По словам лидера группы Леонида Павлёнка (экс-ПЕРЕХОДНИК, УОГА и HARMONIC STYLE PROJECT, ныне также RECHA и ZUI), шестой номерной альбом НАГУАЛЯ открывает будущую трилогию. Первая часть - "Землемер и Чипполино" - содержит песни на знакомых языках - русском и белорусском. Во вторую предполагается включить композиции на импровизационно-фонемном наречии. В третью войдет музыка, созданная Леонидом Павлёнком для кукольных театров.
НАГУАЛЬ всегда отличался серьезным подходом к музыке. В ходе работы над альбомом потребовались дополнительные ресурсы - люди и инструменты. В итоге НАГУАЛЬ из группы превратился в оркестр. В записи материала участвовали: Леонид Павлёнок - голос, гитары, укулеле, барабаны, многочисленная перкуссия; Виктор Павлюченя (также RECHA) - голос, аккордеон, электроника; Константин Колесников (экс-ПАРУ РУБЛЕЙ, HASTA LA FILLSTA, ЛЕПРИКОНСЫ и IQ48, ныне также THE SILICON) - голос, бас-гитара; Егор Квартальный - голос, укулеле; Никита Метельский - голос, саксофон; Наталья Мазепина (также камерный оркестр Белорусской государственной филармонии) - скрипка; Андрей Горохов (экс-VŬRAJ) - барабаны; приглашенные музыканты: Юрий Науменко (экс-DEAD HELPERS и БАБЭОБІ, ныне КАЛЯ НУЛЯ и ZUI) - контрабас; Андрей Черноокий (экс-PLUM BUM и THE GLITCHHH, ныне Михей Носорогов & C°) - барабаны; Сергей "Паганини" Сальник - цимбалы; Катерина Юхнова - цимбалы; Пафнутий Кузюкян (экс-ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, ныне ГРЁЗЫ ПАФНУТИЯ и оркестр Национального академического театра оперы и балета) - валторна; Родослав Сосновцев (экс-ЛЕПРИКОНСЫ, ныне духовой оркестр Военной академии Республики Беларусь) - труба; Михаил Есьман - металлофон, клавесин; Анна Шапошникова - голос, Ева Павлёнок - голос. Важно подчеркнуть, что большая часть приглашенных музыкантов в свое время также прошла через НАГУАЛЬ.
Чтобы рассмотреть стилистику альбома, необходимо углубиться в историю и понять, "откуда растут ноги".
Группа НАГУАЛЬ была создана в 2000 году. Ее репертуар состоял из композиций на фонемном наречии. Параллельно сочинялись русско- и белорусскоязычные песни. А в 2007 году участниками НАГУАЛЯ был создан параллельный проект MALANKA ORCHESTRA, в котором реализовывались композиции на знакомых языках, а также инструменталы. Это была танцевальная музыка в диапазоне от клезмера и кумби до твиста и ча-ча-ча, обработки цыганских и балканских мелодий, джаз, фанк и диско. Со временем композиции НАГУАЛЯ и MALANKA ORCHESTRA взаимопроникали в репертуары обоих проектов. Во избежание путаницы Леонид Павлёнок свернул MALANKA ORCHESTRA, а композиции коллектива перекочевали в НАГУАЛЬ.
С начала 2010-х годов на концертах НАГУАЛЯ можно было услышать композиции на русском и белорусском языках. Группа записала EP "Маладзік Удалы" ("Луна Удалая" или "Месяц Удалой"). А в 2013 году началась работа над альбомом "Землемер и Чипполино".
Для обозначения стилистики альбома музыкантами и критиками используются самые разные термины - "шансон с человеческим лицом", "интеллигентный шансон", "традиционный шансон с элементами футуризма", "магический поп". Хотя такие определения грешат неполнотой и поверхностностью. Альбом стилистически весьма разнопланов и по-хорошему эклектичен. Поэтому сам Леонид Павлёнок называет "Землемера и Чипполино" "альбомом ритмических размышлений". При этом все десять песен одновременно танцевальны и лиричны. Тексты выдержаны в стиле магического реализма, иногда с придыханием символизма, футуризма и абсурдизма.
В основу альбому положена бинарная оппозиция. Homo vagus - человек блуждающий и измеряющий землю. Когда ему не удается направить накопленные знания в нужное русло, на помощь приходит мятежный дух Чипполино. Землемер думает, размышляет, рефлексирует, Чиполлино - активно действует. Таким образом, Землемер и Чипполино живут в каждом из нас.
Обложку украшает детский рисунок за авторством Василисы Токаревой - цветовая абстракция, которая настроенчески резонирует с альбомом. На вкладке помещена фотография группы, сделанная Петром Петровским.
"Телеграмма" - посвящение женам, мамам и всем, кто ждет нас, когда мы находимся в дороге. Хип-хоповый речитатив, одесский шансон и мексиканский твист в одном флаконе. И всё вместе очень органично слушается. "Геолог" - пожалуй, одна из самых ранних вещей Леонида Павлёнка. Она была создана еще в 1995 году, во времена проекта ПЕРЕХОДНИК, когда автор увлекался ска-шансоном. Очень добрая песня о геологе, который откопал никому не известный город и отморозил себе нос. Увы, открытия оборачиваются жертвами. Отдельное спасибо за диалог цимбал и саксофона в проигрыше! "Джанго Едет На Родину" - посвящение выдающемуся джазовому гитаристу Джанго Рейнхардту. Авторство текста Леонид Павлёнок и Егор Квартальный делят с русским поэтом Геннадием Калашниковым. В основу песни положена румынская народная мелодия, мастерски переделанная в цыганский свинг и разбавлена цитатой из Джанго. "Землемер" - инструкция, как стать прекрасным. Красивый дуэт Леонида Павлёнка и его маленькой дочери Евы! "Баляда Марской Вады" ("Баллада Морской Воды") написана на стихи Федерико Гарсиа Лорки, перевод на белорусский сделан Егором Квартальным и белорусско-украинско-российско-аргентинским мультикультурным деятелем Алехандро Дементьевым. Лирические размышления о судьбе человека. В музыке слышны отголоски советской эстрады конца 60-х - начала 70-х. "Вясенка" ("Вёснушка") восходит к белорусской обрядовой весновой поэзии и к народным песням, в припеве воспроизводится гукание (зазывание) весны. Это, пожалуй, самый хитовый номер альбома. "На Большой Воде" - развернутая метафора полноты жизни. Песня погружает слушателя в атмосферу шаманского праздника. "Норы" - актуальная белорусская полька с элементами панк-свинга. В песне заложен глубокий философский смысл: у каждого человека должна быть возможность на какое-то время остаться наедине с собой и восстановить свои силы. "Счастье" - песня о том, что каждый может легко найти свое счастье рядом и в любое время, совершенно неожиданно для себя. Красивая стилизация французского шансона! Финальная песня "Танцы" состоит из одного слова, но с несколькими инструментальными соло и радостными возгласами музыкантов. Стихия безудержного веселья захватывает слушателя, не давая минимального шанса остаться безучастным.
Лично мне хочется назвать "Землемера и Чипполино" инъекцией позитива, которую можно повторять до бесконечности, поставив альбом на repeat.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах