Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

Владимир Пахолюк: "Жить чужой жизнью невозможно даже в песнях"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Статьи
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей Гарагуля
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 09.11.2009
Сообщения: 8

Сообщение 25 Мар 2010, 10:36 - Владимир Пахолюк: "Жить чужой жизнью невозможно даже в Ответить с цитатой

Основанную в 1996 году в городе Сумы группу ХАМЕРМАН ЗНИЩУЄ ВІРУСИ (ХАММЕРМАН УНИЧТОЖАЕТ ВИРУСЫ) без лишнего пафоса можно назвать культурным феноменом как минимум национальных масштабов. Не имея внятного бэкграунда и даже, по большому счёту, адекватно воспринимающей творчество группы аудитории, хамерманы мифологизировали себя в полном соответствии с постмодернистским дискурсом. Каждое их выступление, практически всегда сопровождающееся гротескной шоу-программой - самодостаточный концептуальный акт: будь то стёбный "Витрянка-тур" "в поддержку" наиболее карикатурной украинской политической проститутки или совсем недавний перфоманс "Сумы из зэ кепитал ов Юкрейн", где участники группы предстали в роли опереточных персонажей, одетых в "челноцкие" сумки.
ХАМЕРМАН ЗНИЩУЄ ВІРУСИ - явление маргинальнее некуда; они - главные мазафакеры украинской музыкальной сцены. Сложно сказать, какая грань окружающего маразма избежала глумливых комментариев группы; в их песнях гомосексуальные священники, одержимые идолом гламура, настойчиво требуют пустить их в шоу-бизнес, мотивируя это оригинальным расположением своих половых органов, а молодёжь тужится решить экзистенциальный вопрос: выплюнуть или всё-таки глотать? Острые языки музыкантов добрались и до святая святых, выдав на-гора эпатажные кавер-версии песен Цоя ("Мама - Влагалище, Папа - Стакан Портвейна") и Леннона/Маккартни ("Вєчєр Судного Дня" и "All You Need Is Wow"). Однако неверно было бы видеть в творчестве группы исключительно игру в культурный шок (благо, и в областных центрах публику уже мало чем можно шокировать); партизанско-педагогическая деятельность хамерманов направлена на катартическое преодоление генетической мизерабельности и социальной зазомбированности. В лучших традициях коллективной психотерапии ХАМЕРМАН ЗНИЩУЄ ВІРУСИ помогает публике по капле выдавить из себя жлоба.
Группа функционирует преимущественно в формате дуэта Владимира Пахолюка (вокал, тексты) и Олега Цукренко (вокал, синтезатор). Периодически в коллектив вливается гитарист Сергей Трушель. Песни по большей части исполняются на суржике - бытовой смеси украинского и русского языков. На пятнадцатом году существования группа планирует выпустить четвёртый номерной альбом (благо, в концертниках, разлетевшихся среди немногочисленной паствы бутлегерским способом, недостатка нет) под названием "Куй!". При заоблачно ироничном творчестве хамерманы на удивлении консервативно относятся к фиксации и репрезентации своего музыкального материала: все их альбомы ("Millenium Хітз", 2001; "Страшний Суд І Мягка Піся", 2002; "Поп-Звезда", 2004) выходили, пусть и микроскопическим тиражом, в виде прилично изданных релизов (последние два - в диджипаках). Группа - счастливый обладатель трёх сайтов с нетривиальными названиями iegova.com (ему даже посвящена одноимённая песня), nofutureforyou.com и allyouneediswow.com.
С учителем истории по образованию, редактором "мужского" журнала по профессии и гением стёба по призванию Владимиром Пахолюком мы поговорили о соотношении неформата и поп-культуры, существовании артиста в гетто и цензуре молчаливого большинства.

Сергей Гарагуля: Вы часто открещиваетесь от автобиографического характера своего творчества. Кто же этот трикстер, от чьего лица вы апеллируете к слушателю?
Владимир Пахолюк: Это собирательный образ героев произведений Бёрдслея, Ремарка, Керуака, Миллера, Берроуза, Коупленда - писателей, которыми я увлекался во время пубертатного периода развития. Мне всегда было интересно, как я повел бы себя в ситуации, когда экзистенция выходит в виде насморка, но у меня была кишка тонка. Я предпочитал не доводить себя до такого состояния, потому что знал: без всего этого надстроечного барахла ничего хорошего я собой не представляю. И тут на помощь всегда приходило некое подставное лицо, которое могло, не задумываясь, нагадить в ванну в гостях или трахнуть яблоко. Но все время жить чужой жизнью невозможно даже в песнях. Поэтому лирический герой нашего творчества из ябнутого подростка постепенно превратился в переживающего кризис среднего возраста мужчину, который осознает свою ущербность и ничего не может с этим сделать. Он уже гораздо больше похож на своего автора, хотя ему, в отличие от меня, в жизни повезло гораздо меньше. Так я сублимирую свою социальную успешность, ведь любая порядочная жизнь и любой хороший текст должны быть с несчастливым концом. Может быть, когда-нибудь мне, как и герою моих песен, придется испить чашу очистительных страданий, но пока мне, вопреки здравому смыслу, хочется быть счастливым.

СГ: Сугубо теоретически: если бы вас таки пустили в шоу-бизнес за выдающееся анатомическое устройство, смогли бы вы жить по его законам, в его потогонном режиме?
Владимир: Нет. Никогда, ни за что, ни за какие деньги. Потому что никакие деньги потом не заполнят пустоту, которая неизбежно появляется после того, как человек начинает разбазаривать свои таланты рыночным методом. Конвейер еще никого, кроме Фрэнка Заппы, Муслимгауза и THE RESIDENTS, не довел до добра. Хотя Заппа и Муслимгауз умерли от рака, а THE RESIDENTS вообще не существуют. Вот хороший пример - THE BEATLES. Они не успевали состряпать песни для альбома "Beatles For Sale", и пластинка получилась очень неровной, несмотря на наличие кучи боевиков. То есть получилась халтура. И это же сразу чувствуется. Они, наверное, поэтому и перестали выступать.
У нас был опыт знакомства с шоу-бизнесом: мы участвовали во всеукраинских фестивалях. Мне сразу сказали: "Ты должен танцевать как PRODIGY. А ты, Альберт (Альберт Зубр - сценический псевдоним Олега Цукренко - С. Г.), перестань петь голосом кастрированного Паваротти, и еще добавьте в фонограмму сопилок: сейчас очень модна автентика". Поcле этого мы и начали петь песни про пидарасов, и все ошибочно решили, что мы поем о голубых. Нас только пару лет назад попустило. Так это мы всего пару раз выступили. А что бы от нас осталось, если б мы застряли в этом болоте навсегда?

СГ: В свете сбора средств на издание диска "Куй": почему вы так держитесь за физический носитель? Ваш новый альбом не будет распространяться в виде mp3-файлов до релиза пластинки?
Владимир: В апреле на сайте znaki.fm ХАМЕРМАН ЗНИЩУЄ ВІРУСИ примет участие в программе, где будет представлена песня "All You Need Is Wow". Больше до релиза пластинки выкладывать новые треки в Сеть мы не планируем. Но 23 апреля мы выступаем в клубе "Хліб", где планируем сыграть кучу нового материала, и нет никакой гарантии, что кто-нибудь не запишет все это и не выложит в Интернет. Хотя я не против, пусть кладут. Я убежден, что как только текст выпущен в народ, он перестает быть подконтрольным автору и начинает жить собственной жизнью. Потом очень интересно отслеживать, как по ходу текст мутирует.
Что касается физического носителя, то это наши с Альбертом эстетические предпочтения. Мы хотим выпустить альбом на CD не только потому, что это немодно (а быть немодным сейчас моднее всего), но и потому, что это один из способов сделать так, чтобы наш Эпохальный Альбом "Куй!" не затерялся в океане безликих mp3-файлов чьей-то музыкальной коллекции. Я до сих пор покупаю любимую музыку на пластинках, чтобы, держа в руках упаковку, почувствовать то же, что чувствовали первые потребители этого продукта. И я не хочу лишать потребителей нашей музыки возможности подержать в руках альбом "Куй!". И это несмотря на то, что желающих подержать его в руках можно пересчитать по пальцам. Отсутствие спроса на физические релизы альбомов ХАМЕРМАН ЗНИЩУЄ ВІРУСИ нам очень импонирует, как и наш статус аутсайдеров. Мы ведь знаем, что быть знаменитым некрасиво.

