Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

ROKASH - "Запалі Агонь"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1061
Откуда: Беларусь

Сообщение 25 Дек 2013, 01:08 - ROKASH - "Запалі Агонь" Ответить с цитатой

(c) ROKASH, 2011
(p) БМАgroup, 2011
13 tks./T.t. 50:04


Что такое "рокаш"? Это слово существовало и в старобелорусском, и в польском языках; в переводе на русский - мятеж, призыв к восстанию. Оно пришло со времен Речи Посполитой и означает конфедерацию шляхты против короля. А еще ROKASH - на мой субъективный взгляд, одна из наиболее интересных и перспективных молодых минских групп. Создавая ее, Лявон Казаков, историк по образованию, актуализирует название применительно к сегодняшней обстановке в Беларуси, которая, по его убеждению, все еще остается экономически, политически, культурно и ментально зависимой страной. Однако исторической справедливости ради и во избежание путаницы следует сказать, что в середине 80-х годов в городе Новополоцке Витебской области существовала и хардовая группа РОКАШ.

Общо стилистику ROKASH можно определить как неофолк; некоторые композиции по своему строению и внутренней драматургии тяготеют к балладам... Однако любые характеристики условны. Музыканты первого состава группы, участвовавшие в записи рассматриваемого альбома, - за исключением клавишника-перкуссиониста Николая Липневича - играли (и продолжают играть) в параллельных проектах разную музыку: основатель, бас-гитарист, варганист и автор всех текстов Лявон Казаков в начале нулевых отметился в нескольких "металлических" проектах, не оставивших по себе никакого следа. Отношения с "металлом" продолжились в более зрелый период творчества и реализовались в группах THE DIM SUN и PODYCH NAVALNICY (в переводе с белорусского - "дыхание грозы"). Вокалистка, автор большинства музыкальных тем Полина Дулинец выступала в составе фольклорного театра ГОСЦІЦА и готик-фолк-группы VOLK. Флейтистка Ольга Драпезо на момент записи альбома параллельно работала в борисовско-минской паган-фолк-дэт-метал-группе SONTSEVOROT (впоследствии - ТРИ ПАНДЫ И ЛУНА, СОЛНЕЧНЫЙ САХАЛИН). Гитарист Алесь Акульчик одновременно играл прогрессив-дэт-метал в группе LIKE A GOSSAMER и альтернативную музыку в группе CARNIVAL LEAVE. Барабанщик Михаил "Mauz" Кинчин также входил в состав джазкоровой группы КУШСУДАМА. Таким образом, каждый закономерно привносил в музыкальную составляющую что-то свое. В качестве сессионного музыканта к записи была привлечена виолончелистка Елена Холодова.

К слову, перечисленный состав можно не только услышать, но и увидеть. Фотограф, дизайнер, автор оформления альбома Ольга "Elza" Ермолова сделала несколько снимков группы в Минске на Комсомольском озере. Один из них был помещен на развороте обложки. Еще одна фотография, на которой запечатлена Полина Дулинец, украшает лицевую сторону обложки. И фотография, обработанная в Фотошопе, и логотип группы, и название альбома образуют единое смыслоемкое целое. Согласно преданиям, воин, погибший за родную землю, оборачивался вороном. Поэтому вещая птица присутствует в логотипе группы. На одной косичке Полины зажигается огонь, на другой видны три перышка. Если внимательно вслушаться в содержание песен, становится понятно, что и огонь, и птицы символизируют свободу.

Вообще тема свободы главенствует в альбоме. Она обозначена уже в титульной композиции "Запалі Агонь" ("Зажги Огонь"). "Крумкач" ("Ворон") - монолог погибшего воина, мечтающего воскреснуть, чтобы сражаться за свободу своего народа. От лица воина повествование ведется и в следующей песне - "Восень" ("Осень"). Слово "свобода" в песне не встречается ни разу, но осень в данном случае воспринимается как метафора несвободы, угнетения. Полине Дулинец удалось вжиться в, казалось бы, далеко не женский образ: от каждого пропетого слова, проинтонированного звука веет пронзительным холодом. Герой песни "Сокал" ("Сокол") предпочитает оставаться свободным даже ценой жизни. Ваўкалак (Волколак) из одноименной композиции оказывается не оборотнем, принимающим облик волка, а патриотом своей страны и готов даже умереть за ее освобождение. Героиня песни "Крылы" ищет крылья, чтобы сквозь темноту прорваться к свету. "У Тваіх Вачах" ("В Твоих Глазах") - дань романтической традиции: в песне воплощается представление автора о неком идеальном, вымышленном мире, в котором царят свет (читай - свобода), тепло и жизнь. Однако этот мир оказывается лишь сном, иллюзией: предпоследняя фраза (в переводе на русский) - "...или смерть в твоих глазах" - возвращает к суровой реальности, в которой жизнь и смерть пребывают в нерасторжимом единстве. В композиции "Дзеці Паўночнага Ветру" ("Дети Северного Ветра") автор использует прием остранения, при котором описываемый предмет или явление напрямую не называется: в данном случае речь идет о стране, народ которой утратил свою идентичность и стоит под чужими стягами. Что за страна, догадаться не трудно... Вынесенная в бонус акустическая "Балада Пра Ліцвіна" содержит хоть и несколько наивный, но открытый призыв к борьбе за свободу родного края.

Центральное место в альбоме занимает баллада "Духі Зямлі", где автор мастерски сочетает эпический и лирический принципы творчества. В астрологии человек и земля мыслились как части единого мироздания, которые живут и развиваются по законам Космоса. В этот космический кругооборот входили и духи земли, которых древние представляли живыми существами, питающимися от солнца и звезд и, в свою очередь, питающими все живое на земле. В балладе выражена тоска по тем временам, когда человек и природа составляли единое целое. Героиня песни "У Лясным Гушчары" ("В Лесной Чаще") погружается в прошлое: она обращается к всеведущим лесным духам, чтобы узнать тайну своего рода.

Раннее творчество Лявона Казакова сотоварищи представлено песенкой "Хмяльны Бранль" ("Хмельной Бранль"). Для тех, кто не в курсе: Бранль (от франц. branle, bransle) - старинный французский народный круговой танец с быстрыми движениями, иногда сопровождающийся пением. Бранль зародился в XIII веке и получил повсеместное распространение в XV - XVI веках. Сами участники группы определяют стиль песни как "бир-фолк" - буквально "пивной фолк". Что ж, так и есть: по количеству пива и градусу эмоционального накала она сопоставима разве что с песней "У Карчме" Ансамбля сярэднявечнай музыкі СТАРЫ ОЛЬСА. Кстати, поют песню все участники ROKASH.

Английская (по другим данным - шотландская) народная песня XVI века "Greensleeves" привлекала (-ет) внимание многих известных музыкантов, в числе которых - Глен Кэмпбелл, Элвис Пресли, Леонард Коэн, Джефф Бек, Лорина Маккеннитт, JETHRO TULL, RAINBOW, BLACKMORE'S NIGHT, ТЕАТР ТЕНЕЙ и мн. др. Свою версию "Зялёныя Рукавы" - на сей раз акустическую - предложили и ROKASH, поместив песню в бонус. Сделанный Лявоном Казаковым перевод весьма и весьма приблизителен по сравнению с первоисточником, но абсолютно точен по настроению. Не смущает даже то, что Полина поет от лица мужчины.

Безусловный плюс альбома - плотные, почти симфонические аранжировки, за которые отдельное спасибо Алесю Акульчику. Все "недосказанности" в текстах компенсируются музыкальной стороной. Обращает на себя внимание оригинальная композиционная находка в песне "У Лясным Гушчары". Сама песня выдержана в ритме польки. В третьем же куплете с целью подчеркивания важности слов темп замедляется в два раза, а в коде ускоряется до стремительного.

У Полины Дулинец потрясающий высокий голос - трудно представить группу с другой вокалисткой. Из инструментов особенно хотелось бы выделить флейту Ольги Драпезо, которая постоянно сопутствует вокалу Полины, - то мягко "обволакивает" голос ("Крумкач"), то "подпевает" ("Балада Пра Ліцвіна", "Зялёныя Рукавы"), то "тоскует" ("Крылы"), то "приплясывает" ("У Лясным Гушчары"), то "порхает" ("Сокал"), то выполняет колористическую функцию ("Запалі Агонь", "Духі Зямлі", "Хмяльны Бранль")...

В альбоме есть несколько песен, нарушающих тематическое единство. У слушателя может создаться впечатление, будто ROKASH решили зафиксировать в записи весь накопившийся материал. Пусть так. Но я бы не сказал, что это такой уж большой недостаток.

Лично меня альбом "Запалі Агонь" согревает приятным теплом. Его можно слушать от начала до конца, иногда по нескольку раз, не переключая и не "проматывая". Чего и остальным от всей души желаю и настоятельно рекомендую.

Прослушать альбом
Скачать альбом
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006