Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

АЛИСА - "Эксцесс"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Юлия Боровинская
Автор


Зарегистрирован: 08.12.2008
Сообщения: 596

Сообщение 31 Окт 2016, 03:59 - АЛИСА - "Эксцесс" Ответить с цитатой

(с) К. Кинчев, 2016

У разбитого корыта, головою в стол... (частные заметки)

Сразу же признаюсь: АЛИСУ я не слушала уже очень много лет.

Энергичное вздымание рук ради чувства общности и сопричастности меня и вообще-то никогда не привлекало, а уж когда эта самая общность начала базироваться исключительно на принадлежности к определенной национальности и конфессии, мне стало не только скучно, но и противно. Именно в те времена я и решила, что я - сама по себе, а творчество К. Е. Кинчева - само по себе, и от нашего несоприкосновения ни одна из сторон не пострадает.

Почему же взялась слушать на этот раз? Да просто интересно стало, какой же плод вызрел на первом и тут же ставшим рекордным краудфандинг-дереве АЛИСЫ (полную сумму - 4 миллиона рублей - собрали за четыре дня, а всего к окончанию кампании на счету группы оказалось больше 11 миллионов). Да еще и сам Кинчев, в районе Нового года перенесший инфаркт, припугнул фанатов тем, что "Эксцесс" может стать последним альбомом в его жизни. Как тут не послушать?

По первому впечатлению - Кинчев как Кинчев: все так же любит помахать в воздухе кулаком, все так же предпочитает старый добрый хард, все так же пишет рефрены, которые удобно подхватывать толпе слушателей... Вот разве что как-то неуютно ему стало в прекрасном новом русском православном мире. И прямых ответов на вопросы: "Кем срежиссирован эксцесс? Кто слил полмира под замес?" - у него на сей раз отчего-то не завалялось. Но кого ты ни подставь сюда - хоть злобного Путина, хоть злобного Обаму - "пугает весь этот процесс". И хорошо, что пугает. По-человечески. Давно пора.

Совсем уж мрачный "Новый Мир" только подтверждает это впечатление - страшно, люди, страшно. Былое лихое упоение, былая тоска "по красной кровушке на сочной траве" давно в прошлом. Какое уж тут упоение, когда от тебя ничего не зависит и всем правит только смерть?

Очень хорош был бы идущий следом "Колобок", откровенный, почти исповедальный, если бы не рефрен, который напрочь убивает и песню, и слушателя. Ох, не стреляйте в меня сразу, не бейте с ноги, но "где ковал победы русский колобок" - это ж ужоснах, карикатура какая-то, нельзя такое в приличную песню-то совать! Вот только проникнешься, только задумаешься, только посочувствуешь, и тут тебе - бац! - этот "колобок" в лоб прилетает снова и снова. Хотя, может, и в этом - своеобразное отражение творчества Кинчева с временами всплывающим нутряным его простодушием и наивным, ничем не смущающимся использованием давно замыленных символов: "День Победы", например, или "Воскресение", явственно пропеваемые с заглавных букв в следующей песне "За Полдня До Весны" (а кто вспомнит советский сентиментальный шлягер "За Полчаса До Весны", тот старая плесень, и нечего ему со своими мемуарами лезть!).

Но если и есть в альбоме однозначное "фу-у", так это песня "Шлак". Нет, конечно, ежели вам близка и симпатична риторика типа борьбы с космополитизмом - "Культ мерзости ждет расплата. Последствия - месть, холмик, венки и даты", - то все в порядке. Но если вы добрались до этой вещи, и вас, как и меня, резко стошнило, прошу, не бросайте слушать - она там такая одна. К счастью. Дальше будет лучше.

Ну, а пока Константин Евгеньевич сотоварищи просят у публики: "Дайте Каплю Огня", слегка подзабыв, видимо, что зажигать - это как раз их работа... а заодно и про то, что "немного огня" просил уже в свое время Шклярский - и небезуспешно. И вот тут невольно приходят мысли о том, что смысловое поле русского рока за последние десятилетия достигло такого градуса насыщения, что, встречаясь с подобной перекличкой, вряд ли возможно понять, что это: бессознательное заимствование? сознательный оммаж? или вообще случайное совпадение?

Вот и следующая вещь в альбоме, название которой стыдливо сглотнуто и на обложке, и при исполнении (что само по себе несколько изумляет - с чего вдруг Кинчев стал таким робким?!) - "Наебали" - напрямую отсылает нас к известному хиту ХЗ, раскрученному Гребенщиковым - "Подмога". Помните?

Жаль, подмога не пришла,
Подкрепленья не прислали.
Вот такие, брат, дела -
Нас с тобою наебали.


Сравните с алисовским:

Эй, бойцы!
Вас опять наебали!


Хорошая, кстати, вещь - злая и энергичная, в отличие от той же "Подмоги". Если чего мне в ней и не хватает, то это капельки рефлексии. Так, на секундочку задуматься, не оказался ли, пусть невольно, в рядах наебавших и сам автор песни. Как ни крути, слушают-то его бойцы "Армии АЛИСЫ", а вовсе не участники украинских событий, которым он, согласно интервью, посвятил эту песню. Слушают, прыгают и подпевают. А что - лидер не рефлексирует, так с чего бы и им?!

Вот уж тут точно уверишься в том, что художник - только транслятор для Вселенной, а что он там своим умишком полагает по поводу транслируемого, вообще не важно...

Ну да ладно, каждый вправе слышать в песне то, что он слышит. Можно, можно, конечно, воспринять следующую вещь "Дети Последних Дней" (и тут еще одна непрошенная ассоциация - "Сыновья Молчаливых Дней") как очередное трогательное наебалово (недаром ведь в ней призывают "поднять и пронести", когда минуту назад предупредили: "А если что, то вас опять наебут!"). А можно расслабиться и просто послушать - славная традиционная алисовская баллада.

Самая тяжелая и тяжеловесная вещь альбома - "Rock'n'Roll Жесток" с отличным пронзительным припевом и беспомощными, словно из готовых "фирменных" кубиков - "грязь", "ток", "душа", "пульс" - собранными куплетами. Эх, а какая вещь могла бы быть! Но не хватило все той же рефлексии, опять враг - это наползающая снаружи пыль и сажа, а заглянуть внутрь себя - уже никак...

А впрочем, это беда не одной песни и даже не одного альбома, а, пожалуй, всего нынешнего творчества Кинчева. Враг всегда вовне, и надлежит его - под трибунал, и даже "Трибунал Любви" (название еще одной песни) вместо того, чтобы, как положено любви, прощать, долготерпеть и милосердствовать, "воздаст... всем и по делам". Такая вот хреновая Любовь, ребятушки, что-то очень уж Ненависть напоминает.

Вот про то для меня и весь этот альбом - как раз и навсегда отданная Идее (праведной или неправедной, уж не стану судить) голова топчет человеческую душу в творце. А она, душа эта, ворочается, стонет, больно ей, жутко, но голова все твердит: "Не боись, прорвемся, это все они, вороги лютые, а мы наш, мы новый мир построим, свет зажжем, до небес дотянемся!"

Только вот кого ж эти небеса с трибуналом порадуют?
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vadimlv
Почти мембер
Почти мембер


Зарегистрирован: 02.11.2010
Сообщения: 33

Сообщение 08 Ноя 2016, 18:59 - Ответить с цитатой

Уже более десяти лет каждый новый альбом "Алисы" я беру с ожиданием очередного разочарования и робкой надеждой, хотя бы, на отблески той энергии радости и любви, которой когда-то наполняли меня песни этой группы.

И, надо сказать, что "Эксцесс", на мой взгляд, лучший альбом с 2008 года, точнее, единственный, который можно слушать.

Да, здесь присутствует традиционный блок скучных и невнятных социально-апокалиптических песен: "Эксцесс", "Новый Мир", "Шлак". Что ж, так автору видится мир.

Два безусловных хита для хорового распевания во взорванном рок-н-роллом зале - "Нае@али" и "Колобок". Первый, посвященный событиям в Украине, примыкает к блоку социальных песен. В альбомной версии автор заменил слово "хохлы", используемое в концертной версии, на "бойцы", и на том спасибо.

"Колобок" - это уже чистая лирика, с несколько "корявым", недоработанным текстом. Да, и хотя фраза "где ковал победы русский колобок" может покоробить, но в контексте песни и творчества группы, вполне уместна, и скорее отсылает нас к целому ряду песен-сказок, написанных Кинчевым за несколько десятилетий.

Большая же часть альбома это интересная лирика, с состраданием и сомнением, радостью и печалью, с поиском точного слова и музыкальным разнообразием. Все это не может не радовать после десятков однообразных нью-металлических "боевиков" последних лет.

Особо выделю "За полдня до весны", слегка "приджазованную", поэтичную композицию, отсылающую поклонников группы к альбому "Танцевать". И трогательную балладу "Дети последних дней", в которой несомненно живет та самая энергия радости и любви.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006