Образование группы СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА имеет свою предысторию. Ее лидер, вокалистка и автор музыки всех и текстов большинства композиций Светлана Бень к моменту ее основания была далеко не новичком на белорусской сцене. С середины 90-х активно участвовала в городских конкурсах и фестивалях авторской песни и, если верить отзывам журналистов и коллег-бардов, считалась одной из лучших представительниц жанра в родном Витебске. С начала нулевых неоднократно пробовала сотрудничать и записываться с витебскими рок-музыкантами. На первый поверхностный взгляд, эти попытки не принесли успехов. На поверку же оказалось, что в результате долгих мучительных поисков Светлане удалось найти собственную колею. В 2005 году она перебралась в белорусскую столицу и создала свой кабаре-бэнд. И - не ошиблась: менее чем через год СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА стала культовой группой далеко за пределами Минска.
До недавнего времени бэнд гастролировал по странам Ближнего и Дальнего Зарубежья. На протяжении шести лет концертные и рабочие записи СВАДЬБЫ стихийно компилировались, ходили по рукам и распространялись через Интернет... Это ли не свидетельство всенародной любви? Тем не менее, Светлана Бень не относилась к этим записям серьезно.
Прежде чем взять творческий тайм-аут, кабаре-бэнд порадовал многочисленных поклонников дебютным альбомом. Тем, кто ни разу не бывал на концертах СВАДЬБЫ и начал знакомство с творчеством бэнда с "Сердечной Мускулатуры", я бы настоятельно порекомендовал отыскать и прослушать для относительной полноты картины хотя бы несколько предыдущих композиций Светланы Бень сотоварищи. Те же, кто знает старые песни СВАДЬБЫ по концертам, имеют возможность проследить стилевую эволюцию группы. И действительно, судя по представленному материалу, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА находится в постоянном творческом поиске и не собирается останавливаться на достигнутом.
Альбом получился по-хорошему концептуальным, экспериментальным и полистилистичным. Предлагаю читателю подробно остановиться на каждой из особенностей.
1. Концептуальность
Альбому "Сердечная Мускулатура" предшествовала одноименная концертная программа, в которой песни чередовались со стихами. Концепцию программы и альбома Светлана Бень сформулировала в небольшом интервью: "В некотором роде, это музыкальный спектакль, проводящий по тайным уголкам сердца, воспоминаниям детства и печалям взросления; это - исследование физического и метафизического строения сердца посредством песен, стихов, музыкальных номеров и анатомических подробностей. Некоторые из них мы объединили в альбом, ставший своеобразной "микстурой для внутреннего употребления". Композиции, вошедшие в него - это маленькие истории из жизни людей, птиц, собак и выброшенных на помойку вещей. Но, по сути, все это истории о человеческом сердце - всегда хрупком, но поразительно стойком, полном сокровенных воспоминаний и отчаянной надежды на чудо".
Концептуальность проявляется и во внутреннем строении альбома. Он закольцовывается двумя тематически родственными инструментальными композициями - "Левое Предсердие" и "Правое Предсердие". Между ними - бахтинский карнавал чувств, настроений, образов. Все песни (за исключением разве что "Во Мгле Новолуния" на оригинальное стихотворение Поля Верлена) одновременно ироничные и философские; некоторые построены на развернутых метафорах и аллегориях. В песенке "Привет, Воробушек" иносказательно обыгрывается хрестоматийная фраза Николая Островского: "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы..." На этом цитату прервем. В "Жизненном Опыте" автор на конкретном примере показывает, как два эпизода из детства могут повлиять на всю дальнейшую жизнь. А вот песню "Морозы" не следует воспринимать буквально. В ней в форме аллегории отражается экзистенциальная тема всеобщего одиночества: разобщенность и непонимание между людьми усилились настолько, что ее физически ощущают даже братья наши меньшие. В несколько ином ключе эта тема реализуется в композиции "Меж Нами...": в этом раздираемом внутренними противоречиями мире даже двум любящим людям легко потерять друг друга... "Скок-Поскок" - развеселая история о поэте, прихлопнувшем смерть тряпкой. "Мораль сей басни такова": поэты вообще не подвластны смерти. Песня "Разнообразно" посвящена изменениям как таковым - в природе, в окружающей действительности, в жизни... По сути, жизнь - это и есть калейдоскопическое разнообразие. Более того, в ней непрерывно действует закон единства и борьбы противоположностей: с одной стороны, она полна лишений, мучений, страданий, с другой - мы хотим жить и наслаждаться жизнью. Эта философская идея по-разному воплощается в печальном вальсе-шансоне "Голубое Платьице" и в жизнерадостном "Марше Зюбликов".
Наконец, концепцию альбома дополняют и его оформление, сделанное минским театральным художником Александром Вахромеевым и требующее отдельной рецензии. Названия и тексты песен написаны детским почерком; картонный диджипак и вложенный в кармашек 16-страничный буклет разрисованы велосипедо-самолетами, улыбающимися собаками и другими сказочно-фантастическими существами. А буклет еще и содержит забавные стишки, которые обычно звучат в одноименной концертной программе.
2. Экспериментальность
Альбом от и до экспериментален - по звучанию, по аранжировкам, по инструментарию, по стилистике (о которой будет сказано ниже). На запись альбома приглашались сессионные музыканты. Благодаря им СВАДЬБА зазвучала как большой оркестр, чья духовая секция по своей мощи не уступает NO SMOKING ORCHESTRA. В качестве инструментов использовались даже коробка с пуговицами и старый радиоприемник.
3. Полистилистичность
О музыкальной стилистике альбома говорить крайне сложно. Во-первых, каждая из двенадцати композиций выдержана в своем стиле; во-вторых, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА предлагает собственный экспериментальный подход к традиционным жанрам и стилям: классический джаз и модернизированный шансон, советская эстрада 60-х - 70-х и фолк, шейк и ча-ча-ча, балканско-цыганско-еврейские интонации и чуть-чуть панка - все это сталкивается, синтезируется, взаимодействует и рождает нечто новое, звучащее свежо и оригинально.
Еще сложнее охарактеризовать поэтическую составляющую, поскольку даже в среде профессиональных литературоведов нет единодушия в определении сущности модернизма, постмодернизма и прочих "измов". "Мерцание" стилей, смыслов и значений, игра с цитатами, культурными штампами, социальными клише, абсурдность, обилие антитез, своеобразная сказовая форма, экспериментирование с языком, - все эти качества позволяют отнести поэзию Светланы Бень к концептуализму, который, в свою очередь, генетически связан с обэриутской традицией и с поэзией Андрея Вознесенского, любившего звукоповторы и аллитерации:
Мастерски используется прием "инфинитивного письма" (по А. Жолковскому), в значительной мере восходящий к французской модернистской поэзии: текст строится на глаголах в неопределенном наклонении, которых автору вполне достаточно для того, чтобы выразить мысль, не обращаясь к иным частям речи. Представьте себе мультяшного персонажа, торжественно распевающего:
Не отступать и не сдаваться
Все проебать и улыбаться
Потом найти и потерять
Потом сдаваться и отступать
А после снова улыбаться
И ни за что не отступать
Потом взлететь... и обосраться!
Но улыбаться и улыбать!
("Марш Зюбликов")
В принципе, в альбоме нет ни одной плохой или посредственной композиции. Несмотря на концептуальность, экспериментальность и полистилистичность, он слушается на одном дыхании и не вызывает ни интеллектуального, ни эмоционального напряжения. Настоятельно рекомендую в качестве панацеи от всевозможных (в том числе и сердечных) недугов.
Бенька потрясна. Альбом-- о4 просто внешне, но хорошо саранжировано, музыканты с хорошим чувством стиля, но получилась то сочетание, которое описывал Зюскинд в "Парфюмере", ради чего его герой и убил 28 женщин. Где через какое-то время, в стадии когда намуркиваешь что-то из альбома, например, идя с работы, через всю палитру классной аранжировки выкристаллизовывается стержневой "запах", до этого "одетый". Аллегория, думаю, понятна. Сапиенти-- "Садъ"!)) Остается что-то в сердце. Беньку хочется любить (кто видел ее не на сцене, думаю, поймет лучше).
"Мороз" и "Платьице"-- до слез. "Зюблики"-- противовесом, маленькие, но вверх ("Небосвод сияет голубой-преголубой). Не хочу больше расплываться в дифирамбах и соплях. Слушайте, да оБрящете.)))
Скачать, благо, нетрудно.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах