Для творчества Александра Паршикова характерно объединение альбомов в большие циклы или макси-циклы. Так, самописные альбомы 2008 года "Отцвели Глаза Твои" и "Папа, я к Тебе Вернусь" составили дилогию о смерти детства. "Лили Марлен" (2010), "Вот и Нет Любви..." (2011) и "За Бикс" (2014) образуют трилогию об утраченной любви. Иногда части цикла могут записываться с интервалом в несколько лет, а песни - складываться в эти циклы не по хронологии создания, а по смысловому наполнению.
В начале десятилетия Бранимир задумал "апокалиптическую" трилогию "Песни Утопающих". Выбирая название, он, очевидно, отталкивался от расхожей киноцитаты "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". На сегодняшний день записаны и выпущены две части. При их прослушивании возникает устойчивое ощущение, будто играет группа. На самом деле все инструментальные партии (гитары, синтезатор и ударные) и мужские голоса прописаны самим автором. У Бранимира органично сочетаются "шансонная" хрипотца, фальцет и горловое пение.
Первая часть (или первая книга) трилогии состоит из композиций, созданных в 2011-2012 годах (за одним исключением). Альбом можно охарактеризовать с помощью двух слов: художественная дисгармония. "Я пою о такой реальности, от которой становится противно", - сказал Александр Паршиков в одном из своих интервью. Этим объясняется максимальная концентрация негатива в поэтической составляющей. Музыкальная стилистика тяготеет к психоделическому дарк-фолку. Девять баллад - девять массивных глыб. Средняя продолжительность каждого трека - от 6 до 7 минут. Все слушается очень тяжело и вызывает чувство острого дискомфорта.
Композиции построены на архетипическом мотиве блуждающего корабля, восходящем к легенде о Летучем голландце, "Одиссее" Гомера, "Кораблю дураков" Себастьяна Брандта, "Пьяному кораблю" Артюра Рембо... В основу обложки положена скульптура Ольги Юсовой "Холокост" как отображение одной из величайших трагедий минувшего века.
"Несси" из одноименной баллады - рыбацкая шхуна, названная по имени Лохнесского чудовища, плывущая в никуда. Композиция проникнута ощущением близости вселенской катастрофы. А многократные, "вдалбливающие" удары палочкой по барабану в финале напоминают звук забивания гвоздей в крышку гроба. "Прощальный Танец Ерша" изображает беспросветную картину страшного мира. Название песни раскрывает ощущение, предшествующее Концу света. Здесь снова появляется корабль, конечная точка следования которого - Бермуды. "Раны Поют" - мастерская стилизация ростовской казачьей песни 90-х годов. Да и речь в ней идет о вырождении казачества. А "женский хор", прописанный крымской княжной Йолли, просто великолепен! На мой взгляд, это самая лучшая вещь в альбоме. "Иуда" - монолог-обращение к апостолу-иудею, содержание которого можно свести к фразе: "Иуда, приди! Мир так ждет твоего поцелуя". "Пощады Нет" - своего рода исследование: на нескольких примерах автор показывает, во что может превратить человека война. А в мирной жизни бывшие убийца и насильник сами могут стать жертвами глупого стечения обстоятельств. Баллада интонируется отстраненным голосом под леденящий маршевый аккомпанемент. "Или Или Лама Савахфани" - одна из самых ранних песен Александра Паршикова, написанная в 2003 году. Название нуждается в пояснении: "Господи, зачем ты меня оставил?" (именно так оно переводится на русский) - согласно легенде, последние слова Иисуса Христа, сказанные им перед распятием. Бранимир актуализировал эту фразу: сегодня она отражает закат эпохи постмодернизма, когда люди считают себя окончательно оставленными Богом. "По Шпалам" - "инструкция по выживанию" для тех, для кого нравственность превратилась к пустой звук. Песня выдержана в стиле, который называют то "анти-реггей", то "дарк-реггей", то "еретический реггей". "Праздники" - одна из самых страшных композиций альбома. Ее герой приходит на могилу к матери и с опозданием просит прощения за свои прегрешения. Раскрывая тему взаимоотношений детей и родителей, Бранимир до крайности реалистичен и циничен. Ведь бывает же, что дети и деньги на алкоголь и наркотики требуют, и оскорбляют, и рукоприкладствуют, и предают... И спохватываются, когда мать-отца уже не вернуть. "Kaput Macht Frei" - положенное на музыку стихотворение "Рождественское", дополненное припевом. Реалистическая картина праздника рождения Христа... о котором все забыли. Рождество - это лишь очередной повод нажраться и повеселиться.
"Жить на Глубине" - почти римейк альбома "Отцвели Глаза Твои". В него вошли песни, написанные в 2005-2008 годах. В первоначальном варианте они были записаны под акустическую гитару и звучали с куда большим отчаянием, с большей безысходностью, даже, я бы сказал, безнадежностью. В альбоме "Жить на Глубине" появилась полноценная "группа"... состоящая, повторюсь, из одного человека. Бранимир переписал песни, изменив мессидж и по-новому расставив смысловые акценты: подредактировал тексты, почти отказавшись от табуированной лексики. К слову, если сравнивать две части трилогии, во второй мата значительно меньше. Инвективные высказывания, могущие задеть чувства верующих, были смягчены. Анти-реггейный номер "Бабка", который первоначально входил в альбом "Папа, я к Тебе Вернусь", перекочевал в "Жить На Глубине...", а песню "Ёгова" Бранимир изъял из репертуара. Также Александр Паршиков включил в альбом два стихотворения: одно собственное, второе - Франсуа Вийона. С музыкальной точки зрения второй альбом слушается гораздо легче, чем первый. Монументальность уступила место малым формам.
Название второй части трилогии дала строчка из песни "Был": "Мне уже не боязно жить на глубине". Перерабатывая текст, Александр Паршиков поиграл в слова. Вот первоначальный вариант первой фразы: "Умирает старый бог в тишине". Теперь бога автор заменил на дога. Мир обезбожился настолько, что между богом и догом уже нет никакой разницы. Есть и другая версия: игра английских слов "dog" и "god". К слову, для обложки рэпер Денис Луперкаль (он же Horus) нарисовал собаку, лающую, по-видимому, на бога.
Короткое стихотворение "Позабывшие Отца" приоткрывает дверь в хайдеггеровский обезбоженный мир. "Сука" во всей полноте передает ощущения человека, соприкоснувшегося с реальностью, метафорой которой становится лес, полный диких зверей. Это анти-реггей, который Бранимир дополнил развернутым, почти ориентальным вступлением с соло на ситаре. А от воя замордованной вертухаем суки как-то не по себе... Агнца из одноименной баллады автор подвергает истязаниям. Под гитару песня звучала более естественно и драматически напряженно. В предложенной версии Александр Паршиков поэкспериментировал с электроникой, придав холодности и вокалу, и сопровождению. "Отцвели" (первоначальное название - "Отцвели Глаза Твои") из сатано-романса превратилась в колыбельную с разудалой цыганской пляской в финале, от которой становится жутко. Трагедия умирания детства оборачивается веселыми похоронами. Короткая сценка "Дочки-Матери" была взята Александром Паршиковым на YouTube, а звукорежиссер Дмитрий Хорунжий извлек из ролика аудиодорожку. Юлия Тимошенко (просьба не путать с экс-премьером Украины!) "воспитывает" свою маленькую дочь отборным матом и побоями. И кого такая горе-мамаша вырастит?.. Анти-реггей "Мангал" и сатано-романс "Печка" - мрачные прогнозы на будущее. Ничего мы не заслуживаем, кроме кромешного ада. Балладу "Завет Вийона" в переводе Феликса Мендельсона Бранимир читает под самостоятельно подобранные сэмплы. Да так, что мороз по коже! Герой песни "Можжевельник", находясь на смертном одре, философски осмысливает свою жизнь и приходит к выводу: перед смертью мы все равны.
Как обычно, не могу пройти мимо первоисточников, к которым обращается Бранимир: Библия, "Снежная королева" Ганса Христиана Андерсена, "Остров сокровищ" Роберта Льюиса Стивенсона, "Так говорил Заратустра" Фридриха Ницше, "Путешествие в Икстлан" Карлоса Кастанеды, "Повелитель мух" Уильяма Голдинга, "Матрица" братьев Вачовски, "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "По щучьему велению", "Слово о полку Игореве", а также "Борис Годунов" и "Песнь о вещем Олеге" Александра Пушкина, "Бородино" Михаила Лермонтова, "Мертвые души" Николая Гоголя, "Наш марш" Владимира Маяковского, "Гардемарины, вперед!" Светланы Дружининой, Юрия Нагибина и Нины Соротокиной, "Варяг" Алексея Турищева/Рудольфа Грейнца, "Песня о Щорсе" Матвея Блантера/Михаила Голодного, "Антошка" Владимира Шаинского/Юрия Энтина, "Последняя Электричка" Давида Тухманова/Михаила Ножкина, "Девушка Из Полесья" Олега Иванова/Анатолия Поперечного, высказывания, приписываемые Александру Суворову...
Известно, что последняя часть трилогии будет носить название "Спасение. Песни Утопающих. Книга Третья". Остается дождаться ее появления. Что касается двух частей - они дают повод серьезно задуматься над тем, кто мы и что мы, и попытаться что-то сделать для того, чтобы предупреждения и прогнозы, высказанные в этих композициях, не нашли своего подтверждения.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах