11 Мар 2013, 00:20 - СОЛНЦЕВОРОТ - "Песней К Весне"
(c) СОЛНЦЕВОРОТ, 2010
(p) Nymphaea Records, 2010
Группа из Калининграда играет традиционный во всех смыслах этого слова фолк-рок. В конце 80-х всё это выглядело бы новаторством, а сейчас попробуй, скажи новое слово там, где уже побывали и оставили свой след Ревякин и его многочисленные последователи-подражатели! Приходится пользоваться уже готовыми формами и приёмами, вполне ещё пригодными для эксплуатации, заранее готовясь к тому, что тебя сравнят с кем-нибудь из великих. Впрочем, на то он и фольклор, чтобы связывать нас с древними, первобытными корнями, и мастерство настоящего народного менестреля состоит в умении примешать к привычному, банальному, традиционному какую-нибудь отсебятину и сделать вид, будто так всегда и было. У СОЛНЦЕВОРОТА это чаще всего получается, хотя без промахов тоже не обошлось.
Герой всех песен группы живёт в сказочном мире по тем законам, которые этот мир диктует. Причём не просто живёт, а чувствует в предложенных обстоятельствах как в родной стихии. Песня "Хоровод" - печальная и протяжная, предрекает доброму молодцу дальнюю дорогу - и слушая её, начинаешь отчётливо представлять всё то, о чём поётся, словно сам проходишь этот же самый путь. Вообще, альбом с точки зрения концепции выстроен очень грамотно - песни перетекая друг в друга, создают единый сюжет: сначала возникает типичная для сказочного зачина недостача, заставляющая отправиться искать счастье по всему белому свету, потом происходят опасные приключения и сражения с силами зла - жестокие, имеющие переменный успех. В какой-то момент герой даже превращается в мессию, почти в русского Прометея - правда, обходясь без той трагической расплаты, которая постигла его античного коллегу ("Так уж вышло"). Ну, а победа приходит только благодаря любви, встреченной ближе к финалу ("Девка"). Развязка этой истории звучит торжественно, хотя и не без налёта декаданса: "Подари мне, вьюга, на прощанье голубой хрусталь, подари мне блеск колец венчальных, поцелуй в уста!..." Так или иначе, а природа, которая ещё совсем недавно виделась враждебной и служила препятствием на пути, превращается в союзницу, происходит примирение человека с окружающим миром. И далее следует гимн весне, теплу и жизни вообще - песня "Огонь". Сказка не может не закончится праздником, какой бы страшной она ни была.
На единство альбома работают неплохо и читаемые между некоторыми композициями стихи. Правда, сами по себе они выглядят несколько неряшливо и невольно обращают внимание слушателя и на неровности песенных текстов, которых тоже достаточно - например, для того, чтобы ворон "взмыл к небу огненной стрелой", надо его сначала поймать, подпалить хвост и снова отпустить на волю. Пошто животину-то мучаете, ребята?! Впрочем, музыка несколько сглаживает эти недостатки - нескончаемый нервный диалог гитары и клавиш, создающий тревожное настроение, способен рассказать о чём угодно, когда все слова кажутся неточными и маловыразительными.
Единственное, что по-настоящему напрягает во всём услышанном - холодная отстранённость повествования. Я-то, как слушатель, герою искренне сопереживаю, а вот человек, сочинивший песни, своё творчество явно строит не на исповеди, а на досужих фантазиях, не имеющих к его собственной жизни никакого отношения. В этом смысле он мало чем отличается от сотен бардов-ролевиков, которые воспевают в пафосных балладах свои игрушечные подвиги, с удовольствием слушают своих поющих соратников, и так им хорошо друг с другом, что посторонний слушатель быстро начинает чувствовать себя третьим лишним. Хорошая сказка тем и отличается от плохого фэнтези, что в ней есть не только ложь, но и намёк, и добрым молодцам урок. А здесь почему-то решили обойтись без двусмысленных намёков.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах