Перед прослушиванием я исследовал пресс-релиз - объёмный, связный, интересный текст о предыстории и процессе записи, о генеральной концепции и нюансах "Лучшего Года" - который написал Иван Солонин, лидер одесской группы MADNOTBAD. Желание записать вот такую электроакустическую (термин Солонина) программу понятно и оправдано: группа переживает кадровый кризис, многолетний песенный багаж требует реализации, да и творческий застой попросту губителен. Было решено показать музыкальный материал слегка причёсанным и без особых студийных изысков. По замыслу группы, на первый план должны выступить собственно песни. "Да здравствует минимализм!" - провозгласили MADNOTBAD и шагнули в студию. Программы такого формата пишутся сходу, после нескольких репетиций и уточнений необходимых тонкостей. Акустическая гитара, бас плюс сессионный барабанщик - вот и всё, что понадобилось для этой записи. Местами для пущего драйва и экспрессии ревел фузз. Звукорежиссёрских чудес не требовалось - только разумный баланс инструментов. Чудо, повторюсь, должно таиться в самих песнях.
Вот их-то можно незатейливо и условно разделить на две категории: боевики и баллады. Боевики MADNOTBAD ("Апрель", "Штаны", "Бесплатная Любовь"), однозначно - самые яркие, мощные вещи альбома; они построены на коротких, резких раннегаражных риффах, что само по себе и не ново, но неизбежно работает на повышение градуса. Лирические же баллады лупят по ушам карамельными метафорами ("сиреневый вечер заманит тебя в сети любви и одеяния звёзд"), пестрят кисло-сладкими лирическими откровениями ("свет в твоём окне такой же тусклый; ты либо читаешь, либо - режешь вены"), полны стандартных описательных приёмов (ночь, город, снег, ты ушла, я простил). По этой части альбом перекликается с хрестоматийным "Это Не Любовь" КИНО. Даже бит местами звучит один в один. Но если ленинградцы оставили в истории славный, безмятежный и предельно ироничный баблгам-кич, то у одесситов получился жёсткий, путаный, местами депрессивный реалистичный оттиск с налётом упорной подростковости ("Пустые карманы - издержки свободы", "Вот моя рука, не зацепи колготки"). Эдакое "мы никогда не станем старше" сквозь зубы. А "Мама, завтра не будет лучше, с утра полегчает, а под вечер снова пиздец" (вариант: вечером - кайф, утром - пиздец) - универсальный алгоритм в священной войне раздолбаев всех мастей самих с собой. Только маму в эти дела лучше не впутывать.
Рассуждая о "Лучшем Годе", легко скатиться в сравнение уже сделанного с прекрасно-далёким несделанным. Наверное, нужно наступить на горло собственным претензиям к поиску во всём совершенства и открывать в себе дар довольствоваться малым. Что в целом удалось самой группе, выдержавшей стиль и необходимый уровень сырости. Декларативный минималистичный посыл альбома в подаче и аранжировках оправдал себя в уже помянутых боевиках: жесткость, напор, нервный "плаксивый" а ля Роберт Смит вокал Солонина - как логический отзвук ОЛИГОФРЕНОВ, предтеч MADNOTBAD. Моментами кажется, что великое и ужасное перепродюсирование пошло бы им только во вред. Но, скорее всего, эти песни выстрелили бы в любом виде. В то же время - размытые, вялые, однообразные баллады, которые так и тянет обозвать "медляками", можно было бы вытащить за счёт студийных находок. Но в силу заявленной концепции они отложены до Самого лучшего года. А эта запись, может быть, займет в дискографии группы место под тэгом "Наши творческие эксперименты".
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах