Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

Сергей Сочнев - "The Best" & "JS"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Олег Гальченко
Автор


Зарегистрирован: 22.08.2005
Сообщения: 196
Откуда: Петрозаводск

Сообщение 29 Янв 2018, 17:25 - Сергей Сочнев - "The Best" & "JS" Ответить с цитатой

(с) Сергей Сочнев, 2016

С тех пор, как я рассказал читателям сайта о петрозаводском незрячем гитаристе Сергее Сочневе в статье "Недостающее звено", в творческой карьере музыканта мало что изменилось. В прошлом году, незадолго до своего 50-летия, он, наконец, разобрал и оцифровал все свои аудиоархивы за тридцать лет. Поставил на полочку 38 альбомов и призадумался: а что же дальше? Самому за сделанное не стыдно - не всякий за свою жизнь столько успеет. А кому-нибудь еще все это нужно? Сергей даже спрашивал у меня, нельзя ли ему попробовать поучаствовать в телепроектах типа "Минуты славы" или "Удивительных людей". Я обе программы видел пару раз урывками и сильно сомневаюсь, что туда вообще стоит соваться. Там в цене скорее фрики, умеющие эффектно шевелить ушами. В первом сезоне "Минуты славы", правда, промелькнул какой-то мужик, игравший на гитаре Гэри Мура так, что не отличишь от оригинала, но кто его помнит сейчас, десять лет спустя? А куда еще податься-то? Для певцов есть телепроект "Голос", для очень хороших певцов - "Большая опера" на "Культуре", есть конкурс для самых маленьких "Синяя птица", а танцевальных конкурсов - вообще как грязи, на каждом канале полно. И только взрослому профессионалу-инструменталисту свое искусство продемонстрировать негде.

Боюсь, что подборку из 315 треков, записанных в разные годы и попавших в мою коллекцию из первых рук, услышат немногие. А ведь это целая параллельная вселенная, где все почти как у нас - и все-таки чуть интереснее!..

Самые первые попытки зафиксировать свое творчество на магнитной пленке Серей Сочнев предпринимал еще в начале 80-х годов, но эти записи погибли безвозвратно. Причина проста: когда хорошие аудиокассеты в дефиците, а очень хочется иметь в личной домашней фонотеке новый альбом DEEP PURPLE, собственных записей вроде бы и не жалко, жертвуем ими легко. Кто же мог знать, что через каких-то тридцать лет в каждом доме будет Интернет, позволяющий заполучить абсолютно бесплатно всю мировую рок-классику, включая сотни бутлегов и сборников раритетов? А довольно большой кусок местной музыкальной истории уже не вернешь.

Самые ранние треки на первом диске, относящиеся примерно к 1987 году, помогают нам мысленно поприсутствовать на репетиции типичного провинциального ВИА, которому вряд ли суждена долгая жизнь. Вокал слышен плохо - да вслушиваться там особенно и не во что, ибо все произведения мы знаем наизусть с юности: "Мой Друг - Художник и Поэт" Константина Никольского, "Ливень" и "Пристань Моей Надежды" Владимира Кузьмина и даже "Поднявший Меч На Наш Союз...." Булата Окуджавы. (Последняя песня, правда, звучит в несколько необычной, хард-роковой версии, но ведь первой рок-хит в ней разглядела еще Джоан Баэз в начале 70-х, ради такого случая даже решавшаяся петь по-русски!) Ни одной коды - просто в определенный момент барабанщик сбивается с ритма и музыка моментально захлебывается. В песнях Кузьмина все максимально приближено к оригиналу - разве что общее качество записи хуже, чем на пластинке, и самым уверенным в себе кажется все-таки не гитарист, а клавишник. Да в балладе Никольского, растянутой благодаря продолжительному гитарному соло на шесть минут, проявляются первые, пока еще мало различимые признаки творческой индивидуальности исполнителей.

А вот дальше начинаются настоящие эксперименты с чужим материалом, в которых Сергей уже играет с мировыми звездами на равных - правда, звезды об этом ничего не знают. Ставится на проигрыватель пластинка, скажем, известной в свое время итальянской группы GAZEBO и под тихий шелест старого винила в динамике идет импровизация. Казалось бы, сущая мелочь - в холодные, сугубо электронные композиции "I Like Chopin" и "London Paris" добавить голос гитары - и оказывается, что песни-то, в принципе, были хорошими, только не на тех инструментах сыграны! Сразу появляются, откуда ни возьмись, живые чувства, человеческая душевная теплота, а излишняя сопливая сентиментальность исчезает. Столь же смело Сергей обходится и с инструментальной пьесой Алана Парсонса "Lucifer", когда-то в 80-х служившей заставкой перед спортивными сюжетами в популярной местной молодежной телепередаче "99-209". Было нечто спейсообразное и давно устаревшее вместе с теми игрушечными синтезаторами, которые только тридцать лет назад могли казаться верхом технического совершенства. Стало чуть агрессивней, чуть жестче - и гораздо современней.

После такого сложного номера исполнить вместе с Полом Маккартни классический рок-н-ролл "Lucille" или бессмертный гершвиновский блюз "Summertime" с пластинки "Снова в СССР" - это уже почти детская забава. Правда, при этом Пашин голос слышен не всегда отчетливо, но, в конце концов, записан этот дуэт не на "Эбби Роуд", а в обычной петрозаводской квартире, выше потолка которой не прыгнешь.

Да, заметным недостатком подобных виртуальных дуэтов является то, что его участники находятся в неравных условиях и не могут подстраиваться друг к другу на ходу. Имеются даже композиции, производящие впечатление, будто Сочнев настолько ненавидит ту или иную мировую звезду, что стремится утопить ее в реве и скрежете. Но есть и удивительные случаи гармоничного сосуществования обеих сторон. Например, легкое превращение певицы Си Си Кэтч в "металлистку" ("I Can Lose Me Heart Tonight"), и подобный же опыт с первым хитом Игоря Корнелюка "Я Не Понимаю". (Хотя Корнелюк-то в юности, живя еще в Бресте, играл в какой-то самодеятельной группе хард-рок, так что для него это скорее не преображение, а возвращение в прошлое, которое очень бы хотелось скрыть от широкой публики!).

Материал для экспериментов подбирается самый неожиданный: тут вам и ЗОДИАК, и никому не нужный сейчас уже Виталий Иванов с группой ВАРИАНТ, и Кутиков, и Блэкмор, и SUPERMAX, и Сантана. Причем, Блэкмор не абы какой, а цитирующий Баха ("Difficult To Cure"), что требует особой виртуозности и профессионализма. И ведь получается же весьма близко к оригиналу, несмотря на то, что, напоминаю, перед нами музыкант незрячий и к тому же переживший такую тяжелую травму руки, после которой пришлось долго восстанавливаться и разрабатывать свою собственную технику игры.

Но если вы думаете, будто наш герой только и делает, что паразитирует на чужих произведениях, то это глубокое заблуждение. Нет, не каверами едиными он жив, и абсолютно оригинального материала у него куда больше! Очень интересны записи джаз-рокового трио АБРАМОВ-АВДЕЕВ-СОЧНЕВ. Если кто-то еще помнит 80-е, то что-то очень похожее тогда играла группа КВАДРО. Вот только у квартета Вячеслава Горского всегда был легкий налет коммерции, инструментальные пьесы редко длились дольше 3-4 минут, и все кончилось очень плохо - то есть чистой попсой. Здесь же работают люди, которым наплевать, что их творчество трудно было бы выпустить на обычном "компакте" и что большинство произведений, затягивающихся минут на 20-25, невозможно представить в теле- и радиоэфире. Зато у них есть полная свобода самовыражения, идеальная выносливость и профессионализм. Выпусти их на сцену любого международного джазового фестиваля - всех забьют своей энергией и здоровым чувством юмора!

Да, большая часть отечественной тяжелой музыки отличается героическим пафосом (зачастую на пустом месте), всесокрушающей злобой, обратной стороной которой иногда оказывается слезливая сентиментальность, куда более инфантильная, чем у ранней Булановой. Здесь же читать сами названия - отдельное удовольствие "Воруй, Засучив Рукава", "Кровавая Месть Доктора Зауэрбруха", "Мимо, Жора, Ми-Мажора", "Чудо-Юдо Из Голливуда", "Одежды Для Надежды", "Надежда Без Одежды"... Мы становимся свидетелями настоящего фейерверка самоиронии. Причем если бы все это было просто для красного словца! Внутреннее содержание композиций не так просто, как кажется. Оно переполнено цитатами из самых разных источников, иногда памятных только нам, "восьмидесятникам". Кто-то вспомнит несколько аккордов из раннего Сюткина - из замечательного цикла про Сулеймана Сулейманыча и Льва Абрамыча. Кто-то задумается, почему "Хоровод Вокруг Разбившегося Звездолета" начинается знаменитой артемьевской "баховщиной" из "Соляриса" Тарковского. Включение в современную музыку подобных культурных кодов помогает слушателю легче настроиться на общую с исполнителем волну. И расширяет границы его фантазии до бесконечности.

Ибо о чем, собственно говоря, музыка Сергея Сочнева? Да обо всем сразу! О том, как чувствует себя нормальный человек, помещенный в разные - и не всегда комфортные - обстоятельства. Отрицая советский "текстовый рок", Сергей на удивление литературен, даже поэтичен. Он осваивает все имеющееся в его распоряжении культурное богатство прошлого, заново его пересматривая и пересказывая не словами, а другими, более сложными средствами.

Кстати, дань традиционному русскому року он тоже отдал - и сделал это весьма достойно. Творческая судьба давала самые причудливые зигзаги, было время - и над чужим авторским материалом работал, и сотрудничал с коллективами, двигавшимися именно в этом направлении. Целый блок песен, напоминающих о перестроечных временах и типичной для них эстетике, тоже присутствует на данном диске. Одна, звучавшая на каком-то из мини-фестивалей, проводившихся на петрозаводской площади Кирова в День города в начале 90-х, записана прямо с эфира, с чёрно-белого телевизора - из уже упомянутой выше программы "99-209". Остаётся лишь пожалеть, что нет уже ни той передачи, ни тех коллективов (телевизоров почему-то не жалко).

А вот куда более счастливая и совсем недавняя история - большая подборка записей дуэта СОЗВЕРИЕ. Это совместный проект Сергея Сочнева с молодым саксофонистом Константином Зверевым, возникший уже в начале текущего десятилетия и успевший засветиться в эфире радиостанции "Рансис". Это музыка более мягкая, более медитативная даже - и вызывающая массу самых разных ассоциаций. Конечно же, Майлс Дэвис периода роковых экспериментов, Джордж Бенсон, может быть, даже наш родной АРСЕНАЛ начала 80-х. Где-то чуть больше джаза, где-то электроники, что-то лиричное, что-то сойдет скорее за остроумную шутку. Представители разных поколений сыгрались так, что разницы в возрасте, в образовании, в других вроде бы существенно влияющих на творчество вещах, не замечаешь. Профессионал профессионала всегда поймет правильно, и из совместных усилий рождается нечто невероятно гармоничное.

Последний по времени альбом Сергея, появившийся в конце 2016 года, называется "JS" - по инициалам великого гитариста современности Джо Сатриани. Семнадцать треков-каверов, среди которых есть и экспрессивная "War", и трепетно-лирическая "Why", и похожая на непростой разговор с самим собой "New Blues", и совсем уже болезненная, щемящая душу "The Forgotten Part II", поданы как нечто глубоко личное, автобиографическое. Более жирной... нет, не точки, а скорее запятой в рассказе о творческом пути музыканта трудно представить. Вернувшись к его первым, еще ученическим опытам тридцатилетней давности, даже не представляешь, что это - один и тот же человек. Тогда он не то что играть на нынешнем техническом уровне не мечтал, а даже окружающий мир ощущал наверняка как-то иначе. Проще, одномернее, монотоннее. Сейчас даже чужой материал в его руках - это больше, чем повторение оригинала. Но если можно переиграть самого Джо Сатриани, ненавязчиво наполнив его произведения русской душевностью и безбашенностью, то куда же двигаться дальше?

По словам Сергея Сочнева, сейчас у него в работе целых два альбома. Запись идет настолько активно, что в домашнюю студию не допускается даже его сын - тоже музыкант, работающий в жанре современной христианской музыки. Что будет на тех альбомах, пока описывается весьма туманно - вроде бы какие-то навороченные опыты по соединению гитарного инструментала с электроникой. То есть это Сочнев XXI века, которого, скорее всего, мы еще не знаем...

Помните, может быть - в страшноватой хармсовской "Старухе" была притча о чудотворце, который не знал, что он чудотворец, и не сотворил за свою жизнь ни единого чуда? В нашем с вами случае все пока что не менее печально: чудотворец все прекрасно знает и натворил столько, сколько другим не под силу. А мир в упор этого не замечает и делает вид, будто ничего особенного не происходит.

Что можно сказать в этой ситуации? Наверное, только посоветовать всем, кто знает толк в хорошей гитарной музыке, заглянуть на страничку Сергея ВКонтакте, где выложено немало любопытных аудио- и видеоматериалов разных лет, и совершить еще одно открытие!
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006