Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

Бранимир - "Папа, Я Вернулся"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1061
Откуда: Беларусь

Сообщение 02 Апр 2014, 17:20 - Бранимир - "Папа, Я Вернулся" Ответить с цитатой

(c) Бранимир, 2013
(p) Огни Records, 2013
11 tks/T.t. 54:55


"Я не Бога не принимаю <...> я мира, им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять".
Ф. М. Достоевский


Кто такой Бранимир? На этот вопрос можно отвечать по-разному. Например: сталинградский дарк-фолк-бард, представитель гностического шансона. Или: музыкант и поэт, который, следуя пожеланию Анны Ахматовой, никогда не теряет своего отчаяния. Или: проводник по темным тоннелям реальности. Или: врач, поставивший обществу безошибочный диагноз. Последний ответ кажется мне самым верным.

Название альбома имеет свою историю. Для ее раскрытия перенесемся на 5 лет назад.

В 2008 году в Интернете получили распространение два самописных альбома Александра Паршикова (таковы настоящие имя и фамилия Бранимира) - "Отцвели Глаза Твои" и "Папа, Я К Тебе Вернусь". Условно они объединялись в дилогию. Сам Бранимир определял их стилистику с помощью понятий "сатанороманс", "сатанобардовская песня", "анти-реггей", "дарк-реггей", "еретический реггей"... Действительно, многие входившие в альбомы песни давали основание для обвинений их автора в антихристианстве и богоборчестве. Но, как говорил великий мыслитель эпохи античности, все течет, все изменяется.

Да простит меня читатель за углубление в дебри философии и культурологии: оно позволит правильно истолковать концепцию рассматриваемого альбома.

Безверие, безбожие, богоборчество, атеизм изначально входили в божественный замысел. В свое время Николай Бердяев высказал предположение: "Атеизм, возможно, есть ступень богопознания". Можно сослаться и на опыт Федора Достоевского: "...через большое горнило сомнений моя Осанна прошла..." А вера, прошедшая через "горнило сомнений", гораздо более действенна, более универсальна, более личностна, чем принятая "в готовом виде". Таким образом, богоборчество и атеизм в своих крайних проявлениях - это тоже важный этап на пути к познанию бога...

В большинстве песен Бранимира остро ощущается гоголевское начало, суть которого вкратце можно свести к следующему: зло - это не выдумка человека и, более того, не проявление сверхъестественных сил. Оно заложено в высоком божественном замысле... Но вернемся к альбому.

"Это история возвращения к отцу, - говорит Бранимир о его концепции. - Длинная дорога. Сложная, извилистая и до конца не пройденная".

Материал альбома "Папа, Я К Тебе Вернусь" здесь был критически переосмыслен, заново интерпретирован и переписан с новым мессиджем и иной расстановкой смысловых акцентов. Все, кому не лень, могут сравнить первоначальный и итоговый варианты. Для остальных скажу несколько слов о различиях. Во-первых, изменилась последовательность расположения композиций; две песни - "Бабка" и "Про Какашку Попадьи" - хирургически изъяты, зато добавлена новая песня "Ревизор", которой очень не хватало для полноты картины. Во-вторых, стало заметно меньше табуированной лексики, и не только в текстах: к примеру, название композиции "Небоёб" было заменено на более нейтральное и безобидное - "Крот". В-третьих, если первоначально песни исполнялись под акустическую гитару, то теперь они по-новому аранжированы; Бранимир сам сыграл все инструментальные партии. Наконец, в-четвертых, изменилась и стилистика. Можно придумывать разного рода определения, как то "экстремальная авторская песня", "панк-шансон", "дарк-фолк" или "фолк темных людей" и т. п. Но все они будут искусственными, недостаточными и притянутыми за уши. Да и так ли нуждается Александр Паршиков в том, чтобы его творчество втискивали в прокрустово ложе каких-либо жанров или стилей?..

Бранимиру как поэту свойственно пронзительно-трагедийное восприятие детства как подлинной жизни, огонь которой в человеке с взрослением угасает и остывает... В этом отношении показательна психоделическая баллада "Плачь, Baby". Ребенок сталкивается с бездушием и жестокостью окружающего мира:

Плачь, baby! Плачь, baby!
Плачь, baby! Жди грозу.
Плачь, baby! Плачь, baby!
Миру насрать на твою слезу.


Продолжительность композиции составляет 9 минут, из которых примерно треть отводится коде. Автор достигает предельной психологизации за счет использования фонограммы душераздирающего детского плача. Когда впервые слушал балладу, сам едва не разрыдался...

Песня "Жили, Были И Молчали" строится на актуальной во все времена оппозиции власть - народ. Эпиграфом к ней могли бы служить слова Александра Блока: "В России, на кого ни посмотришь, всех людей жаль". Или высказывание о русской нации Андрея Максимова - современного писателя, драматурга, сценариста, теле- и радиоведущего: "Мы - православная страна, помноженная на Достоевского". Бранимир чутко улавливает критические импульсы, которые посылает ему действительность ("Светлой жизни менестрели пузо грели в Куршавеле. Бури вас в песок стирали, за любой косяк карали, то болезни напирали, то Мавроди обирали..."). Воистину, путь русского народа пролегал через потери и лишения.

В композиции "Гном" автор уподобляет весь мир блатному логову, в котором "скотобойни и кичманы, мир без шкуры и лица". И если этот мир сотворен богом, то

Стоит ли колен пацанских жизнь среди подлян,
Ладанов пахучих да свечей трескучих?..


Бранимиру очень идет роль предсказателя:

Не пари, мой милый гном.
Этот мир идет на дно,
С валуном на тонкой шее, сам крича себе "Аминь".
И придет тот час, мой гном,
И на небе ледяном
Медным тазом прозвенит звезда полынь.
И тогда, мой милый гном,
Всё заходит ходуном,
Заглотнет сыра-земля все портсигары-куртка-замшевая-три.
Ребятушки саранча
В бой пойдут за зипуном,
Перегноем станут царства и цари.


А протест против заповедей Христа носит скорее нарочито демонстративный характер:

...Жоп господских не лижи,
Хуй на ближних положи
И до самой до межи живи по лжи.


В этой, как и в следующей за ней песне "Над Могилкою Жар-Птицыной" (известной поклонникам Бранимира еще по концертнику 2005 года "Зелено"), содержится грозное предупреждение миру, который вот-вот сам себя уничтожит. Апокалипсис не придет извне - его создадут люди собственными руками. Пейзаж, нарисованный воображением Бранимира, выглядит устрашающе!..

Заглавная песня "Папа, Я К Тебе Вернусь" отражает долгий, нелегкий путь автора и лирического героя (что, в принципе, одно и то же) к Отцу. По сравнению с первоначальным вариантом мелодия и текст чуть изменены. Однако, к сожалению, Бранимиру так и не удалось преодолеть физиологический натурализм:

Я еще горяч и молод.
Всё дражню тебя, дражню.
Но не ставь меня под молот
И тем боле "на лыжню".
Станет ровен час, покорно
Пред тобой дугой согнусь,
И тогда начнется порно...
Папа, я к тебе вернусь.


Герой песни тяжело переживает трагедию богооставленности:

Ты зачем меня оставил
В этом грязном шапито?
Я со зла всё дно излазил,
Как подводник Жак Кусто...


В последнем куплете реализуется философская идея: все мы на финишной черте вернемся к Отцу, какие бы поступки в жизни мы ни совершали:

...Сухощавым старикашкой
Молча в Днепр окунусь
И в смирительной рубашке
Папа, я к тебе вернусь.


"Дама Моего Сердца" проникнута чувством этакого здорового черного юмора. Автор прибегает к приему остранения, при котором описываются свойства данного предмета без прямого его называния. Так, смерть в тексте ни разу не упоминается, хотя и подразумевается в каждой строчке. Кода являет собой подлинную мелодию казачьей песни "По Дону Гуляет..." Правда, в ее контексте молодой казак совершает прогулку не по Дону, а по Стиксу. А голос Бранимира как будто предназначен специально для исполнения русских народных песен: хор, записанный им путем многократного наложения звука, просто бесподобен!

Путь автора/героя к богопознанию лежит через так называемый "гностический сатанизм", тонкий намек на который слышится в балладе "Крот". К слову, иногда Бранимир пользуется языком развернутых метафор, весьма и весьма труднодоступным непосвященному слушателю. В самописном варианте, в исполнении песни под акустическую гитару, экспрессии было гораздо больше.

"Клаустрофобия" - логическое продолжение баллады "Ibiza", входившей в неизданный альбом "Песни Для Мамы" (2006-2009). Планета Земля превращается в кромешный ад. Герой покидает мир, в котором "нет загробного счастья и добрых царей".

Бранимир вполне комфортно чувствует себя в стилевом пространстве блюза. Достаточно вспомнить песню "На Перо" из альбома "Лили Марлен" (2010). В начале 2013 года для обозреваемого альбома им был сочинен еще один блюз - "Ревизор", в котором автор предлагает свою версию учения о конце света, помещая его в ироничный контекст. В то же время здесь откровенно выражена идея подавляющей человека высшей силы - ревизора по имени Иисус Христос. Звучание скрипки в конце песни похоже на скрежет железа по стеклу...

Альбом обрамляется двумя стихотворениями. При их чтении Бранимир использует эффект pitch shifter. Иначе говоря, стихи читаются детским "буратинистым" голосом. В стихотворении "Рождественское" воссоздается картина праздника, который превращается во всеобщее пьянство и веселье, а до рождения Христа никому дела нет. В 2012 году оно превратилось в песню "Kaput Macht Frei", которая впоследствии была включена в альбом "Песни Утопающих. Книга 1-я". В коротком финальном стишке "Мы - люди!" автор выносит человечеству жестокий приговор.

Понимание творчества Бранимира требует от слушателя высокой эрудиции. Массив источников цитирования в песнях, составивших альбом, чрезвычайно широк: Библия, древнегреческая мифология, русский фольклор, Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Эдгар Райс Берроуз, Энтони Бёрджесс, Николай Гоголь, Велимир Хлебников, Александр Солженицын, Леонид Кудреватых, Юрий Дружков, Леонид Гайдай... даже ВВП с крылатой фразой про мочилово в сортире! А стихи прекрасно как воспринимаются на слух, так и читаются со страниц буклета, прилагаемого к альбому.

Я сравнил Бранимира с врачом, поставившим обществу диагноз. А альбом "Папа, Я Вернулся" воспринимаю как горькую таблетку или болезненный укол. Ведь ради выздоровления можно вытерпеть и горечь, и боль.

Путь к Отцу продолжается...

Скачать альбом (скачивание платное)
Заказать диск
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андрей Головкин
Автор


Зарегистрирован: 02.05.2007
Сообщения: 658

Сообщение 02 Апр 2014, 20:57 - Ответить с цитатой

Альбом неслабый, цельный и концептуально законченный, хотя цепляющих лично меня мест в нем немного - несколько строк. И на том спасибо. Надо ж шире смотреть, а то как же ж...
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 06 Апр 2014, 11:52 - Ответить с цитатой

[quote="Андрей Головкин"]Альбом неслабый, цельный и концептуально законченный, хотя цепляющих лично меня мест в нем немного - несколько строк.[/quote]
Из всех альбомов Бранимира - наименее цепляющий. Пожалуй, самое лучшее в нем - оформление. А все остальное - фундамент бранимировского творчества, но как и всеми остальными фундаментами им тяжело восхищаться (не умаляя ничуть его полезности).
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Екатерина Борисова
Site Admin


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1905
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 07 Апр 2014, 23:10 - Ответить с цитатой

Безверие, безбожие, богоборчество, атеизм изначально входили в божественный замысел. В свое время Николай Бердяев высказал предположение: "Атеизм, возможно, есть ступень богопознания". Можно сослаться и на опыт Федора Достоевского: "...через большое горнило сомнений моя Осанна прошла..." А вера, прошедшая через "горнило сомнений", гораздо более действенна, более универсальна, более личностна, чем принятая "в готовом виде". Таким образом, богоборчество и атеизм в своих крайних проявлениях - это тоже важный этап на пути к познанию бога...

Не претендую на истину, однако, по моему мнению, атеизм тут как-то сбоку припеку. Да, многие атеисты изучают мировые религии с позиций культуры, философии, искусства, некоторые даже пробуют, так сказать, веру на зуб, но при этом не занимаются богоборчеством и и, в общем, не приходят к вере таким образом. Говорю, понятно, не обо всех - есть и воинствующие атеисты, и те, кто был атеистом, а стал верующим (бывает, правда, и наоборот), но среднестатистический атеист, как мне кажется, - это тот, в чьей жизни какие-либо боги и вера в них просто-напросто отсутствуют. За ненадобностью.
То есть. Вот у меня нет, не было и не будет собаки. Я не борюсь с собаками и с любителями собак (хотя негативно отношусь к зоошизе), просто мне лично собака не нужна, я равнодушна к собакам. И у меня нет никакой потребности глубоко изучать собак и тонкости собаководства, чтоб утвердиться в своем нежелании иметь собаку. Не хочу, не нужно - вот и все.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006