СГ: Возможно ли появление в Украине неформатных радиостанций и телевизионных каналов, способных ставить в ротацию, например, ХАМЕРМАН ЗНИЩУЄ ВІРУСИ (ваше выступление на "УТ-1" - всё же разовая шальная акция), или будущее неформата - исключительно в Сети?
Владимир: Пока да, но вы посмотрите на тенденцию: с каждым годом количество долбоебов растет. Петь под фонограмму во Дворце "Украина" уже неинтересно. И не смешно. И все, кто реализовывается таким образом, про это знают. Они, конечно, хотели бы показать зрителям задницу, совершить прямо на сцене половой акт, бросить в зал гранату, но тогда они потеряют даже то, что имеют. Они боятся оказаться ненужными даже своей унылой аудитории. Но боссов телевидения их переживания не волнуют: им нужны клоуны, которые будут мелодично пукать, как в английской версии шоу "Украина имеет талант". Поэтому, когда критической массы существующих фриков не будет хватать для рейтинга, телеканалы создадут новых. И потом эта зараза разрастется как плесень. Так что все будет. Дайте только срок.

СГ: Какова, с вашей точки зрения, современная сумская (и - шире - провинциальная) культурная ситуация? В своё время (2001 г.), описывая Сумы как крайне люмпенизированный город, вы говорили о существовании артиста в условиях гетто. Что-то с тех пор изменилось?
Владимир: Изменилось в лучшую сторону. Оранус поглотил практически всех люмпенов, и они теперь моментально, как инфузории-туфельки на уколы, реагируют на вау-импульсы. Им больше не нужно шататься по городу в поисках приключений, им теперь нужно зарабатывать на новый мобильник. Артисты, наоборот, вместе с уменьшением тарифов на подключение к Интернету получили вожделенную и не только провинциальную аудиторию. Теперь не нужно ехать в столицу, чтобы закатывать кал в баночки: заниматься искусством можно дома. В Сумах, в частности, кроме студии "ЗАЗО", которая занимается оформлением альбомов ХАМЕРМАН ЗНИЩУЄ ВІРУСИ, появились потрясающие художники - Саша Одеколон и Веталь Дерзкий. И это ни фига не провинциальный уровень.
Кроме того, когда на сумском этапе существования ХАМЕРМАН ЗНИЩУЄ ВІРУСИ я работал культурным обозревателем в сумской газете, ко мне относились как к придурку. Талантливому, но все же придурку. А теперь мои друзья, которые работают в провинциальных СМИ, стали уважаемыми людьми, ключевыми коммуникаторами, лидерами мнений, экспертами. Теперь их слово имеет совсем другой вес. Это же касается и веса их творческих испражнений. Они стали респектабельны и приняты в престижных домах. Вау!

СГ: Мат и обсценная лексика в общественном сознании вытесняемы в низовые пласты культуры. Тематика вашего творчества, по большей части, табуирована. Вас не пугает роль "запретного плода", несанкционированного развлечения, интересного публике постольку поскольку?
Владимир: Ну, во-первых, спасибо за комплимент, потому, что некоторые критики считают тематику нашего творчества дешевой банальщиной. А во-вторых, только запретный плод интересен публике. Только несанкционированное развлечение будоражит кровь и щекочет нервы. К сожалению, это реальность: никто не смотрит Бергмана, все качают порнуху. Поэтому свою задачу как артистов мы видим в том, чтобы под видом порнухи втюхивать зрителю смыслы, заставляющие мозг работать неправильно. Как таблетки в "Матрице". Да, ебать собак нехорошо, но ведь некоторые только так могут ощутить себя полным говном. А ощущение собственного ничтожества - это уже первый шаг на пути к выздоровлению.

СГ: Считаете ли вы реакцию публики на своё творчество здоровой? Случаи агрессии (приходилось читать, что посетители дважды нападали на вас после концертов) по отношению к вам - это болезнь роста или неизлечимое деградантство?
Владимир: Как чистокровный украинец отвечу вопросом на вопрос. Где вы видели здоровых людей, которые выдают здоровую реакцию? Люди, которые хотели нас отпиздить - носители целой кучи комплексов, люди, которые пляшут у нас под сценой воспринимают весь пафос нашего творчества на ха-ха. Что тоже проблема. А у нас с Альбертом проблем еще больше, чем у тех и других вместе взятых: мы потакаем одной и провоцируем другую аудиторию на неадекватные поступки. Причина наших проблем - болезненная страсть к самовыражению. Но если отнять у нас возможность спускать пар таким образом, мы станем еще страшнее, и тогда всяким козлам, которые мешают нам жить и выступать, будет доставаться как бы вообще ни за что.

СГ: Хотели бы вы жить в обществе, где ваше творчество не считалось бы эпатажным?
Владимир: Давайте я расскажу вам одну историю. Однажды Марчелло Мастроянни ехал по горному серпантину и, усевшись на заднем сиденье, по привычке курил. К тому времени Мастроянни настолько пристрастился к никотину, что выкуривал по три пачки в день. Три пачки в день - это значит, что курил он, не переставая, одну за другой. И вот машину Мастроянни догоняет спортивное купе, и молодой парень, сидящий за рулем, говорит мэтру, который докуривает очередную сигарету: "Мистер Мастроянни! Я могу за пять минут отучить вас от курения". А Мастроянни и отвечает: "Молодой человек, я потратил 30 лет своей жизни для того, чтобы научиться выкуривать по три пачки в день, а вы так быстро хотите все испортить". Да... Мы с Альбертом тоже потратили немало времени и сил для того чтобы нас считали эпатажными артистами, провокаторами, возмутителями спокойствия, уродами в большой семье приличных украинских артистов, а вы хотите поселить нас в окружение таких же идиотов? И для кого тогда мы будем выступать? Кто будет ходить на наши шоу? Нет, нет, только не это.
Когда-то мы проводили мастер-класс для молодых музыкантов, которые пытаются пародировать стиль ХАМЕРМАН ЗНИЩУЄ ВІРУСИ и возмущаются наличием в Украине огромного количества арт-шлака наподобие... ну, включите телевизор и всех их вы увидите в прайм-тайм. "Доколе?", - кричала молодежь. А мы их успокаивали и говорили, что блевотина, которую показывают по телевизору - прекрасный контекст для такого, как вы, отребья. Как только музыкал пропадет, не будет фона, на котором группы вроде ХАМЕРМАН ЗНИЩУЄ ВІРУСИ будут выигрышно смотреться.

СГ: Где для вас проходит граница эпатажа, переступать которую вы не будете? Каково ваше отношение к такому явлению как Национальная комиссия по вопросам морали?
Владимир: Я бы не стал говорить о границах в контексте творчества. Творчество - пожалуй, единственное, что осталось безграничного у человека. И свобода творческого самовыражения порой невозможна без, например, членовредительства. Помните рассказ Акутагавы о художнике, которому поручили написать картину "Муки ада" с девушкой в горящей карете? Такое зрелище бедолага даже представить не мог, поэтому заказчику пришлось посадить в карету дочь художника, облить все это саке и бросить туда петарду. Или что там они в XII веке бросали? Художник мог бы ее вытащить, но великая сила искусства оказалась сильнее великой силы любви к детям. Девочка сгорела, зато картина вскоре была готова. Такая история... Поэтому, наверное, границ быть не может.
Вот недавно мы придумали идеальный вариант исполнения песни "Изотоп": поем мы песню, а публика в зале праздно поедает попкорн, запивая его пепси-колой. И вот наступает кульминация - припев. Мы поем "Украина, Украина, ярко светит изотоп! Украина, Украина, после нас, блядь, хоть потоп". И в это время зрители в зале один за другим начинают вспыхивать как факелы, гореть и ярко-ярко светиться как изотопы тяжелых металлов. Мы, правда, пока еще не придумали, как это реализовать.
А Национальная комиссия по вопросам морали - это плевок в лицо демократии, свободе слова и самовыражения. Ее нужно нахуй разогнать или поймать чиновников на употреблении внутривенных наркотиков, или во время полового акта с несовершеннолетними проститутками-транссексуалами. У нас ведь сапожники всегда ходят без сапог, и в комиссиях по вопросам морали просто обязаны работать аморальные персонажи.

СГ: Насколько политизировано ваше творчество? Либретто, посвящённое революции-2004 (журнал "Наш" №1/05), "Витрянка-тур" - формалистические изыски или проявление пресловутой гражданской позиции?
Владимир: Наше творчество политизировано прямо пропорционально нашей жизни. А в жизни что? Политики всех уже реально заебали. И вот наше творчество существует в рамках этих противоречий: с одной стороны, политика - это абсолютно все и, следовательно, мы политическая группа; с другой - большую политику олицетворяют уроды, от которых всех уже тошнит. Я, если шо, голосовал против всех. Так что с гражданской позицией в группе полный порядок.

СГ: Суржик как вербальная форма самовыражения в творчестве навеян средой обитания?
Владимир: Суржик - это прекрасный способ написания текстов, когда ты можешь комбинировать слова таким образом, чтобы они четко попадали в ритмическую структуру. И если, например, в предложении на русском есть лишний слог, то проще всего вставить туда украинское слово. И наоборот. Я долгое время об этом не говорил, но незаметно для самого себя вдруг вырос как автор слов к песням и теперь этот метод не использую. Последние 777 текстов написаны на чистом русском языке. И, кстати, без политики тут тоже не обошлось. В последнее время по-украински стало говорить слишком много людей: бюрократы, менты, ГАИшники, Симпсоны и Брэд Питт. А я всегда был за равновесие, за золотую середину.

СГ: Почему, на ваш взгляд, столь слабо развит стёб в украинской музыке? Мне кажется, по сравнению с Россией, например (ДК, НОМ, Александр Лаэртский, Псой Короленко, ЛЕНИНГРАД и т.д.), у нас наблюдается ощутимый дефицит артистов данного профиля.
Владимир: У нас все очень высоко мнения о себе и своих талантах. Это нужно пережить. Никто не ждет, что Таисия Повалий споет песню про то, как ей меняли челюсть. И Иво Бобул не споет про то, как поклонники пишут ему письма с просьбой сделать липосакцию и подтяжку кожи на лице. Вот старый Маккартни почему-то поет, что у него в мозгу уже памяти не хватает, а наши чего-то корчат из себя священных коров. Проще нужно к себе относиться. Но молодежь почему-то ведется на этот пафосный дискурс и сама лезет туда же. В результате артисты выглядят очень дорого, а меня, как предвзятого слушателя, от их творчества клонит в сон, а то и на рвоту.

СГ: Какова роль вашей профессиональной деятельности в творчестве? В какой мере когнитивный диссонанс от учительства в школе и многолетняя работа в компании альфа-самцов из "мужских" журналов сублимируются в материале группы?
Владимир: Ну, диссонанса особо никакого не было. Я, когда попал в школу, быстро навел там свои порядки: троечники приносили мне кефир, двоечники - мороженое, а хорошистами там были только девочки. Они все время льстили и улыбались. Какой диссонанс? Альфа-самцы тоже оказались очень приятными, сговорчивыми людьми: у нас не было даже намека на мач-конкуренцию. Так что не удивительно, что все это отпечаталось в наших песнях: наверное, так я подсознательно хотел отблагодарить всех, с кем мне пришлось работать. Не обошлось, конечно, без рукоприкладства и халтурных статей, но в том-то и отличие творческого человека от посредственности, что творческие люди могут обратить свои минусы, например, в музыку, или стихи.

СГ: ХАМЕРМАН ЗНИЩУЄ ВІРУСИ - это, пожалуй, текстоцентричная группа. Под чьим влиянием протекает ваше творчество, если вы можете это констатировать? Шире - что читаете, что вдохновляет?
Владимир: Я читаю только то, что советует жена. А ей нравится выпускаемая "Иностранкой" серия "Иллюминатор". Там, кроме всего прочего, вышли три романа Дэвида Лоджа. Это британская университетская крыса. Очень образованная. Он начинал как представитель английского структурализма вместе с бодриярами и делезами. Но, в отличие от французов, ушел в беллетристику. Вот если бы, скажем, Умберто Эко писал для "Монти Пайтона", то это было бы очень похоже на Лоджа. После того, как мы прочитали переведенные книги, мы купили еще пять романов на английском. Жена прочитала все, а я начал и в который раз убедился, что английский - очень бедный, плоский язык. Короче, не радуют меня оригиналы. Теперь жду переводов. А их все нет. А больше жена мне ничего не подсовывает, потому что у нас родился Николай, и она уже долго ничего не читает. А если воспринимать текст так, как предлагает Деррида, то меня вдохновляет огромное количество текстов. Последний, кто меня поразил - австралийский гитарист Томми Эммануэль, который, как и Чет Эткинс в свое время, одновременно играет сразу три партии: ритм, бас и соло. Я вообще гитарных дрочил не люблю, но Томми - это совершенно другое. До этого был Джон Вандерслайс, до этого Эндрю Бёрд. Но все они отходят на второй план по сравнению с Николаем, который теперь навсегда стал самым влиятельным на мою жизнь текстом.

СГ: Так всё же: "плюнуть чы ковтать"?
Владимир: Это зависит от того, подставлять ли левую щеку после того, как тебя ударили по правой.

Фото: Витаминка (1, 2), Федор ИЗСУМ (3, 4)
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Статьи Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006