Старый Пионэр Site Admin
Зарегистрирован: 24.10.2003 Сообщения: 2869 Откуда: Арзамас-75
|
20 Сен 2006, 11:42 - к/ф "Начни сначала" (разные издания) |
|
|
Начни сначала
"Мосфильм"
Главный герой этой "музыкальной истории" Николай Ковалев - молодой певец, с успехом исполняющий собственные песни. Его выступления пользуются большой популярностью у молодежи, но с худсоветом филармонии он не находит общего языка. Одна из поклонниц Ковалева, юная Лиза, не очень умело, зато с большим энтузиазмом принимается устраивать его творческую судьбу.
Авторы сценария Александр Бородянский, Александр Стефанович
Режиссер-постановщик Александр Стефанович
Оператор-постановщик Владимир Климов
Художник-постановщик Эдуард Дробицкий при участии Виталия Гладникова
Музыка и текст песен Андрея Макаревича
Музыка песен "В Добрый Час", "Песня Без Слов" Александра Кутикова
Звукооператоры Валентина Ладыгина, Виктор Бабушкин
В главной роли Андрей Макаревич
Роли исполняют:
Лиза - Марьяна Полтева
Холодков -Игорь Скляр и другие.
"Советский Экран" №15'1986
Начнем с конца
Всегда ли фильм, даже запрограммированный на зрительский успех, отвечает высоким критериям художественности? В киноафише много развлекательных лент, это и неплохо. Но по праву ли они заняли столь значительное место на экранах? Задуматься об этом предлагают два отклика* на фильмы текущего репертуара в нашей новой рубрике "Не занимайте места!".
Фильм А. Стефановича "Начни сначала" (сценарий написан им вместе с А. Бородянским) принадлежит к разряду лент о злоключениях "таланта" на пути к "успеху". Зрителю на этот раз предлагается история некоего молодого музыканта, стремящегося попасть в "звезды". Надо сказать, что фильмы о погоне за эстрадным успехом - блюдо, обычное в западном киноменю, предназначенном удовлетворять вкусы "массового" зрителя.
При отсутствии стойкой отечественной традиции "звездных фильмов" постановщику (в свое время уже обращавшемуся к этой теме в фильме "Женщина, которая поет") не оставалось, конечно, ничего иного, кроме попытки перенесения на нашу почву зарубежных приемов-штампов. В качестве прототипа и исполнителя роли главного героя Николая Ковалева выбран один из самых известных представителей русскоязычной поп-музыки, Андрей Макаревич. Поселяют авторы своего героя в мансарду, с большим, видимо, трудом найденную в Москве (не Париж!). Где же еще жить не признаваемому пока таланту? Понятно и почти полное гордое одиночество его - ни родных, ни друзей (этакий "ковбой" от эстрады, "от всех свободен и не должен никому", как поет он сам в фильме). Даже появившуюся было в мансарде сожительницу (все, "как в Париже") наш Коля быстро прогоняет - ему вполне достаточно кратковременных знакомств и бескорыстного обожания некоей юной поклонницы его дарования. Последний персонаж выполняет в фильме двоякую задачу. С одной стороны, Лизавета (М. Полтева) веселит зрителя своей подростково-принципиальной восторженностью и простодушием: защищая кумира от нападок "ретроградов", она слишком часто переходит границы приличия. С другой стороны, от нее мы узнаем, что Николай Ковалев - "поэт божьей милостью", "исповедь поколения", "Некрасов наших дней". Конечно, неумеренные восторги потерявшей голову девчушки сами по себе не многого стоят, но вот бесконечное их повторение в сочетании с уверенностью главного героя в том, что он поэт ("легко говорить", но "трудно сыграть, особенно - спеть"!), может, видимо, кого-нибудь ввести в заблуждение. Количество в данном случае вполне способно перейти в качество. И кто-то, быть может, действительно решит, что имя Ковалева - Макаревича вполне позволительно употреблять рядом с именем создателя "Евгения Онегина" (кай это делает Лизавета).
Не один раз возникает в фильме образ В. Высоцкого. Для создателей картины он является, кажется, символом "поэта" вообще. Но совершенно напрасно авторы постоянно сопоставляют с этим символом своего "живого" персонажа. Подобное сравнение Коле явно не на пользу. Не помогают и тексты А. Макаревича, поющего, например, о том, как после закрытия варьете "эти и те станут друг друга искать в темноте", или о том, что "вагонные ссоры - последнее дело, когда больше нечего пить...".
Нам же хочется начать, так сказать, с конца, попытаться понять, какую все-таки цель преследовали сценарист и режиссер. Если хотели сделать по чужому шаблону местный вариант музыкального фильма о "тернистом пути к успеху", то не следовало, право, таи уж хихикать над представительницей армии эстрадных "болельщиков", ведь именно от них зависит прокатный успех подобных изделий. Если же перед нами действительно, как уверяют афиши, "комедия для молодежи" (смеяться, впрочем, в этой комедии особенно не над чем), то в этом случае теряют всякий смысл споры и рассуждения героев о "высоких материях".
А единственной причиной использования малоизвестных документальных съемок В. Высоцкого придется признать откровенное стремление авторов во что бы то ни стало привлечь к фильму и тех, кому дорог этот актер и поэт. Но тогда непонятно: зачем же одной рукой завлекать зрителя, а другой отпугивать, смеясь над его наивной восторженностью? Это все равно что громкими криками зазывать на базар покупателя, а потом говорить с ним сквозь зубы, набивая цену себе и товару.
Александр ФОМЕНКО
"Огонек" №37, сентябрь 1986
* Второй отклик - на фильм "Миллион в брачной корзине" (прим. ННФ)
"Советский Экран" №10'1987 |
|