Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

Праздник белорусской дуды (TESTAMENTUM TERRAE и СТАРЫ ОЛЬСА в ОКЦ, Брест, 27.01.2012)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Статьи
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1058
Откуда: Беларусь

Сообщение 10 Фев 2012, 11:28 - Праздник белорусской дуды (TESTAMENTUM TERRAE и СТАРЫ ОЛЬСА Ответить с цитатой

К сожалению, сегодня о белорусской музыкальной культуре прошлого - как народной, так и профессиональной - нам известно очень немногое. Могу это утверждать как человек, ведущий в Брестском государственном университете им. А. С. Пушкина курс под названием "История отечественной музыкальной культуры". Под отечественной, наряду с белорусской музыкой, понимается русская. И в этом ничего плохого не было бы, если б не одно весьма существенное "но": по объему изучаемого материала русская музыкальная культура в разы превышает белорусскую. В 2008 году Министерство образования Республики Беларусь разослало учебные программы, в которых изучение истории белорусской музыки вообще было сведено к нескольким вопросам.

Казалось бы, любой желающий может изучать родную музыкальную культуру самостоятельно. Но при этом он не только потерпит неудачу, но и будет введен в заблуждение. Учебники истории белорусской музыки, переиздающиеся в настоящее время, по-прежнему содержат скудные сведения о народной и профессиональной музыкальной культуре прошлого. На помощь глубоко интересующимся могли бы прийти специализированные монографии и сборники научных работ, но они выпускаются мизерными тиражами, а потому не попадают ни в продажу, ни даже в областные библиотеки...

Например, в любом учебном пособии и научно-популярном издании можно прочитать, что белорусская дуда - это волынка. И впрямь белорусская дуда внешне очень похожа на волынку. Она представляет собой мешок из кожи с небольшой трубочкой-"соском", которую игрец на дуде наполняет воздухом, и несколькими игровыми трубками с пищиком из птичьего пера или камыша. Дударь надувает инструмент и нажимает на него локтем левой руки. Звук белорусской дуды отличается необычайной силой и резкостью, - я бы даже сказал, пронзительностью...

Этот старинный инструмент получил распространение на территории Великого Княжества Литовского (в состав которого входила и Беларусь) еще в XVII веке. В те времена дударь был неизменным атрибутом всех народных праздников, включая Рождество, Пасху и Праздник урожая. Сегодня налицо возрождение старой доброй традиции: в стране проводятся фестивали и концерты дударской музыки, а рок-группы, ориентированные на белорусский фольклор, включают дуду в свой инструментарий...

Главную идею Праздника белорусской дуды я бы кратко сформулировал следующим образом: отстоять и утвердить национальную самобытность полузабытого белорусского музыкального инструмента. Частная задача подчинена более общей - возрождению белорусских обычаев, обрядов и традиций.

Концерт состоял из двух неравных по времени частей-отделений. Его участники постарались воссоздать атмосферу прошлого не только музыкально, но и визуально: музыканты TESTAMENTUM TERRAE и СТАРЫ ОЛЬСА выступали в белорусских средневековых костюмах. На протяжении всего концерта глаз утонченного эстета радовали проецируемые на экран, расположенный позади сцены, изображения европейских средневековых замков; промелькнули и два белорусских - Мирский и Несвижский.

Первыми на сцену вышли TESTAMENTUM TERRAE и в качестве приветствия сыграли украинский народный танец гопак. Только украинский ли?.. Тут мне снова придется углубиться в научные дебри.

Белорусскую музыку категорически недопустимо рассматривать в отрыве от музыки России, Украины, Польши, Литвы и Латвии. Музыкальные культуры перечисленных стран вольно или невольно пересекались, вступали в контакт друг с другом, испытывали взаимное влияние. Порой одни и те же композиторы обогащали музыкальные культуры разных стран: к примеру, творчество Михала Казимижа и Михала Клеофаса Огиньских, Войцеха Длугорая, Станислава Монюшко и многих других стало национальной гордостью не только Польши, но и Белоруссии. Нередко те или иные песни, танцы, сказания и другие фольклорные образцы "перекочевывали" через границу и становились национальным достоянием народа соседней страны... Вероятно, так произошло и с гопаком, который "бежал" через украинскую границу и распространился в южных областях Беларуси.

Первое отделение концерта вел лидер TESTAMENTUM TERRAE Юрась Панкевич. Он немного рассказал о группе и объяснил, что ее название переводится с латыни как ЗАВЕТ ЗЕМЛИ. Перед исполнением почти каждой композиции Юрась давал развернутые комментарии и рассказывал о древних обычаях, о которых идет речь в песнях. В основном звучал материал из последнего альбома "Angleze", выпущенного в 2010 году.

TESTAMENTUM TERRAE дали новую жизнь белорусским песням, записанным польско-белорусским этнографом, фольклористом и археологом конца XIX - начала XX вв. Михалом Федоровским в Западной Беларуси (на территории современных Брестской и Гродненской областей). Таковы народные песни "Шлях Караля" ("Путь Короля") и "Англеза Шагам Прамінада" ("Англеза Шагом Променада"). С последней - которая, по сути своей, являет собой одновременно и песню, и танец - связана легенда, которую Юрась поведал зрителю.

Англез, или англеза (от французского "anglaise" - английский) - собирательное обозначение английских танцев. Михал Федоровский приехал в белорусскую деревню и услышал "Англезу..." из уст неграмотной бабульки. Представьте, каково было его удивление! Откуда она, не умевшая писать и читать, могла знать об этом танце? Загадка.

В репертуаре TESTAMENTUM TERRAE много обработок танцев разных народов: кроме упомянутых гопака и англезы, прозвучали краковяк и тарантелла неаполитана. Также в исполнении группы уже стали популярны белорусские народные песни - "Гандзюленька" (уменьшительно-ласкательное имя, производное от "Анна"), "Каваль" ("Кузнец"), и "Пра Птушку Вераб'я" ("О Воробушке").

А еще TESTAMENTUM TERRAE делает великолепные каверы-версии западных поп- и рок-вещей. Свое выступление они закончили инструментальной пьесой Дика Дейла из "Криминального чтива", вызвав бурный восторг зрителей.

После непродолжительного перерыва на сцену вышла группа средневековой и барочной музыки СТАРЫ ОЛЬСА и начала свое выступление исторической песней "Ехаў Ліцвін Ды Па Сініх Водах". Второе отделение вел лидер группы Змицер Сосновский.

Выступления СТАРОГО ОЛЬСЫ правильнее называть концертами-дискотеками-лекциями. Змицер профессионально изучает белорусскую средневековую музыку и старается, насколько это возможно, транслировать свои знания зрителям. Честно признаюсь: до концерта я не знал, чем отличается белорусское барокко от западноевропейского. Оказывается, ни в одной из стран Европы никогда не сочетались лютня и дуда. А в Беларуси в XVIII веке для такого дуэта (или для ансамбля, в состав которого входили оба инструмента) было создано великое множество произведений. Сосновский также немного рассказал о некоторых музыкальных инструментах, специально изготовленных по чертежам XVI - XVIII вв., показал, как они выглядят и звучат: это дуда, в честь которой был устроен праздник, струнные инструменты - щипковые лютня и цистра, смычковый ребек. При этом большая часть перечисленных инструментов имеют свои разновидности и строи. Также Змицер посетовал на одно большое неудобство при игре на колесной лире: она постоянно расстраивается, и лирник значительную часть жизни тратит на ее настройку...

Группа исполнила несколько инструментальных номеров из сборника барочной музыки "Полацкі Зшытак" ("Полоцкая Тетрадь"), из которых мне запомнились "Танец", "Niemiec", "Слічна Квеце" (в приблизительном переводе с польского - "прекрасный цвет", любовное обращение к девушке) и "Drygula". Зрители собирались у сцены и водили хороводы. Танцевальные номера чередовались с духовными песнопениями и рыцарскими песнями. Сосновский сотоварищи возродили к жизни "Ave Maria", написанную неизвестным автором в XV веке на текст католической молитвы. А рыцарскую "В Корчме" пел весь зал! Прозвучало несколько новых песен, названия которых мне неизвестны. Группа по обыкновению закончила выступление своеобразной музыкальной шуткой, в которой переплелись средневековые и современные мелодии. Рифф из "Smoke On The Water" был сыгран на дуде. Великолепное шоу с дым-машиной давно любимо фанатами СТАРОГО ОЛЬСЫ и стало "фирменным знаком" группы.

Поделюсь еще одним наблюдением. В фойе ОКЦ продавались диски белорусскоязычных исполнителей, книги белорусских поэтов и даже некоторые музыкальные инструменты. И представьте себе: вся национально ориентированная продукция разметалась с молниеносной скоростью! Казалось бы, это должно только радовать. Но, с другой стороны, белорусские диски и книги можно приобрести только на подобного рода мероприятиях. В государственных и негосударственных точках, торгующих дисками, правит бал российская попса, в меньшей степени - русский рок. Примерно такая же ситуация и с книгами. Есть над чем задуматься...

Концерт групп TESTAMENTUM TERRAE и СТАРЫ ОЛЬСА произвел очень хорошее впечатление. Большое спасибо промо-группе "Зал ожидания" и лично Змицеру Назарову за возможность прикоснуться к настоящему, высокому белорусскому Искусству.

Фото: Юлия ХАТЫПОВА
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Статьи Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006