15 Дек 2004, 11:07 - Вечный май внутри (зимний САДЪ в "T.I.R.-club", Пс
К приезду белорусских музыкантов Псков словно бы специально принарядился. Снег, до этого выпадавший и тут же таявший, в ночь перед концертом укутал дома и деревья в преждевременные предновогодние наряды, а отличная погода создавала предвкушение праздника. Забегая вперед, скажу, что ощущение это осталось и после концерта, хотя снежная сказка аккуратно растаяла одновременно с отъездом группы на следующий день.
На встречу с музыкантами я, честно говоря, шел с ощущением лёгкого стрёма. За долгие годы вращения в андеграундной среде я всё же больше привык к виртуально-эпистолярному общению. Привык настолько, что зачастую люди, поющие хорошо знакомые песни, и сами уже не кажутся реально существующими - почему и впадаешь в лёгкий ступор, когда предоставляется нечастая возможность встретиться наяву с авторами и исполнителями этих песен. О чём говорить при встрече, так и не решил. Подумал: познакомимся, а там будет видно.
Но при знакомстве все эти проблемы оказались надуманными - настолько "садовники" оказались контактными, простыми в общении и приятными людьми. Действительно, словно бы мы были знакомы уже давно; впрочем, если судить по музыке, это так и есть. Быстро определяемся с программой на день: экскурсия по достопримечательностям - в псковский Кремль и в местную студию звукозаписи - саундчек, концерт, а после - интервью.
Идём в Кремль. Город увешан афишами САДА (к рекламе "T.I.R.-club" относится серьезно), с которых, проходя мимо, музыканты заботливо сметают снег, чтоб было видно название группы. То и дело нас обгоняют городские автобусы, на задних стеклах которых также красуется броский логотип команды. Да и название ближайшей к клубу автобусной остановки - "Летний сад" - звучит, словно дополнительная афиша.
Кремль встречает нас тишиной: в будний, да еще зимний день туристов очень мало, а шум города за стенами крепости приглушен сугробами свежего снега. Посещаем Троицкий собор, иконостас которого заслуженно восхищает брестчан: сохранению древностей местная администрация совместно с епархией действительно уделяют большое внимание. На смотровой площадке, расположенной на крепостной стене, задерживаемся надолго: вид оттуда весьма впечатляет, и более подходящее место для поднятия тоста за древний город вряд ли можно найти...
Ближе к вечеру заходим на студию звукозаписи "F.F.F". Помимо насущной необходимости укомплектования клубной ударной установки, басиста группы и профессионального звукорежиссера Анатолия Харитонова очень интересуют условия записи местных рок-групп. Общение с операторами студии начинается также с тоста "за знакомство", после чего разговор переходит на сугубо профессиональные темы. Анатолий и владелец студии Алексей Воробьев (он же - лидер панк-группы FRAULEIN FUCK-FUCK) понимают друг друга с полуслова; беседа ведется на специфическом жаргоне, оставляя профанов вроде меня "за кадром". Позже, по пути в клуб, Анатолий оценивает студию как слегка превосходящую по возможностям брестские, но более слабую по ударным, особенно по их озвучке. Зато сравнительно дешевую.
Саундчек проводится в хорошем темпе: в клуб уже подтягиваются первые зрители. Музыканты быстро разбираются в аппарате, процесс еще более ускоряется, когда Анатолий приходит на помощь местному звукооператору и самостоятельно выстраивает саунд. Часам к одиннадцати вечера клуб более или менее заполнен; народу не так уж много, но и не мало - с учетом того, что САДЪ пока всё же относительно малоизвестны в России. И, наконец, даётся отмашка: можно начинать...
Стихает фоновая музыка, и ровный гул голосов безо всякого объявления накрывает мягким перебором гитары, переплетающейся с мелодичными разливами аккордеона. Все играют сидя, кроме басиста. Полная естественность: вышли на сцену во всем том, в чем ходили и вне её. И это кажется нормальным: при той музыке, что исполняет группа, концертные костюмы показались бы, наверное, фальшивыми и лишними...
Первое впечатление от музыки: со времен "классических" (для меня) альбомов САДА (1995-97 гг.) она весьма сильно изменилась. При всей узнаваемости, при оставшемся характерным грустновато-ироничном и чуть ленивом вокале Владимира Серафимова, музыка стала значительно мягче. В ней стало меньше подчеркнуто-роковой резкости, больше мелодичности, да и общее исполнение перестало отдавать депрессией. Возможно, всё это потому, что аккордеону Александра Котовича в новых песнях отводится значительно больше места. Наряду с традиционными гитарой, басом и ударными аккордеон здесь - не просто украшение, но совершенно самостоятельный и незаменимый инструмент, а кое-где даже ведущий. В результате в песнях САДА больше стало плясовых мелодий - не танцевальных, а именно плясовых. Часть песен вообще построена на частушечных ритмах с примесью самых разных стилей.
И, конечно, отличительная черта песен - по-прежнему тексты. Здесь изменения столь же заметны, даже когда слушаешь незнакомые песни (двух последних альбомов САДА я не слышал). Тексты Володи Серафимова стали более лиричны и менее абстрактны, чем раньше, в них стали чаще встречаться просторечные и жаргонные фразы (правда, ненормативную лексику Володя деликатно заменяет, предоставляя слушателю додумывать всё самому), но это отнюдь не говорит об упрощении. Наоборот, получается вполне высококачественная поэзия - не просто тексты, но настоящие стихи под музыку, что вообще-то встречается довольно редко.
Публика же "раскусывает" прелесть группы и её музыки далеко не сразу. Первые полчаса перед сценой толкутся лишь несколько человек, остальные предпочитают слушать издалека (большое видится на расстоянии?..). Лишь к середине концерта зрители мало-помалу подтягиваются ближе. Впрочем, как выясняется позже, подобная реакция закономерна для любой новой публике на концертах САДА...
Вторая часть концерта проходит уже веселее. Музыканты заряжают слушателей энергией и подзаряжаются от неё сами, играя всё мощнее. Звук хорош: отлично слышен каждый инструмент в отдельности, и при этом хорошо разбираются слова незнакомых песен (один из основных для меня критериев). Песни с нового альбома "Паутинка В Небо" соседствуют со старыми хитами, сыгранными чуть по-новому, в современной манере САДА, то есть более мягко, но не менее драйвово. Сбывается мечта услышать вживую "Фонарщика"; "Чай Хану" все подпевают хором; внимательно слушают "Колхозный Панк" (на самом деле, никакой не панк, а очень лиричную и грустную песню), зажигательно танцуют под "Лошадь В Пальто"...
Володя пытается подвести концерт к логическому завершению, в который уже раз объявляя "предпоследнюю песню", но группу не отпускают, требуя "продолжения банкета". "Ребята, да ведь второй час ночи уже", - слабо сопротивляется Серафимов, но желание публики - закон, и группа играет дальше, к обоюдному удовольствию. Да и администрация клуба явно не против: ведь "T.I.R" после концерта не закрывается, так что времени - сколько угодно...
Наконец, всё же финал. Володя и Анатолий меняются инструментами. Звучит "Ангел" - одна из лучших вещей в репертуаре группы, во время исполнения которой танцует уже большинство зрителей. Энергетический заряд песни столь силён, что оборвать концерт на ней всё же не удаётся, и без ещё нескольких песен на бис группу таки не отпускают.
Наконец, музыканты скрываются за кулисами, а разгоряченная публика и спустя полчаса после этого продолжает кое-где отплясывать, напевая понравившиеся строчки из песен САДА.
Спустя час, уже глубокой ночью, осведомляюсь насчет интервью - не поздно ли?.. Нет, всё нормально, и Анатолий с Владимиром подсаживаются поближе. Спустя несколько минут подходит ударник САДА Виталий Кунц. "О, вот и директор!" - комментирует кто-то (Виталий по совместительству действительно директор группы). "А я уже не директор, - парирует Виталий, - я уже в отпуске, потому что всё сделал: зарплату выдал, о будущем концерте договорился" (кстати, он должен состояться в мае - А. Д.). Ну что же - тогда начнём?..
Алекс Драйвер: В основном, наверное, вы играли концерты в Белоруссии, и лишь недавно начали выступать в России. Есть ли разница, и в чем она?
Владимир Серафимов: Да никакой разницы, лишь бы хорошо звучало... И, потом, в Белоруссии мы ведь выступали в основном в Бресте. Наверное, не совсем правильно было бы говорить, что мы выступали в Белоруссии - в одном городе только... И нас, конечно, там хорошо принимают, потому что давно знают. А в России до недавних пор не знали, а сейчас вроде как знают - и тоже всё хорошо получается. Всё ведь приходит со временем. Когда выступаешь там, где тебя не знают - люди сначала прислушиваются: что это такое? А потом, к концу концерта, оказывается: во, класс!.. Всё происходит замечательно. Вот как сегодня...
АД: Где дела с музыкой обстоят лучше: в России или в Белоруссии?
Владимир: В России лучше, конечно...
Виталий Кунц: Для полного сравнения: у нас ведь есть еще и опыт работы на Украине, правда, 3-4-летней давности. И даже тогда там было тоже лучше, чем в Белоруссии. Хотя сейчас украинские группы говорят, что у них масса проблем. А вообще, я по опыту работы знаю, что многие украинские группы, тоже без громкого имени, рвутся в Москву. Сейчас есть даже такой общепринятый тезис: нужно сначала стать популярным в Москве, и только тогда тебя примут на родине... В частности, это говорят на Украине, ну и нас это касается точно так же.
Анатолий Харитонов: Всё это зависит от количества денег, которые вертятся в той или иной сфере. В Белоруссии очень смешная ситуация: вся страна отражает менталитет одного-единственного человека и, поскольку он в спорте разбирается хорошо, а в музыке плохо, то соответственно и выделяются суммы денег. Если, скажем, он что-то понимает в деятельности футбольных или хоккейных команд...
Виталий: ...и в биатлоне, например!..
Анатолий: ...то на спорт выделяются весьма существенные суммы денег. А от этих сумм зависит и качество организации. Если бы в наш шоу-бизнес вкладывались значительные суммы, то можно было бы ожидать, что туда придут какие-то люди и, стремясь тупо заработать, будут всё же их отрабатывать. И в результате организация концертов начнет стремиться к лучшему, как бы там ни крутили люди, ею занимающиеся. Сейчас же деньги не вкладываются, люди не работают и, как следствие, системы нет. В результате в Белоруссии музыкальная структура сейчас оказалась не на самом правильном уровне. По сравнению с ней московская музыкальная система - даже при всех её недостатках, коррумпированности и прочем - всё равно оказывается более правильной с точки зрения людей, которые хотят заниматься музыкой.
Виталий: Да всем давно известно, что даже из Питера едут в Москву. Потому что там центр шоу-бизнеса. Вообще, это вопрос, переходящий в общие, всем известные проблемы...
АД: А что сейчас происходит на брестской музыкальной сцене?
Анатолий: На этот счет у нас разные мнения, так что ответим по очереди...
Владимир: В Бресте каждый пробивается сам по себе. Там нет никого, кто бы искал и помогал каким-то новым людям, вытаскивал бы их... У нас проходят студенческие фестивали, они называются "Золотая осень". Всё это происходит под эгидой местного исполкома, или у нас есть еще такой БРСМ - союз молодёжи, замена комсомола. В принципе, это мероприятие просто для галочки. Никому оно, в общем-то, не нужно особо: ни народу, ни тем, кто всё это делает. Когда бы ни происходило это всё, ничего из этого, собственно, и не получалось. Появляются какие-то лауреаты периодически, они становятся призёрами... А дальше что? Ничего... Им что-то обещают - то альбом записать, то клип снять. Но я не видел пока и не слышал ничего... С другой стороны, если бы и увидел, меня бы это вряд ли бы заинтересовало.
АД: Почему?
Владимир: Да потому что там, в основном, серость. Каким образом там распределяются призовые места, я не понимаю. Там побеждает не то, что нравится людям, а то, что кажется нужным на данный момент... В общем, хотят как лучше, а получается как всегда.
Анатолий: Вообще организация концертов в Бресте есть, но она не централизованная. Есть несколько людей, которые в силу своей ментальности - потому что им это нравится - пытаются делать концерты. Есть желание приглашать иногородние группы, и есть люди, которые об этом очень пекутся. Но Белоруссия, к сожалению, мало раскручена в этом плане. В Минске нечто подобное творится, но ситуация несколько более мутная, хотя, учитывая масштабы города и большее количество точек и клубов, всё делается в несколько больших масштабах. Но, пропорционально плотности населения, в Бресте привозной музыки всё-таки, пожалуй, больше. Основные трудности возникают с директорами клубов и, как правило, с финансовой частью. Андеграундную музыку слушает ведь достаточно небольшая часть населения, и достаточно трудно сделать сбор, который окупил бы приезжие группы.
Виталий: Есть хорошая фраза: рок-н-ролла не было, нет и не надо!
Анатолий: Что касается аутентичной брестской музыки, то в основном наблюдаем людей, которые пытаются не гнаться за модными течениями, а быть ни на кого не похожими. Мы тоже не хотим никому подражать. У нас получился вот такой стиль, и значит, мы такие и есть. Мы не хотим быть ни как ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, ни как... с кем нас там еще сравнивали?..
Виталий: С THE DOORS... (общий смех) Ну, сравнивали же когда-то... Более того, и с МУМИЙ ТРОЛЛЕМ сравнивали. Вот я могу за себя отвечать: в жизни ни одного альбома МУМИЙ ТРОЛЛЯ целиком не слышал. Знаю, конечно, отдельные песни... Но мы никого специально не слушаем и ни на кого не равняемся.
Анатолий: А многие ведь ищут себе кумиров. Решают, что это модно, берут, например, трек гитары какого-нибудь навороченного гитариста, делают сто экспериментов только затем, чтобы повторить звучание гитары какого-нибудь легендарного Сатриани. Думают: если мы сыграем как Сатриани, мы и будем, как Сатриани!.. Достаточно много таких людей, которые сидят и тупо мечтают об известности, о бабках... Алчность, желание денег настолько ходят по этой публике, что... тьфу-тьфу-тьфу, дай Бог, чтобы нас не срубила эта болезнь!..
АД: Вы достигли определенной известности, начали ездить с гастролями. Вам не тесно в Бресте? Не хотели бы переехать куда-нибудь?
Владимир: Тесно в Бресте, конечно...
Виталий Ты знаешь, мы могли уехать и раньше. У нас уже есть два тупо потерянных года из-за контракта, подписанного с одной интересной московской фирмой... А по сути, мы сейчас немножко из Бреста уже выехали. Во-первых, выехал я сам...
Владимир: Да, Виталик всегда был самым московским членом нашей группы...
Виталий: Я всегда говорил: ребята, я не могу ждать, когда что-то реализуется само или нет. Там были определённые обстоятельства, о которых не стоит говорить, но я уехал - и всё. И реально назад не хочу. В Белоруссии делать нечего в любом случае - в плане музыки. Я ведь поехал в Москву не на стройку работать, а именно из-за того, что я музыкант, а также из-за всяких знакомств и прочего. Я могу сказать - как бы это смешно ни звучало, а с другой стороны, совсем не смешно - что действительно работаю в шоу-бизнесе. И за последние четыре месяца продвижение колоссальное. Издание альбома заняло всего каких-то два месяца. Благодаря тому, что появились контакты, люди, возможности... И перспектива только через это всё может быть.
АД: В одной из ваших песен есть строчка: "Нет сумы, но и в карманах то смешно, то несерьезно". Считать в чужих карманах деньги не стоит, вопрос о другом: вы сейчас живете уже за счет музыки, или все же подрабатываете где-то? Просто для многих музыкантов очень интересен момент перехода от любительского существования к профессиональному...
Анатолий: Общего, универсального ответа быть не может. Момент перехода у всех по-разному происходит.
Виталий: Финансовый вопрос у нас всех уже связан только с музыкой. Кроме Сашки, нашего аккордеониста - он работает в компании, связанной со строительством. Я же, пока не уехал в Москву, перебивался какими-то случайными заработками. Нет, я работал, преподавал в ВУЗах, но это всё в прошлом... Как раз когда мы уехали на Украину, когда нам там светило что-то, а потом накрылось, я уволился из университета. Там, правда, и еще причины были...
Анатолий: Я сейчас зарабатываю тоже музыкой. Работал некоторое время на телевидении, но там такой гадюшник... И потом оказалось, что случайные заработки звукорежиссера соответствуют регулярной зарплате звукорежиссера телевидения. И отношение к телезвукорежиссеру, в общем-то, хуже, чем к человеку, который более или менее независимо работает.
АД: Володя, год назад, отвечая в анкете нашего сайта на вопрос о взаимоотношениях рок-н-ролла и власти, ты ответил: "Рок-музыка, подложенная под власть - уже не рок-музыка". Как ты считаешь, можно ли быть полностью в стороне от власти, от политики, и при этом не только заниматься рок-музыкой, но и развиваться, продвигаться вверх и т. д.?
Владимир: Да, можно. Собственно говоря, мы это и делаем. Мы не соприкасаемся со всем этим никак практически. Сейчас удивительные дела стали происходить: о нас обалденно хвалебные статьи появились в газете "Советская Белоруссия". Никогда в жизни не ожидал. Это ведь центральная минская газета, абсолютно официальная... Но это происходит, потому что группа, скажем так, выперла из каких-то рамок, за которыми её раньше не видать было. То есть группу уже невозможно спрятать - а вроде она и ничего. Причем стало получаться не в своем отечестве, а в России. И почему-то считается, что раз там пошло, значит: о! ты что-то собой представляешь!.. А пока у нас там чего-то тусуются, всё это шуры-муры. А тут вдруг начали замечать уже и эти... А так - мне какая разница? Власть сегодня одна, завтра другая. Что мне до неё?..
АД: Ты раньше пел об этом, взять хотя бы песню "Родина"...
Владимир: А сейчас перестал, потому что надоело бодаться. Хочется любви, умиротворенности. И просто надоело.
АД: Просто старше стал, взрослее?
Владимир: Старше стал, конечно же, кто из нас становится моложе с годами?..
АД: В той же анкете нашего сайта ты говорил, что не посещаешь концерты совсем. А почему? Нет интереса? Как тогда узнать новое что-то, достаточно ли одних записей?
Владимир: Я не посещаю не потому что нет интереса, а потому что, в принципе, знаю, что там увижу. Нет таких концертов, которые я хотел бы посетить - ни в Бресте, ни в Минске. А ездить куда-то далеко... Да, в Варшаву ездил, хорошо было, интересные группы видел. Но сейчас у меня паспорт закончился...
АД: А вот сейчас вы же живете неделями в Москве. И там тоже не ходишь?
Владимир: Ну, там-то хожу, и очень плотно. Вот недавно был: Петр Мамонов свою новую программу играл. Было замечательно. Я пришел, честно говоря, просто пива попить. Думал, послушаю немножечко, посмотрю на него, живого, порадуюсь, что он живой - и всё, в баре где-нибудь спокойно проведу остаток времени. А он начал петь, я стоял на танцполе, среди народа, все слушали... И ты знаешь, на протяжении всего концерта я даже не сдвинулся с места. Настолько здорово, он такой молодец!.. Он очень талантлив, его очень приятно слушать...
АД: О вашем новом альбоме уже, наверное, писали не раз, в том числе и на "Нашем Неформате". А как бы ты сам определил, о чем этот альбом?
Владимир: Вот он как раз об окончании войны с чем угодно - с властью, с окружением, с миром... Он о примирении, он лирический... Не знаю, может быть, какие-то экстремальные товарищи от нас отвернутся, услышав его - зато мы уже приобрели много совершенно новых слушателей. Да, вроде бы, не растеряли и старых тоже.
АД: Давно хотел у тебя спросить. В альбоме "С Котом По Эту Сторону Окна" (1998 г.) из 14 песен тексты только пяти принадлежали тебе, а остальные представляли собой стихи разных известных поэтов. Честно говоря, меня это в свое время порядком обломало: ставя в магнитофон пленку с новым альбомом САДА, хотелось всё же услышать песни Серафимова, а не стихи Бродского - при всем моем уважении к нему... Почему в том альбоме был такой большой процент чужих текстов?
Владимир: Ну, как тебе сказать... Я же имел право написать песни на стихи поэтов, которых очень люблю. И я это сделал. Понятно, конечно, что люди, которые хотели в альбоме услышать именно меня как автора, получили несколько другие вещи. Во всяком случае, всё равно люди там услышали и меня тоже. Потому что из всего этого, я думаю, еще более полное впечатление обо мне складывается. К тому же, я там кое-что оболгал: в стихах поэтов, которые я спел, есть множество моих изменений...
АД: Ты как бы исправил стихи?
Владимир: Да, нагло влез, добавил свои куплеты, строки в соответствии со своими представлениями, как это должно выглядеть. Единственно, кого не трогал - Бродского. Потому что это глыба. Его трогать просто нельзя. Это всё равно что Ветхий Завет переделывать.
АД: У тебя есть такая строчка: "Да Иисус распятый на кресте нательном, что повернут задом к сердцу моему". Кстати, известный музыкант, поэт и писатель Алексей Дидуров как-то говорил в одном интервью, что эти строчки можно смело выносить на чемпионат русской поэзии XX века. Так вот, в связи с этим двустишием вопрос: твое отношение к Богу?
Владимир: Я верю в Бога. А в этих строчках имел в виду совершенно очевидную истину. Объективно, крест у каждого на груди висит ведь именно так. То есть не было никакой задней мысли о том, что Бог нас оставил. Не оставил. Я думаю, что нет. Может быть, просто тогда у меня было такое состояние... Честно говоря, благодаря одному человеку... женщине, которую я очень люблю, я начал другими глазами на это смотреть, по-другому думать... Хотя нет, не то, чтобы совсем по-другому: думал я всегда так же, даже когда эту строчку пел. Здесь не имеется в виду отречение какое-то от Бога, а скорее, отчаяние от того, что Он нас перестаёт замечать, потому что мы такие идиоты, такие вещи творим... Может быть, это даже пожелание, чтобы Он всё-таки повернулся опять лицом к людям... Но и это толкование не совсем корректно, потому что Он ведь всё равно всегда повернут лицом к людям. Он любит людей, в этом его самая великая фишка - в том, что Он любит всех: и плохих, и злых, и добрых. Всех. Это удивительно. Я пока так не могу. Поэтому я не Бог.
АД: Твое отношение к таким очень модным сейчас вещам, как кавер-версии и трибьюты?
Владимир: Нет, я не хочу в этом участвовать. Я понимаю, что все эти версии делаются как-то по-своему, но - какая разница? Всё равно первоисточник в любом случае более ценен. Как ты ни перепевай THE BEATLES, они всё равно останутся THE BEATLES. Какие там трибьюты, что это вообще, зачем это всё?..
АД: А тебе приходилось слышать кавер-версию на вашу песню "В Месте", записанную брестской же группой ДАЙ ДАРОГУ!?
Владимир: Да, слышал. Там все нормально, я отношусь хорошо. Тем более что они все делали с нашего разрешения...
АД: Общий вопрос, он же и последний: вы довольны тем, что произошло с группой САДЪ за последние 14 лет? Что бы хотелось изменить, если бы была возможность?
Владимир: Как это обычно пропагандируется: "Удовлетворенность творческой личности - это непорядок, потому что она должна быть всегда в творческом поиске, не удовлетворена результатами своей работы, и стремиться к чему-то лучшему". А лично я доволен!.. Я действительно доволен, потому что, положив на это все эти годы, я все это время понимал, что делаю. А, положив на что-нибудь другое, понимал бы уже не очень. Я был бы какой-нибудь нормальный человек, инженер или клерк - ну что бы я оставил после себя на Земле? Детей - да, это великое дело. Но еще хотелось как-то оставить кусочек себя, не только для детей, но и для людей вообще. Я доволен тем, что я делаю. Я считаю, что Бог так решил: вот это будешь делать - ну и делай себе.
А что-то исправить... В новом альбоме у меня есть строчка: "Я никогда ни о чем не пожалею, даже если жалеть будет о чем". На этом и стою. Безусловно, есть, о чем жалеть. Но не хочу и не буду.
Виталий: Да, безусловно, я тоже доволен тем, как всё сложилось. А что-то изменить... ну, что значит "изменить"? Это глупости. Да, жалко потерянных впустую двух лет, о которых я уже говорил. Ну, никуда не денешься. Самое главное, что мы живы, мы хотим работать, мы можем... Тем более что с нами такие положительные моменты происходят: альбом издали в России... Это здорово. Всё хорошо.
P.S. С впечатлениями музыкантов группы САДЪ от поездки в Псков и концерта можно ознакомиться здесь.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах