Кого-то слово "высокохудожественный" повергнет в состояние раздражения, у кого-то вызовет оскомину, кто-то испытает рвотный рефлекс... Тем не менее мне по прослушивании альбома, речь о котором впереди, хочется воспользоваться именно этой характеристикой.
В 2012 году два минчанина, мультиинструменталисты Владимир Ленкевич и Максим Субоч, у которых к тому времени за плечами уже были дуэты TEMPERA и FOKUS WALLENROD, и примкнувший к ним барабанщик Андрей Алексеенко образовали трио под литературным названием TONQIXOD. К слову, о литературе здесь еще будет сказано немало.
Уже первые концертные видео TONQIXOD (весьма посредственного качества) позволяют судить о высоком потенциале музыкантов. Стиль, в котором работает группа, критики определяют с помощью понятий "гаражный арт-рок" и "психоделический арт-рок". Впрочем, гараж и психоделия не исключают друг друга. А пытливое ухо придирчивого слушателя уловит в композициях TONQIXOD прото- и постпанк, фанк и фри-джаз, фолк и индастриал... Интонационные истоки музыки TONQIXOD - в британском и американском арт-роке 70-х, отчасти - в модерн-джазе, в поздних THE BEATLES, ранних THE DOORS и ПЕСНЯРАХ... Можно по многу раз переслушивать те или иные композиции и совершать всё новые и новые открытия.
Дебютный альбом TONQIXOD поистине стал для меня Открытием с большой буквы. Я изучал историю белорусского рока достаточно глубоко. Знаю, что здесь было немало музыкантов, с разной степенью успеха пытавшихся пересадить на родную почву традиции, заложенные такими группами как KING CRIMSON и PROCOL HARUM, GENESIS и YES, EKSEPTION и NICE... Но так после ПЕСНЯРОВ арт-рок не удавалось играть никому.
Альбом от и до литературен. Автор всех текстов Владимир Ленкевич - профессиональный филолог, литератор, поэт и переводчик. Тесная связь с литературой прослеживается в названии "Pradmova" ("Предисловие"), в его строении (введение, 7 композиций и послесловие), наконец, в оформлении. О последнем хотелось бы сказать особо: минский художник Елизавета Ленкевич придала обложке барочную утонченность и изысканность. Поскольку альбом носит название "Предисловие", эта книжная гравюрная эстетика пришлась кстати.
А еще альбом от и до музыкален. Для претворения его концепции TONQIXOD, во-первых, доукомплектовали состав приглашенными музыкантами. В записи участвовали: Владимир Ленкевич - электрогитара, акустическая гитара, колокольчики, свистулька, вокал, декламация, речитатив, крик, шум, гам, мычание и т. д.; Максим Субоч - клавишные, фортепиано, бас, мандолина, скрипка, блок-флейта, аккордеон, треугольник, вокал, мычание и т. д.; Андрей Алексеенко - барабаны, голос; Виктор Семашко (экс-КНЯЗЬ МЫШКИН) - кларнет, голос; Владимир Головач - труба; Эрик Орлов-Шимкус (FRATREZ, VŬRAJ, многочисленные оркестры Минска, сотрудничество с джазовыми и рок-музыкантами) - контрабас. Во-вторых, отремонтировали мандолину 30-х годов и перепаяли аналоговый синтезатор "Polivox" советского производства. Эти инструменты придают музыке специфическое звучание. В-третьих, отсутствие бас-гитары компенсируется клавишным басом (приходят на память первые альбомы THE DOORS). Максим Субоч методом смешения нескольких инструментов получил специфический басовый звук. В результате бас звучит нарочито перегружено. Такой прием уже стал своеобразным "фирменным знаком" TONQIXOD. Только в двух композициях использовалась обычная бас-гитара. В-четвертых, кроме различных синтезаторов и клавиш, в двух треках задействован живой рояль. В-пятых, все композиции чрезвычайно сложны - по мелодическому и гармоническому языку, ритмическому рисунку, музыкальной форме. При этом в студийном варианте их продолжительность увеличивается за счет пространных инструментальных импровизаций. Тем не менее Владимир Ленкевич предпочитает называть их песнями, хотя в куплетную форму они никак не вписываются. Есть "в-шестых", "в-седьмых" "в-восьмых" и так далее. Но вдумчивый слушатель при желании продолжит сам...
Альбом открывается треком " Uvodziny" ("Введение"). Это красивая 56-секундная импровизация, в которой голоса Владимира Ленкевича и Максима Субоча превращаются в два экзотических инструмента. "Nasypać Hory" ("Насыпать Горы") - ироничная композиция с претензией на актуальность. Ее можно воспринимать как посвящение тем, кто ищет национальную идею. В песне "Halasy" ("Голоса") сконцентрировано ощущение тревоги по поводу нарастающего отчуждения между людьми. "Piesnia Pra Futra" ("Песня О Шубе") строится на аллитерациях, которые придают вокалу дополнительную музыкальность. "Urbi" - посвящение городу как таковому. Индастриал в данном случае - важное выразительное средство: музыка физически давит на слушателя, оказывает гнетущее воздействие. Центральный образ композиции - город как источник постоянного стресса и отчуждения. "Piesnia Pra Viasiellie" ("Песня О Свадьбе") - эдакий мини-боевичок, от которого попахивает абсурдизмом. Поначалу становится немножко стремно, но в итоге все остаются живы и здоровы. "Pamiać" - одна из самых ранних песен, написанных еще в середине 2000-х, когда Владимир Ленкевич выступал с акустической гитарой. Правда, с тех пор эта вещь претерпела изменения, несколько раз заново переаранжировывалась группой, но не потеряла былого лиризма. Да и акустическая гитара здесь по-прежнему присутствует. "Konrad Wallenrod" - самый продолжительный (11 мин. 19 сек.) и самый драматически напряженный номер на альбоме. Конрад Валленрод - реальный исторический персонаж. Он жил в XIV веке, возглавлял Тевтонский орден и организовывал крестовые походы против Великого Княжества Литовского. В припеве композиции звучит фраза, которую с английского можно перевести как "Король умер - да здравствует король!". Основной микс композиции сделал гитарист THE TOOBES Константин Пыжов. Завершает альбом импровизационное "Pasliasloŭje" ("Послесловие"). В его основу положена центральная тема композиции "Halasy".
У TONQIXOD есть песня ""Pradmova", но в одноименную дебютную работу она не вошла: музыкантами было принято решение приберечь ее для одного из последующих альбомов.
Итак, "Pradmova" от группы TONQIXOD положила хорошее начало новому высокохудожественному произведению. Что это будет - повесть, роман или эпопея? В любом случае, хочется пожелать, чтобы глав в нарождающемся произведении было много.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах