В 1989 году в Минске была образована группа РОКІС. У истоков ее создания стоял гитарист и певец Игорь Ворошкевич, известный по группам СТУДИЯ-7 и БОНДА, в которых он играл "новую волну". Как РОКІС коллектив просуществовал недолго - чуть больше двух лет. Но был примечателен тем, что первым начал играть блюз-рок с белорусскоязычными текстами.
Группа профессионально росла и развивалась. В декабре 1991 года Игорь Ворошкевич принял решение сменить название на КРАМА, что в переводе с белорусского означает "магазин": во времена карточек, талонов и тотальных дефицитов на всё и вся такое название представлялось музыкантам сверхактуальным. Далее за почти четвертьвековую историю группа ни разу не теряла своего культового статуса. Если КРАМА на какое-то время и исчезала из поля зрения поклонников (а такое случалось), ее все равно помнили и любили. И продолжают любить до сих пор. Справедливости ради следует сказать, что деятельность Игоря Ворошкевича одной лишь КРАМОЙ не ограничивалась: в начале 2010-х он также играл в блюзовой группе, которая называлась сначала CALIFORNIA SHORES, затем - RED MAMA.
В ноябре минувшего года после семилетнего перерыва КРАМА презентовала свой восьмой номерной альбом "Белая Вада" ("Белая Вода"). В его записи участвовали: Игорь Ворошкевич - электрогитара, акустическая гитара, губная гармоника, вокал; Сяржук Труханович (экс-АЗАРТ, КАМЕННЫЙ ДОЖДЬ, РОКІС, SAM GRAY, СЯБРЫ, А. ОЛЕЙНИКОВ И ДРУЗЬЯ, ныне также ПАЛАЦ) - соло-гитара, акустическая гитара; Андрей Леончик - клавишные, бэк-вокал; Александр Ванькевич - бас-гитара, бэк-вокал; Андрей Терехович (ПАЛАЦ) - барабаны; Алесь Сапега (APPLE TEA) - барабаны. Музыку части песен Ворошкевич создал сам, части - в соавторстве с Трухановичем. Автор стихов большинства песен - известный белорусский поэт и журналист Змицер Лукашук; одна песня - на стихи Анастасии Гулак, по одному тексту Игорь написал в соавторстве соответственно со Змицером и Анастасией. Впрочем, от такого разнобоя материал нисколечко не пострадал, а быть может, даже выиграл.
Можно сказать, что Игорь Ворошкевич и его коллеги по группе продолжают эксплуатировать чуждую Беларуси блюзовую (ритм-энд-блюзовую? блюз-роковую?) традицию. Пусть это называется эксплуатацией или как-нибудь еще. В данном случае главное - не что делать, а как. На мой субъективный взгляд, у КРАМЫ блюз во всех его разновидностях и модификациях звучит вполне по-белорусски - не только вербально, но и музыкально.
"Белая Вада" - по признанию Игоря Ворошкевича, дорожный альбом. Быть может, его следовало бы озаглавить как-нибудь иначе. Но авторам видней. Образ дороги - сквозной для всего альбома, а в основу его незатейливого сюжета положено путешествие, в котором сосуществуют и переплетаются мечта и реальность, размышления и чувства, радость и печаль. Лирический герой то едет, то идет. Движение пронизывает все песни, слышится в каждом такте.
Альбом открывает "Песня Для Сяброў" ("Песня Для Друзей"). Прекрасное начало путешествия. С первых же тактов словно заражаешься хорошим настроением. Вторая композиция "Колькі Дарог" ("Сколько Дорог") настраивает на лирические размышления. Заглавный номер "Белая Вада" не поддается однозначному толкованию. В древнеславянской мифологии вода связывалась с течением времени. Она несла в себе сакральный символизм рока, то, чего не избежать. В романтической традиции водная стихия обозначала неизвестность. Жизнь, полная тайн и неопределенностей, - так можно, опираясь на романтиков, кратко обозначить содержание песни. В композиции "Шлях Праз Багну" ("Путь Сквозь Болото") реализуется философская мысль: дорога к свободе трудна и опасна. Центральная идея песни "Вышэй За Дахі" ("Выше Крыш") заключена в припеве:
Ты блукала каля зоркі,
Ты была на глыбіні.
А мне застаецца толькі
Толькі ў неба камяні кідаць,
А потым збіраць.
(Ты блуждала около звезды,
Ты была на глубине.
А мне остается только,
Только в небо камни бросать,
А потом собирать.)
Здесь содержится прямая отсылка к строкам Екклесиаста. Собиратель камней - метафора экзистенциально значимой миссии свидетеля времени. Но герой, столкнувшись с внешними обстоятельствами, оказывается не в силах ее осуществить... "Дзяўчынка Са Шклянымі Вачыма" ("Девочка Со Стеклянными Глазами") - необходимое лирическое отступление. Просто хорошая, очень трогательная песня о безответной любви. "З Новым Годам" ("С Новым Годом") - поздравление, звучащее, однако, весьма и весьма иронично. Песня исполнена горячего сочувствия к белорусам, которые настолько погрязли в повседневном быту, что разучились элементарно радоваться жизни. Даже о праздниках им приходится напоминать. Песня "Твой Накірунак" ("Твое Направление") была написана еще в 1995 году в бомбоубежище завода "Крыніца", где группа работала над альбомом "Камэндант", но так и не включила эту вещь в альбом. Лирический герой продолжает путь, хотя силы его на исходе. Если же отвлечься на музыкальную составляющую, создается впечатление, что лидер КРАМЫ решил немного поностальгировать по временам, когда он играл еще в БОНДЕ. Песню "Сумны Брат" ("Грустный Брат") Игорь Ворошкевич посвятил своему старому другу Геннадию Старикову - организатору и президенту "Стар-клуба", в котором проводились мероприятия с участием отечественных и зарубежных блюзовых музыкантов. "Дзякуй Богу, Але Ж Мы Ідзем Дамоў" ("Слава Богу, Но Мы Идем Домой") - финальная точка альбома. Песня являет собой вариацию на тему распространенной у славянских народов пословицы: "В гостях хорошо, а дома лучше".
Аранжировки песен принадлежат КРАМЕ и Александру Тереховичу. Эти музыканты некачественный продукт не могут произвести в принципе. А еще здесь есть пространные виртуозные гитарные соло Сяржука Трухановича; в четырех песнях на губной гармонике солирует сам Игорь Ворошкевич, а уж поет так, будто только что сбросил годочков 25-30. Андрей Леончик украшает композиции партиями клавишных; в песне "Шлях Праз Багну" он блестяще сыграл на фортепиано... А те, кто знает группу с начала 90-х и следил за творчеством Игоря Ворошкевича "докрамовского" периода, будут приятно удивлены: в альбоме "Белая Вада" синтезировано, обобщено и в некоторых случаях критически переосмыслено все лучшее, что было у коллектива на протяжении 20 с лишним лет, и не только. Ну, а качество записи материала ничуть не уступает европейскому.
Альбом КРАМЫ "Белая Вада" воспринимается на разных уровнях. Можно погружаться на глубину смысла и вникать в каждый текст. А можно абстрагироваться от вербальной составляющей и просто внимать музыке и приятному голосу Игоря Ворошкевича. В любом случае от альбома остается хорошее послевкусие.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах