельное художественное произведение, в котором всё на своем месте - от идеи и концепции до средств воплощения. Под этот альбом вряд ли можно расслабиться, его нельзя использовать в качестве приятного фона для беседы. Но, мне кажется, в этом-то и заключается основное достоинство представляемой работы. Самое же главное - в этом альбоме, как и в предыдущих, есть все то, за что мы так любим Бранимира.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах