Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

Анатолий Обыдёнкин - "Произвольная космонавтика. Время колокольчиков version 2.0"
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Игорь Лунев
Автор


Зарегистрирован: 06.08.2007
Сообщения: 110

Сообщение 07 Сен 2009, 09:51 - Анатолий Обыдёнкин - "Произвольная космонавтика. Время Ответить с цитатой

(с) Рязань, "Край", 2006

Анатолий Обыдёнкин до сих пор занимается организацией концертов любезных его сердцу авторов-исполнителей. "Произвольная космонавтика" - так назывался фестиваль, проведённый им в Москве; так же Анатолий назвал и свой труд, посвящённый творчеству двенадцати особо заинтересовавших его артистов: Шамиля Абрярова, Константина Арбенина, Михаила Башакова, Лилии Борисовой, Григория Данского, Сергея Калугина, Олега Медведева, Александра Непомнящего, Тимура Шаова, Зои Ященко, Умки и Ермена Анти. К несомненным достоинствам данного труда следует отнести его построение: краткая статья о творчестве автора, интервью с ним и подборка его текстов - и так о каждом из вышеназванных. В результате книга действительно даёт представление о том, чем занимаются эти люди, и что они думают о жизни. И читается легко. Ещё один правильный ход Анатолия: поскольку в книге речь идёт об авторах песен, к книге прилагается диск с записями. Тем самым подчёркивается, что песня - произведение цельное, и рассматривать её без существенной её части, музыки, нежелательно.

Теперь собственно о содержании. Анатолий, хоть и оговаривается в предисловии, что выбор персоналий здесь - дело его личного вкуса, всё же пытается усмотреть в творчестве выбранных нечто общее, выявить некое особое культурное явление, называемое им "промежуточным жанром". А меж тем у большинства авторов общее только то, что живут и творят они в один и тот же период истории человечества и сочиняют тексты на русском языке. Говоря "промежуточный жанр", Анатолий подразумевает, что промежуточный он между так называемой "авторской песней", а проще говоря, КСП, и так называемым "русским роком". Поскольку понятия эти надуманные, и реально нужны, пожалуй, только продавцам аудио/видеопродукции (чтобы удобнее было по полочкам товар раскладывать), то и с обозначенным Анатолием явлением получается незадача. "Притягивание за уши" получается. Но забавно: при этом любой, кто в теме, поймёт, о чём или о ком речь. А вот попробуйте объяснить, что это всё значит, даже не инопланетянину, а какому-нибудь бушмену. В чём разница между хард-роком и романсом или между хореем и хокку, он поймёт, а тут... Мы-то просто привыкли. А если задуматься, то с музыкальной точки зрения КСП - это упрощённый романс, а русский рок как самостоятельное музыкальное явление только начинает появляться (а то, что часто понимается под этим словосочетанием, вообще не есть особый музыкальный жанр, а просто разнообразные варианты рок-музыки с текстами на русском). И, что бы ни говорили и ни писали, никаких самостоятельных поэтических течений эти т. н. жанры не породили. Нет никакой рок-поэзии... Потому осмелюсь заявить, что и жанр, описываемый Анатолием, не существует. А что существует? Российская песенная культура, живая и развивающаяся - она постоянно обогащается, заимствуя и перерабатывая что-то из других культур. Так было во все века существования русской культуры - надо ли как-то выделять в этом плане нынешние времена?

Есть ещё нечто общее у всех представленных Обыдёнкиным авторов: они, несомненно, не только талантливы, но и весьма ярко свой талант реализуют (или реализовали - ибо кое-кто уже отошёл в мир иной). А вот дальше начинается разнобой. Ибо эти авторы не просто по-разному сочиняют, исполняют разную музыку - мировоззрения их порой кардинально отличны друг от друга. Что значительно важнее. И здесь картина удручающая: более или менее ясные взгляды на жизнь демонстрируют разве что Калугин, Непомнящий и Ермен. Остальные имеют ту же "кашу в головах", что ныне присутствует не только у пост-советской интеллигенции (а именно к этой прослойке принадлежат основные слушатели т. н. "промежуточного жанра"), но и вообще у большинства жителей СНГ. И это мироощущение вкупе с безоговорочным культом индивидуализма разделяет и сам Анатолий Обыдёнкин, что накладывает на его труд определённый отпечаток. И потому, например, суждения его и некоторых его собеседников о Русской Православной Церкви откровенно нелепы и мало отличаются от суждений каких-нибудь горлопанов из чрезмерно либеральных СМИ. Говоря о "каше в голове", я намеренно обобщаю - каждый из представленных в книге авторов по тем или иным поводам заявлет что-то дельное, интересное, касается ли это музыки, поэзии, способов жизни в обществе, где твоё творчество не особо востребовано, идеологии или социальных перипетий. Но, к сожалению, всегда идёт возврат вот к этой невнятности, часто выдаваемой у нас за особую мудрость. Это отражается и в поэтических текстах. Когда-то один из героев книги на мой частный вопрос о его религиозных и философских представлениях ответил (цитирую не дословно), что ему многое интересно, но ни во что он не хочет влезать глубоко. Вот это очень характерно. Может быть, появится позже исследование, где будет рассмотрена проблема: огромное количество талантливых и ярких людей в 80-е, 90-е, 2000-е годы оставались и продолжают оставаться внутри своих по сути романтических мирков, а потому и отдельные культурные всплески (вроде того, который теперь называют "рок-революцией 80-х") не повлияли существенным образом на жизнь в России. Мирки эти называются по-разному: "авторская песня", "текстоцентричный русский рок", есть ещё ролевые игры... В сознании Анатолия Обыдёнкина и его единомышленников существует ещё один такой мирок - Анатолий назвал его "промежуточным жанром".
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андрей Головкин
Автор


Зарегистрирован: 02.05.2007
Сообщения: 658

Сообщение 07 Сен 2009, 10:45 - Re: Анатолий Обыдёнкин - "Произвольная космонавтика. Вр Ответить с цитатой

Игорь Лунев
...более или менее ясные взгляды на жизнь демонстрируют разве что Калугин, Непомнящий и Ермен. Остальные имеют ту же "кашу в головах"...

Это у Умки-то каша в голове? Не смешите.

Игорь Лунев
И потому, например, суждения его и некоторых его собеседников о Русской Православной Церкви откровенно нелепы и мало отличаются от суждений каких-нибудь горлопанов из чрезмерно либеральных СМИ.

Игорь, а примеры откровенно нелепых суждений СМИ-горлопанов о РПЦ не приведете? Их всякому узнать полезно, чтобы невзначай в горлопаны-то не угодить.


Последний раз редактировалось: Андрей Головкин (07 Сен 2009, 14:33), всего редактировалось 1 раз
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1061
Откуда: Беларусь

Сообщение 07 Сен 2009, 11:26 - Re: Анатолий Обыдёнкин - "Произвольная космонавтика. Вр Ответить с цитатой

> И, что бы ни говорили и ни писали, никаких самостоятельных поэтических течений эти т. н. жанры не породили. Нет никакой рок-поэзии.

Браво, Игорь!
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Игорь Лунёв
Наш человек
Наш человек


Зарегистрирован: 13.08.2007
Сообщения: 604

Сообщение 07 Сен 2009, 18:05 - Re: Анатолий Обыдёнкин - "Произвольная космонавтика. Вр Ответить с цитатой

Андрей Головкин
Не смешите.

Да как-то и не собирался в данном случае.


Игорь, а примеры откровенно нелепых суждений СМИ-горлопанов о РПЦ не приведете? Их всякому узнать полезно, чтобы невзначай в горлопаны-то не угодить.
Ну, вот, например, считаю откровенно нелепыми суждения, вроде "Церковь? Видал я этих попов, врут они всё, а сами на дорогих машинах ездят..." Ещё много разных примеров есть. Анатолий Обыдёнкин, например, где-то в своей книге высказывается так: "...Православие наше несуразное". Дело в том, что как правило, подобные высказывания допускают люди, которые никогда не давали себе труда узнать побольше о том, о чём они имеют столь радикальное мнение. Надеюсь, я объяснил понятно. Андрей, думаю, здесь эту тему не стоит развивать, а то Игорь опять скажет, что флуд...
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 07 Сен 2009, 20:49 - Re: Анатолий Обыдёнкин - "Произвольная космонавтика. Вр Ответить с цитатой

Игорь Лунёв
а сами на дорогих машинах ездят..."
"...Православие наше несуразное".

узнать побольше о том, о чём они имеют столь радикальное мнение. Надеюсь, я объяснил понятно. Андрей, думаю, здесь эту тему не стоит развивать, а то Игорь опять скажет, что флуд...

Скажу, если это уйдет далеко от книги Обыденкина. Например, в сторону действительно радикальных мнений (как то, скажем, что РПЦ - это сборище кликуш и мракобесов).
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Румянцев Дмитрий
Почти мембер
Почти мембер


Зарегистрирован: 11.07.2007
Сообщения: 85
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 09 Сен 2009, 00:37 - Ответить с цитатой

Каша в голове у Умки? Very Happy
Сдается мне что все кто плохо высказываются о единственно верной религии "Православие" у тебя сразу имеют кашу в голове Smile
Это не серьёзно.

Я с таким подходом могу сказать, что каша в голове у тебя. Smile Православная такая каша Smile

Не обижайся только Wink
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Екатерина Борисова
Site Admin


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1905
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 09 Сен 2009, 09:17 - Ответить с цитатой

Вот, кстати, да. Атеизм (или приверженность любой другой религии, кроме православия) равняется отсутствию ясных взглядов на жизнь ("каше в голове") - это, мягко говоря, абсурд.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Игорь Лунёв
Наш человек
Наш человек


Зарегистрирован: 13.08.2007
Сообщения: 604

Сообщение 09 Сен 2009, 12:09 - Ответить с цитатой

Ну, нет, уважаемые, передёргивать-то не стоит.
Высказывания о Православии – это одно, а моё мнение о «каше в голове» - это другое. Ведь я же в пример привёл не только Калугина и Непомнящего, но и Ермена, чьи взгляды я по большей части не разделяю, и чьё творчество мне не близко по ряду причин.
Из остальных же никто не объявил себя ни убеждённым атеистом, ни хотя бы предпочитающим какую-то традицию. Т. е. отовсюду понемножку, чуть-чуть из христианства, чуть-чуть из язычества, чуть-чуть откуда-нибудь ещё (перечислять уж не стану, простите) – вот это я и называю «кашей в голове».
Так что данная претензия не принимается. Smile
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Екатерина Борисова
Site Admin


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1905
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 09 Сен 2009, 12:13 - Ответить с цитатой

Игорь Лунёв
Так что данная претензия не принимается. Smile

Тогда появляется другая: а зачем, собственно, в таком случае в тексте фраза об РПЦ? "Притягивание за уши" получается - если твоими же словами.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Андрей Головкин
Автор


Зарегистрирован: 02.05.2007
Сообщения: 658

Сообщение 09 Сен 2009, 12:39 - Ответить с цитатой

Игорь Лунёв
Из остальных же никто не объявил себя ни убеждённым атеистом, ни хотя бы предпочитающим какую-то традицию. Т. е. отовсюду понемножку, чуть-чуть из христианства, чуть-чуть из язычества, чуть-чуть откуда-нибудь ещё (перечислять уж не стану, простите) – вот это я и называю «кашей в голове».


Для вас, Игорь, отношение к религии - вещь важная, а для кого-то - второстепенная. Соответственно, и мерила разные. Т.е. "каша" - понятие относительное, субъективное.
Кстати, самые убежденные и непоколебимо верующие в кого-то (или что-то) люди зачастую бывают по сути весьма закостенелы, и у них в головах вместо т.н. вами "каши"... Ну, сами понимаете.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Игорь Лунёв
Наш человек
Наш человек


Зарегистрирован: 13.08.2007
Сообщения: 604

Сообщение 10 Сен 2009, 02:52 - Ответить с цитатой

Екатерина Борисова
Тогда появляется другая: а зачем, собственно, в таком случае в тексте фраза об РПЦ?
Эта фраза иллюстирует малую осведомлённость автора книги о том, о чём у него в то же время имеется столь конкретное мнение. И подобная двойственность - как раз очень распространённое явление в среде любителей "промежуточного жанра". На самом деле, автор мог так же выразиться и об исламе, и о буддизме, если бы у нас в стране какая-то из этих религий была традиционной. Православие для многих из нас - часть привычного фона. Каковы бы ни были личные религиозные (или антирелигиозные) воззрения человека, ему кажется, что традиционная для его народа религия - это хорошо знакомая часть его жизни. На самом деле знаем мы очень мало, судим поверхностно. Оно и неудивительно - воспитаны мы в "совке", а ныне живём в "пост-совке".
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Екатерина Борисова
Site Admin


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1905
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 10 Сен 2009, 03:45 - Ответить с цитатой

Ты сам себе противоречишь. Воспитаны мы в "совке" - если говорить и о нашем с тобой поколении, к которому относится и большинство героев книги - но при этом православие для нас почему-то - "часть привычного фона". Ты пионером-комсомольцем был? Был ведь. И где там фоном православие?
Я не знаю, конечно, может, твои родители или бабушки-дедушки иконы по углам расставляли. Бывали и такие семьи. В деревне, где я проводила лето, в доме бабушки моей подруги детства в углу была икона. И для меня это было так же удивительно и непонятно, как если бы у нее в углу висел австралийский бумеранг. То есть - полнейшая экзотика.
А потом, в школе уже учась, я ходила в Эрмитаж, и там картины на библейские сюжеты для меня стояли в одном мысленном ряду с картинами на сюжеты греческих мифов.
Мои друзья, сколь я знаю, реагировали так же.

И сейчас меня, честно говоря, сильно раздражает, что эту мифологию и эти бумеранги мне вменяется чуть ли не в обязанность считать чем-то большим, чем частью общемировой истории и культуры. Подозреваю, что многие герои этой книги в той или и ной степени реагируют схожим образом. Как ты сам описываешь - "чуть-чуть из христианства, чуть-чуть из язычества, чуть-чуть откуда-нибудь ещё..." Довольно-таки понятная и объяснимая позиция начитанного человека, интересующегося историей и культурой, но не испытывающего надобности упираться лбом во что-то одно.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Игорь Лунёв
Наш человек
Наш человек


Зарегистрирован: 13.08.2007
Сообщения: 604

Сообщение 10 Сен 2009, 13:52 - Ответить с цитатой

Андрей Головкин
Для вас, Игорь, отношение к религии - вещь важная, а для кого-то - второстепенная. Соответственно, и мерила разные. Т.е. "каша" - понятие относительное, субъективное.
Кстати, самые убежденные и непоколебимо верующие в кого-то (или что-то) люди зачастую бывают по сути весьма закостенелы, и у них в головах вместо т.н. вами "каши"... Ну, сами понимаете.
Скажу сразу, Андрей, об отношении автора книги к религии и религиозности вообще я ничего не знаю, кроме того, что как-то проступает в книге. Поэтому задумаюсь о том самом Вашем гипотетическом человеке, для которого отношение к религии - "вещь второстепенная". И задамся вопросом: "Ежели это так, то зачем он касается религии в своих высказываниях? Ведь он, кажется, хочет сказать нам о чём-то для него важном? А говорит то и дело о неважном..." Кстати, это вообще беда так называемой "рок-поэзии" - частое употребление "для красного словца", чтоб песня понтовей слушалась, терминов и выражений из самых разных областей человеческой жизнедеятельности, часто связанных именно с религией или философией (оттуда термины звучат наиболее грандиозно). Попытки же призвать пиитов к объяснениям считаются занудством.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Игорь Лунёв
Наш человек
Наш человек


Зарегистрирован: 13.08.2007
Сообщения: 604

Сообщение 10 Сен 2009, 14:19 - Ответить с цитатой

Екатерина Борисова
Ты пионером-комсомольцем был? Был ведь.
Пионером был, а вот комсомольцем не был. Причём не вступил в комсомол вполне сознательно.
В деревне, где я проводила лето, в доме бабушки моей подруги детства в углу была икона. И для меня это было так же удивительно и непонятно, как если бы у нее в углу висел австралийский бумеранг. То есть - полнейшая экзотика.
Катя, нет противоречия. Во-первых, ты всё же говоришь в основном о себе, о своей личной истории. По большому счёту, я могу ведь описать и мои собственные очень похожие ощущения - я не был воспитан в религиозной семье. Всё это так, экзотика... Может, я не очень внятно выражаю свою мысль. Но! Я говорил о распространённом у людей восприятии окружающих их реалий - это не значит, что оно таково у всех поголовно. Во-вторых, я как раз и имею ввиду, что вот такая привычка к определённым внешним символам (всё-таки храмы православные (хотя часто и поруганные), иконы и ты встречала в своём детстве чаще, чем австарлийские бумеранги, согласись, да и в русском языке, на котором мы учились говорить, очень много выражений именно из христианского лексикона) вовсе не означает какой-либо близости сознательной к тому миру, в котором эти символы выработаны.
И сейчас меня, честно говоря, сильно раздражает, что эту мифологию и эти бумеранги мне вменяется чуть ли не в обязанность считать чем-то большим, чем частью общемировой истории и культуры.
Признаюсь тебе, меня самого это грешным делом раздражает. Причём, именно как верующего человека. Потому, что вот такое навязывание уже на сознательном уровне вызывает у людей закономерное отторжение и только вредит проповеди. Так думаю не только я, но и многие мои единоверцы. Надеюсь, вышесказанное - не совсем флуд, а имеет некоторое отношение и к книге Анатолия Smile
Довольно-таки понятная и объяснимая позиция начитанного человека, интересующегося историей и культурой, но не испытывающего надобности упираться лбом во что-то одно.
Позиция понятна. Только в данном случае выявляется проблема: нынче любое стремление к мировоззренческой определённости воспринимается многими (и не6 только начитанными, наслышанными и видавшими виды) людьми, как упирание во что-то лбом. А мудростью считается этакая "широта взглядов", "неупёртость" ("широта" без глубины, потому и кавычки, к настоящей широте взглядов это не относится). И это ведь касается не только отношения к той или иной религии. Тебе ли не знать, как, например, определённая прослойка "героев самиздата" относится к антифашистам, к анархистам? Хорошо, если с иронией. Прошу заметить, очень многие взгляды анархистов я не разделяю.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Екатерина Борисова
Site Admin


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1905
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 11 Сен 2009, 04:05 - Ответить с цитатой

Ага, ну вот теперь из твоих ответов мне и Андрею я более или менее уяснила твою позицию относительно воззрений и высказываний героев книги (и не только). Позиция мне понятная, вопросов больше не имею. То есть да, я атеистка, а ты нет, но твои рассуждения у меня вызывают понимание и не вызывают отторжения.
Относительно "фонового православия" в виде пословиц, поговорок, церквей можно было бы поговорить отдельно, это интересная и неоднозначная тема - но не здесь, потому что она не связана с твоей рецензией. А вот об употреблении разных философских и религиозных терминов в рок-поэзии (для красного словца или нет) ты мог бы сам написать в одной из следующих рецензий - там, где эти рассуждения будут уместны, то есть где поэзия имеет место. Это тоже было бы, по-моему, интересно.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006