Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

АКВАРИУМ, часть 5 (разные издания)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 03 Ноя 2004, 15:46 - АКВАРИУМ, часть 5 (разные издания) Ответить с цитатой

Рокер Александр Градский о рокере Борисе Гребенщикове

"По-моему, вы все спятили. В чем же выражается душа у Гребенщикова? Давайте трезво посмотрим на вещи. Гребенщиков - это человек, но не музыкант, не поэт. Потому что у него плохие стихи. Но если каждого человека, который не умеет играть и петь, мы будем выставлять на сцену, и он станет кумиром... Кто-то захотел найти Бога, скажем, в Борисе. Кто-то искал и находил его в Макаревиче. А на самом деле никто из них вообще ни петь, ни играть не умеет. И их не станет слушать никто ни в одном зале, кроме русского. Что нового у Гребенщикова? У него речитатив, который, кстати, он "позаимствовал" у Дэвида Боуи. И перевел на русский язык. Вы ДАЙЕР СТРЕЙТС слышали? Переведите и узнаете пластинку БГ "Равноденствие". Нужно заткнуть язык подальше! Надо уметь играть! Но есть слушатели, которым задурить голову можно чем угодно".

"Собеседник" №1'1991


Высокий блондин угощает

Концерты Бориса Гребенщикова и группы АКВАРИУМ в Москве в ДК МЭЛЗ были чрезвычайно похожи на подпольные: никакой рекламы не было, что очень странно. Но это еще не самое странное. С самим Б. Г. произошли существенные изменения. Последние два года на советской сцене он появлялся очень редко. А тут вдруг - целое турне: Ленинград-Москва-Северодвинск, и четырнадцатого марта Б. Г. опять ожидается во дворце спорта "Юбилейный" в Ленинграде. Свои концерты в ДК МЭЛЗ Б. Г. назвал "Дело мастера Бо" (так, кстати, будет называться почти готовая книжка Б. Г.), но саму эту песню так и не спел. Зато пригласил на концерт кришнаитов, которые медитировали сначала в фойе, а потом и на сцене и всех бесплатно кормили какими-то вегетарианскими плюшками.

По словам ответственного за концерты работника ДК МЭЛЗ, все наряды милиции вели себя прилично.

М. ТУРОВСКИЙ
Фото И. БЕЛЯЕВА

"Комсомольская Правда" 06.03.1991



Исповедь на тему А

Я люблю этого человека, как только можно любить свою кровь и плоть - как мать любит дитя. Люблю, читая роман, неоконченный в 1974 году - так любят брата из вечной семьи "идущих впереди на шаг". Разговариваю с ним в дымной гримерке, распятая глазами - озерами боли. С памятью о человеке, словно похожим на него - неуловимо.

Мы говорим о любви. Слова такие медленные, и наша беседа, как танец в воде. Я жду следующей фразы, хотя знаю наперед: все, сказанное нами, написано. Не изменить ни слова. Мы продолжаем игру: я - девочка, одна из многих, он - Мастер Бо, милостивый и умиротворенный.

Он говорит: "Я не знаю, как это понять. Мне было сказано, что две тысячи лет горела душа, теперь же занимается огонь, в котором будет гореть тело. Думай сама".

Я думаю: душа сгорела дотла в холодном костре рассудка. Душа мира, как и душа человека, сжималась и твердела, ступая от необъяснимо совершенного эллинизма к Истории разрушения духа. Тысячи лет назад человечество посадили на голодный паек информации, имя которому - Полное Незнание. Сначала лишили обилия еды и возможности обходиться без нее - питаться чистой энергией. Заставили забыть о естественной терморегуляции, известной всем животным - и Человек предстал голым перед миром Огня, Воды и Ветра.

Ему запретили общение со Вселенной и объяснили на пальцах, что такое Беспомощность. Без Божьей помощи, но по совету Дьявола зажил человек, изредка припеваючи молитвы небесам. Сначала жалостно да слезно - пока помнил, что с ним произошло, потом - по привычке - авось поможет. Теперь - и вовсе никак. Вот только перед смертью поговорить со священником хочется. Говорят, Ленин в последние дни у столов со стульями прощения просил.

Глупая сказка о змее и яблоке: ум показался женщине слаще любви, вот и расплата. Разум - наша змея - подтачивает душу изнутри, пьет ее кровь, истощает ее богатства. Разумом - нашей змеей - правит Дьявол... Где же Любовь? В глазах. Бог с вами, мои возлюбленные, сотни тысяч больных, одиноких душ. Самая страшная сказка для вас - смерть. Самая большая потеря - жизнь, как мне помочь вам? Вы лежите ничком, зарывшись лицом в грязь, и кричите от удушья. Повернитесь лицом к небу!

Вы забыли самое простое, естественное, природное чувство - Любовь. Вы сделали из нее Догму, теорию, умертвили ее в церквях и на биржах, разменяли на денежные знаки, распяли на кресте собственной неполноценности, как будто мы живем только здесь и только сейчас. Как объяснить вам: Любовь - это все, что вы есть.

Гретхен, отзовись! Ты рядом, ты в каждой женщине с бледным лицом, тонкими пальцами и усталыми бездонными глазами. Ты ждешь одного слова или жеста, выбирая своего единственного Мастера, не знающего собственного назначения, не готового к нему, больному душой. Но ты - вода, ты утекаешь под землю в ожидании новой любви. И все повторяется снова. Но ты готова рождаться опять и опять с предчувствием счастья. Маргарита, мне кажется, тебе больше подошел бы Дон Кихот, чем твой болезненный Мастер. Кто решает за нас?

"...Гореть будет тело". Значит, бояться нечего. Душа, претерпев метаморфозы страданий, очистилась. Умерла? Свернулась в точку, как Вселенная во время сна Абсолюта? Мнимая смерть, летаргия ясновидящих, детский ум в преддверии смерти - все об одном.

Рождается отношение человека к себе как к Космосу. Наблюдая за движением планет своей внутренней солнечной системы, каждый вправе найти сходство между судьбой его души и судьбами мира, отнестись к Вселенной, как к гигантскому зеркалу...

Рано или поздно форма разрушится ради содержания, Мужское падет и возвысится Женское...

Рано или поздно возникнет симбиоз религий и произойдет выделение из них магических слов, помогающих движению вперед - по пути сожжения тела (так мы сейчас сжигаем карму-груз ошибок души).

Нам становится скучно жить в грубых физических оболочках, непроницаемых для света и звука. Стремиться друг к другу глазами, наталкиваться плотью на плоть. Мы хотели бы быть исполненными очей, хрупкими и одновременно - вечными.

Изощренный разум произвел на свет Франкенштейна. Выболевшая душа создаст Человека Совершенного. Легкого, как дух, мудрого, как Любовь, прекрасного, как миф.

Мы живем в эпоху Третьего Завета, который, скорее всего, не будет ознаменован явлением Богочеловека. Там, наверху, считают, что мы уже достаточно умны для восприятия истин напрямую, а не через посредника. Поскольку глаза наши пока способны видеть лишь грубую материю, посмотрим повнимательнее свои сны, прислушаемся к предчувствиям и фантазиям. Идущее перед внутренним взором существует на самом деле. Мы были бы счастливы, умей мы читать собственные мысли. Мы были бы мудрей, умей мы любить.

"Кончается время мужчин. Мне интересно будет посмотреть на эту Землю через две-три тысячи лет правления женщин",- говорит Мастер Бо. Он смотрит на меня нестерпимо сияющими глазами, в них благоухает вечно живой цветок боли. "Все начнется с радости".

Таня АРЕФЬЕВА
Фото А. ШИШКИНА

"Российская Музыкальная Газета" №03(27), март 1991



* * *

АКВАРИУМ снова на Родине! О причинах этого события рассуждать не будем. Надеемся, что не провал сов-рока на Западе (высказывалось и такое мнение). Но тем не менее концерты группы во Дворце культуры МЭЛЗ в Москве, несмотря на высокие цены на билеты (доходившие до четвертного), имели оглушительный успех и, как уж повелось, сопровождались милицейско-резиново-дубиночным вмешательством.

А БГ стал блондином. Но следовать его примеру не стоит: краски в продаже нет.

Нина ТИХОНОВА
"Мы" №06'1991



Разбитый АКВАРИУМ...

Группа АКВАРИУМ распалась окончательно и бесповоротно. Семнадцать лет они были вместе, и наконец друг другу надоели - каждый выбрал свой путь. Андрей (Дюша) Романов и его товарищи продолжают работать в составе группы ТРИЛИСТНИК. Петр Тращенков работает со своей группой, исповедующей джазовое направление Группа, пожалуй, самая экзотическая из тех, которые образовались из осколков АКВАРИУМА, создана Андреем Решетиным. Эти музыканты стараются возродить старинную русскую музыку, отыскивая необычные старинные музыкальные инструменты и используя старинную нотную грамоту. И, наконец, лидер бывшего АКВАРИУМА выступает со своей группой Б. Г. и играет акустическую музыку. Он считает, что АКВАРИУМ сделал свое дело.

Кстати, Бориса Гребенщикова можно поздравить не только с началом нового жизненного витка, но и с выходом книги стихов под названием "Дело мастера Бо...". В нее войдут тексты всех песен Гребенщикова и. кроме того, те стихи, которые не стали песнями. Интересна история создания сборника. Когда-то все свои стихи Гребенщиков записывал в две большие тетради, но случилось так, что первая его жена выбросила тетради на помойку Каково же было удивление идола русского рока, когда спустя много лет после этого прискорбного события тетради были возвращены ему фанатами, которые нашли их и сберегли... Презентация сборника пройдет в августе этого года в Санкт-Петербурге.

"Огонек" №30, июль 1991


У разбитого корыта?

Постоянные читатели "Светской хроники" уже знают о том, что отечественный рок-идол Борис Гребенщиков остался у разбитого АКВАРИУМА и ныне выступает со своей группой Б. Г. Но мало кто обратил внимание на то, что в жизни Бориса были и другие изменения, происшедшие после зарубежных поездок.

Сейчас на руках у Б. Г. не осталось ни одного из знаменитых перстней, которые некогда вызывали восторг у поклонников и иронию у прессы. Сам музыкант в интервью отшучивался, дескать, изучаю влияние камней на организм. После заграничных вояжей и общения со знаменитым Дейвом Стюартом, музыкантом известного дуэта ЮРИТМИКС, Борис свои исследования закончил - то ли материальные затраты на это подействовали, то ли скромнее быть решил. Так или иначе, но теперь в перстнях Дейв щеголяет. У Б. Г. же осталось только обручальное кольцо. Да и то поговаривают, что он вскоре и его может лишиться. Но это, как говорится, не дай Бог...

"Огонек" №42, октябрь 1991


"История Аквариума. Том III"
АКВАРИУМ/SNC Records

В альбом вошли записи, сделанные в разное время с 1982 по 1991 г. и не вошедшие в "классические" альбомы. "Диплом", "Охота на Единорогов", "Серые Камни на Зеленой Траве".

БГ сказал, что к 1984 году АКВАРИУМ сделал всё, что можно, и увенчал это альбомом "День Серебра". LP "Архив. Том III", пожалуй, ближе всего именно к нему - мягкая акустика с аккордеонным орнаментом ("Не Стой на Пути у Высоких Чувств"), вертинский надрыв ("Среди Миров") и разгильдяйствующее ф-но ("Моя Альтернатива").

В наследство от Джорджа (Харрисона) осталось "15 Голых Баб" - сочинение, несмотря на эпатажное название, весьма (по-митьковски) уважительное по отношению к женщинам.

В LP нет ни одной неизвестной песни, что снимает элемент новизны, но придает всему творению элемент необходимой выдержки, превращающей простой виноградный спирт в благородный коньяк.

Согласно канонической книге "Дело мастера Бо", история АКВАРИУМА началась сразу со Второго тома, которым стал в 1981 г. альбом "Электричество", убивший навсегда "Прекрасным Дилетантом" всех отечественных рок-критиков. 1982-й подарил истории Том первый, он же - "Акустика", в котором были "10 Стрел", "Иванов", "25 к 10"... Наконец, спустя десять лет, новый виток истории - уже на виниле и лазере...

Коли будет судьба благосклонна, глядишь - доживем и до Полного Собрания Сочинений (ПСС).

"Московский Комсомолец" 06.05.1992


БГ-БЭНД умер. Да здравствует АКВАРИУМ!

Ноябрьской сенсацией стало известие о воссоздании АКВАРИУМА, о чем сообщил сам Борис Борисович на специально для этого созванной пресс-конференции.

Чтобы сейчас ни говорили и ни писали об АКВАРИУМЕ - эта группа, отметившая свой 20-летний юбилей, не просто старый, заслуженный ветеран рока. Это явление, которое во многом повлияло на сознание и мировосприятие теперь уже 30-летних россиян.

Каким будет новый АКВАРИУМ, трудно сказать. Можно и слегка поиронизировать по поводу фениксовских замашек ее лидера... Но зачем? даже если ничего не выйдет - идея возрождения всегда гуманнее идеи разрушения.

Итогом работы прекратившей свое существование группы БГ-БЭНД (или просто БГ) стала презентация "Русского Альбома" 24-25 ноября в театре "Карнавал" (бывший Дворец пионеров у Аничкова моста).

...Сцена излучала радость и счастье, неизвестно чем вызванное... Может быть, открывшимся вторым дыханием Бориса. Ощущение эти передавались небольшому, заполненному до отказа залу... По-прежнему играя роль "гуру", "мэтра" и звезды, Гребенщиков, казалось, стал менее напряженным и отгороженным стеклянным колпаком.

"Русский Альбом" - Русский дом, дом, построенный нами, полный боли и горечи, но не безысходный, а просветленный.

В те вечера звучали не только песни из нового альбома - .Архистратиг", "Ласточка", "Государыня"... Были и старые - энергичные рок-н-роллы, перемежавшиеся с романсами, балладами и джазовыми вариациями. Чего только не вытворяли на радостях музыканты...

Где-то в середине концерта Боб передал гитару Олегу Сакмарову, который неожиданно для всех вспомнил пушкинское "Я встретил вас..." Алеша Зубарев был следующим исполнителем романсов, также аккомпанируя на гитаре Боба, ну а сам мэтр спел одну из лучших песен Вертинского - "Пани Ирена".

Прозвучало еще несколько энергичных рок-н-роллов в сопровождении Саши Титова - басиста старого АКВАРИУМА, а также совсем свежая песня - "Дубровский", утверждающая, что пока "ероплан Дубровского летит", ничего страшного не случится...

Мне показалось, что в новом АКВАРИУМЕ не будет той стеклянной стены, что отгораживала мерцающий и таинственный мир музыкантов от мира окружающего... Стена растаяла от раскалившихся мирских страстей, горячечного бреда и фантазий постперестроечного периода... Каким будет АКВАРИУМ после своего воссоздания, ознаменовавшего 20-летие группы, не знаю. Пусть он просто будет.

Настя ДМИТРИЕВА
Фото Дмитрия ЛОВЕЦКОГО

"Rock Fuzz" № 8'1992



БГ - "Русский Альбом"
Курицца Рекордс

Не ищите здесь экспериментов с традиционной русской музыкой - их просто нет. Альбом, увы, не радует обилием новых гармоний. Большинство интонаций хорошо известны еще по "ирландскому периоду" АКВАРИУМА. Убедительное подтверждение тому песня "Ласточка". Справедливости ради выделю, пожалуй, один номер, заслуживающий внимания, - "Кони Беспредела", где слышна гитара Алексея Зубарева.

Не удивлюсь, если за этой работой последует вереница других. Например, эстонских, чукотских, еврейских, эсэнговских и прочих альбомов с такими же, как на "Русском", "усредненными" интонациями.

А. МИХАЙЛОВ
"Rock Fuzz" № 8'1992



АКВАРИУМ - "Библиотека Вавилона. Архив"
SoLyd Records

В то время как канонические альбомы АКВАРИУМА "Треугольник", "Акустика", "Синий Альбом" и т. д., ставшие классикой аудио-культуры, до сих пор не могут найти своего неандеграундного воплощения {хотя бы в виде пластинок), серия "Архив. История Аквариума" пополнилась еще одним томом. Сначала кажется, что это - сборник сравнительно хаотично надерганных вещей из предыдущих альбомов. Часть названий мы можем найти в "Электричестве" (1981), "С Той Стороны Зеркального Стекла" (1976) или "Черной Розе...". Ан нет - на диске собраны иные версии уже известных песен, добитые сильнейшим римейком "Козлы", "Сестрой" и вселенски любимым "Ангелом Всенародного Похмелья".

В альбоме нет единой концепции, это именно ретроспектива, в которой мы можем проследить все ипостаси группы (в т. ч. и по качеству записи) вплоть до 1992 г.

В изданных записях участвовали почти все музыканты, более-менее постоянно игравшие в АКВАРИУМЕ, и в старом, и в новом составах. Добавьте к этому, что подборку и авторский текст на обложке делал сам Борис Гребенщиков, и, может, чуть-чуть яснее станет клинопись глиняных табличек, составляющих "Библиотеку Вавилона".

Положенных звездочек, символизирующих оценку качества альбома, ставить не буду, ибо продукция класса КВВК или V.S.O.P в подобных украшениях не нуждается.

Константин ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
"Московский Комсомолец" 11.08.1993



АКВАРИУМ - "Библиотека Вавилона. Архив"
SoLyd Records

Истинных знатоков и ценителей не особенно интересуют новые опусы Бориса Борисовича, им подавай архивные записи АКВАРИУМА времен расцвета. Так скажем, новенькое из старенького, что-нибудь из 70-80-х. Видимо, Б.Г. отчасти разделяет эту ностальгию и последовательно издает на компактах сборники самых хитовых вещей АКВАРИУМА. Не стал исключением и этот CD.

Все вещи альбома прекрасно знакомы фэнам группы, часть песен вошла в оригинальном архивном исполнении, а некоторые были специально для компакта перезаписаны АКВАРИУМОМ нового созыва.

Большая часть песен написана Гребенщиковым единолично, исключение составляют "То, Что Я Должен Сказать" - пацифистский романс г-на А. Вертинского, написанный в 1917 г.; инструментальный "Митин Вальс", сочиненный С. Щураковым (он же в нем и солирует на аккордеоне) и эпатажный "Сонет" ("Служенье Муз"), сделанный Б.Г. на слова Джорджа. Очень забавно читать комментарии автора к песням: так, например, заглавная вещь "Голубой Дворник" характеризуется как "Идеальная песня конца смутного времени", а знаменитая митьковская "Сестра" названа "Классикой нового застоя".

Специфика сборника привела к тому, что на нем представлены почти все музыканты, игравшие когда-либо в составе ансамбля. Это "Дюша" Романов (флейта, ф-но), "Фан" Васильев (бас), Всеволод Гаккель (виолончель), Петр Трощенков (барабаны), А. Ляпин (гитара) и многие другие. Аранжировки, традиционно разнообразные, АКВАРИУМ творил совместно.

Музыкально-поэтическая ценность "Библиотеки Вавилона" усугубляется историко-познавательной. Детишкам, смутно представляющим эпоху "развитого социализма", достаточно просто послушать песню "Ангел Всенародного Похмелья", чтобы вдохнуть всей грудью смурной воздух того времени. Это же относится и к самой резкой и злой гребневской вещи "Козлы".

Иллюстрацией названия сборника служит обложка работы художника В. Вальга. На розовом фоне условного неба прорастают каменные акварельные колонны с великим множеством мелких фигур и деталей. Обратная сторона стилизована под клинопись, и разобрать в этом ребусе названия вещей может только сам автор. На вкладке декларативно заявлено, что этим альбомом выпуск архивов АКВАРИУМА заканчивается, и да "почиет он в мире". На месте Б.Г. я не спешил бы с такими заявлениями - как гласит поговорка: "Не зарекайся пить с похмелья!"

Василий ГАВРИЛОВ
"Rock Fuzz" № 16'1994



АКВАРИУМ - "Кострома - Mon Amour"
Триарий

Поиск гармонии и поиск совершенства в музыкальном пространстве приукрашенного АКВАРИУМА. Ценность любого произведения искусства для меня в том, насколько оно меня зацепило, насколько я буду о нем думать. Хожу и думаю о 'Костроме*. На уровне каких-то обобщений я понимаю, что БГ обращается с религиями, как Дон Жуан с женщинами. Его расколотое сознание - попытка реализации идеала любыми средствами. Восток, Америка, Европа, Россия - все подойдет, всему найдется место. АКВАРИУМ глобален и всеобъемлющ. Долгое время я все воспринимал через него: любая другая группа рассматривалась как более или менее удачный разработчик темы, небрежно брошенной великим БГ, но сказавшим о ней все. Все темы забил, обо всем сказал, а лучше БГ и не скажешь. Так что вся наша музыка кормилась АКВАРИУМОМ: кто перепевами и объедками, кто мучился Эдиповым комплексом, пытаясь сбросить БГ с пьедестала или как-то принизить его роль. Кто же виноват, что идеала нет и нет живого воплощения бога на земле? Но это я о прошлом: АКВАРИУМ для меня закончился в 1986 году, хотя еще некоторое время агонизировал и тихо скончался вдали от родины: спокойно, безболезненно, как во сне. Новый АКВАРИУМ долго ездил по России, пытаясь вернуть себе страну и себя стране, навыпускал кучу альбомов, где-то поспешных, в чем-то бестолковых и, наконец, поймал тот звук, который может быть и старым и новым. Только у рака будущее позади, пора, выражаясь банально, "двигаться дальше*.

На мой вкус, на альбоме несколько злоупотребляют разными всякими "ум цаца", да слишком патетичная, но не слишком внятная 'Московская Октябрьская" подпорчена пошловатым клипом. В принципе, единственным недостатком этого альбома является отсутствие столь необходимой для произведения искусства какой-то тайны. Нет той манящей пропасти, на дне которой блеснет правда. И заменяя свои ощущения игрой ума, БГ часто не попадает, ибо внутреннее содержание и внешняя музыкальная форма у него настолько связаны, что форма обычно и не важна при светлой ясности, рожденной той самой душевной полнотой, которая позволяет увидеть в песне судьбу. Есть в песне судьба - песня получилась, нет судьбы - увы... В "Звездочке" есть судьба, а "Ты Нужна Мне' на той граня вкуса, где только чуть-чуть приукрась - и пропадает все, кроме банальности.

Алексей Зубарев: Про эту песню можно много говорить, там ничего не понять, но записана она была интересно: я записал вариантов 25 тем, наиграл на электрической виолончели еще штук 10 партий, замучил всех звукооператоров, а кончилось тем, что мы собрались все вместе в последний день, все это стерли и записали ту живую музыку, которая играется только раз. Там есть какие-то "но", какие-то срывы, естественно, - просто вещь задумана как порыв.

Найденная живая форма не позволяет упасть, и опять покупаешься и веришь Гребенщикову: ведь знает, за какие струны дергать, лирик. ...И, представляя в песню какую-ту историю, БГ не пытается расписать ее в виде иллюстрации, а дает основание к самым разнообразным толкованиям. И сама песня "Кострома Mon Amour" - лучшее, написанное Гребенщиковым за последнюю пару лет.

Под "Сарынью на Кичку" - на верхние строчки списка популярности. В принципе, альбом добился своего: первый в списке лучших альбомов года газеты рекламных объявлений.

Но если смысл искусства в поиске вечной красоты, то АКВАРИУМ близок, как никогда. А если - в поиске правды? "Как на белом - рябой"? Это и не дает умиротворения: то ли иногда ирония кажется надуманной ("Русская Нирвана", "Пой, Пой, Лира"), то ли уже слегка раздражает звездный статус альбома, где-то недостаточно личностного, возможно, слишком приукрашенного, достаточно электричного и слишком беспроигрышного. Неужели кто-то решил, что все-таки что-то не так? Может, разве что сидя на холме.

Владислав БАЧУРОВ
"Rock Fuzz" № 20'1995



БГ - "Песни Александра Вертинского"
Триарий

"Я не знаю, зачем и кому это нужно"... Попытка изысканности. Но одно дело - что-то петь своим друзьям или на концертах, а совсем другое - выпускать на CD. Для меня, как для многих, Вертинский - это что-то розовое из детства, когда придуманный мир совершенно других отношений, нисколько не связанных с тем, что за окном. Печаль, ладан, падают листья, сердце болят, королевы из горничных, рестораны с джазом вместо общепита с прокисшими щами и дискотек с матюгами и мордобоем. Но Александр Вертинский - скорее актер, чем поэт и музыкант. Слегка подрагивающим манерным голосом он проигрывал свои романсы, находясь в образе Александра Вертинского. А в 50-х же это уже была, скорее, самопародия. Возрождение песен Вертинского возможно только при совсем уж радикальном подходе: великолепной вставкой в концертах начала 80-х была "Не Оставляй Меня" с Курёхиным. В точку попал БГ и в 87 году, исполнив "То, Что я Должен Сказать". Постоянное исполнение других песен Вертинского в акустических концертах вызывало не то что недоумение, а скорее чувство некой игры: вроде исполнения "Лучшего Города Земли" Бабаджаняна. Ну, нельзя всерьез воспринимать эту патоку? Оказывается, можно. И Гребенщиков выпускает целый альбом с песнями Вертинского. Конечно, на первый взгляд это очень трогательно и вроде, не без вкуса (по крайней мере, без пошлятины). Дребезжащий голосок, минимум сопровождения, манерности БГ не занимать. И вроде, это кажется очень мощным и милым, если бы не лошадиная доза объемом с целый альбом. Наверное, Гребенщиков очень уж серьезно отнесся к песням Вертинского: сравните для примера великолепную "Без Женщин" в исполнения БГ с почти саркастическими пережимами позднего Вертинского. Придыхания всегда казались самым слабым местом Гребенщикова, я думал, что здесь по части томности будет перебор. К счастью, ошибся. Но все равно, то, что казалось неожиданной приправой, тонкой специей в концертах АКВАРИУМА, вывалено на слушателя: перемешай корицу с ванилью и ну-ка съешь! Вполне можно сказать, что Вертинский "велик в своем жанре, да жанр-то его невелик".

В чем необходимость собирать все эти песни вместе? Чтобы у слушателя сводило скулы? Я не думаю, что какие-нибудь девушки будут слезки проливать по своей несчастной любви. Так, безделица, сувенир из бабушкиных времен. Неужели песни не пишутся?

Николай МАРКИН
"Rock Fuzz" № 20'1995



АКВАРИУМ - "Гиперборея"
SoLyd Records

Зависть - чувство для меня не характерное, и у нее был за всю жизнь лишь один повод уловить меня в свои черные сети: в детстве, при виде счастливых сверстников-обладателей педальных машин. Даже сейчас я вспоминаю это чувство при виде гордо крутящих руль и жмущих на педали малышей. Причем нынешним сверстникам-обладателям "Мерседесов" и "Чероки" не завидую ни капельки, но вот педальная машина... Хотя, если рассудить здраво, на что она мне сейчас?

Взрослея, часто хочешь раздать долги юности, и именно этим (смотри всенародно любимое интервью с Гуницким) руководствовался БГ, записывая "Гиперборею", в которой шесть вещей - старые, остальные - новые, но могли бы быть тоже реликтами прошлого, поскольку сознательно стилизованы "под старину"; в целом их легко мысленно уложить в интервал между "Притчами Графа Диффузора" (до сих пор почему-то не изданными - кстати, "Время Любви Пришло" как раз оттуда) и "Треугольником": "Апокриф", в те же годы написанный, очень похож на "Муравья", а сегодняшняя монументальная и многочасовая "Магистраль" - логическое продолжение стихов-песенок про императора Нерона, старую сову и гастроном на улице Ракова; возник бы между "Павловым" и "Однолюбом" Иннокентий - удивления бы не вызвал. Правда, появись "Гиперборея" тогда в том виде, какова она сейчас, она, без сомнения, торчала бы из дискографии как гвоздь из стены, поскольку, кроме содержания, есть еще и технологии, которые развились неимоверно. Но в том-то вся прелесть для того, кто спустя годы получает к ним доступ, что можно не только реализовать отложенные в долгий ящик старые планы, но и вволю натешить себя стилизациями под себя-тогдашнего, поиграть и похулиганить, как встарь: ведь как и старинный и очень трогательный "Ангел Дождя", так и вполне современная "Ария Казанского Зверя" насквозь ироничны, не говоря уже о всей "Магистрали" и всяких "Людях, Пришедших из Можжевельника" (последняя вместе с "Духовным Паровозом" - одной породы с "Древнерусской Тоской": боевики в духе западных стандартов золотых лет). Впрочем, ирония всегда была свойственна Великому и Ужасному, волшебно спасая его практически от любых обвинений в чем угодно, но не всегда заменяя собою чувство меры - на мой вкус, альбом весьма перегружен "концептуальными" звуками в виде закольцовок, реверсов и мантр, исполняемых не нашими гуру с труднопроизносимыми именами. Но - гулять так гулять.

На выходе имеем: альбом милый, светлый, слегка старомодный (как и было, очевидно, задумано) и высокотехнологичный. Да еще в шикарном дигипаке. И все ясно, и вопросов нет, кроме одного: ну и что?

Ах, где моя педальная машина?!

М. М. НОКС
"Fuzz" №4'1998



Борис Гребенщиков

Незадолго до появления Бориса Борисовича Гребенщикова в Минске набралась наглости и позвонила ему. Цель была проста: сформулировать для себя же "шпаргалку" - на какие вопросы БГ не хотелось бы отвечать прилюдно на пресс-конференции.

БГ: Пусть журналисты спрашивают все, что хотят!

Л. Т.: А повторяющиеся темы не раздражают?
БГ: Да я привык, я уже сотни раз отвечал на одни и те же вопросы...

Думаю, мы, журналисты, сами виновны в ординарности: услышав однажды историю от БГ, про БГ, припоминаем ее: "А правда ли?" Дополняем причудливыми узорами, стараясь развить ее смысл, выявить какие-то подвохи. А Борис Борисович тем временем слушает вопросы и интенсивно пытается вспомнить: "Было или не было? Говорил я это или не говорил?". "Утонув" в море интервью с противоречивыми ответами этого Великого Сказочника, была невообразимо восхищена его мастерством поддерживать многолетний интерес к своей персоне. Интуиции подсказывает, что мастерство это зиждется на принципе моллюска "беззубки обыкновенной": только наступает отлив (утихает внимание окружающих), приоткроет она створки своей раковины, ринутся в ее направлении любопытные жадные чайки (в случае с БГ - публика и журналисты), а она раздразнит их сиреневым перламутром своего "интерьера" да и захлопнет "дверцы" перед носом. Приоткрывшись в следующий раз, перламутр излучает уже новое, розоватое свечение... Пытались бывало журналисты "стукнуть" по БГ но "фиолетовым в крапинку" он не стал - что было до и что есть ныне, смешению не поддается. Каждый "выход Гребенщикова на публику" отмечен новизной.

БГ: Что обо мне напишут, я узнаю редко. Все, что музыкант хочет сказать публике, - в песнях! За сим с прессой я общаюсь лишь потому, что в отдельные моменты это общение мне интересно...

Один из "отдельных моментов" поймала пресса Минска. Присаживаясь на стул перед ее представителями, БГ' торжествующе промолвил: "Ну, вы работайте, а я буду... "оттягиваться"!

Поводов для "оттяга" в Минске - уйма! Позабавила музыканта белорусская столица:
а) неимоверной "осведомленностью" слушателей о гребенщиковском творчестве: многие интересовались подробностями реализации "совместного с Бобом Диланом проекта под названием "Лилит", хотя в реальности Боря с Бобом никогда и не общались, просто некоторые музыканты, с кем БГ записал "Лилит" в США, некогда имели привилегию работать с Диланом на одной сцене;
б) неискоренимой раритетностью названий местных печатных изданий, как то: "Чырвоная Змена" прозвучала для БГ как "Чирвоная измена". И невдомек гостю Беларуси, что названия белорусских, основанных после 1917 года газет не несут какого-либо стеба - "хоть горшком назови, лишь бы в печь не ставили"!..

Затронули как всегда и тему "жизни-смерти": БГ все еще уверен, что "смерти нет", но "когда человек мертв, ему трудно записывать новые альбомы..." На что я не могла не заметить:

- Но это могут другие сделать за него! Вышел же в феврале дуплет "Исполнение Разрешено" - отреставрированная запись концерта 15 декабря 1984 года в Сосновом Бору с участием вашим, покойных Майка Науменко и Виктора Цоя! Содержание альбома не ново, зато сама форма - свежа... И вообще по душе ли вам сей "мемориал"?
БГ: Пришел Коля Михайлов и сказал: "Рок-клуб отчаянно нуждается в деньгах! Можно мы выпустим старую фонограмму?" "O'k!" - ответил я. Меня абсолютно не волнует дальнейшая судьба этих дисков. Концерт в Сосновом Бору был сыгран очень давно. А меня в большей степени интересуют новые, будущие концерты. Майк с Цоем тоже на прошлое редко оглядывались - им некогда было. Теперь те, кто насущно нуждается в деньгах, начинают разрывать подвалы. А так - людям все равно...

Л. Т.: Ой ли? Люди готовы за бешеные деньги заполучить конфиденциальные подробности каждого этапа жизни своих кумиров. Недавно газета "Антенна" опубликовала интервью с вашей незаконнорожденной дочерью Алисой, так одна "сердобольная" бабушка в троллейбусе прослезилась: "Вот, изверг, кинул дитятко на произвол судьбы...".
БГ: С дочерью мы общаемся вполне нормально. Похоже, пока весомой моральной поддержки ей от меня не требовалось. Хотя, если у нее что-то не так, то заходит поговорить, а когда "так", то тоже заходит. Как могу, помогаю! И ее творческие шаги мне не индифферентны. Я с удовольствием посмотрел фильм "Американка", в котором она сыграла одну из ролей. Мне было интересно... Хм, забавно! Собственная дочь и в кино снялась!..

Л. Т.: Борис Борисович, мало вам своих детей, так вы еще, кажется, обуреваемы отцовским покровительством в отношении одного незаурядного музыканта?.. Несколько ваших концертов не обошлось без акустических номеров Александра Васильева. Почему вы так импонируете СПЛИНУ? Почему не ПИЛОТУ? Почему не ЗИМОВЬЮ ЗВЕРЕЙ или какой-либо иной молодой группе?
БГ: Знаете, в этом случае я поступаю, как юная девушка: если нравится что-то, то нравится целиком, без остатка для прочего... И выглядывать, кто там еще на горизонте есть, я не стану. Сейчас мне нравится Сашка Васильев, я в него влюблен и буду испытывать эту влюбленность еще некоторое время. Сегодня по дороге из Вильнюса в Минск я целый день наслаждался новым "Гранатовым Альбомом" СПЛИНА и всех своих музыкантов заставил его слушать... Вообще вся хорошая музыка, к коей принадлежит и музыка СПЛИНА, в чем-то схожа с дворняжкой: смесь всего хорошего, что есть. Чистотой стиля и я никогда не "страдал", да и ни один нормальный человек не станет выяснять чистоту стиля. Главное, чтобы музыка "вставляла". Пока она "вставляет", ни о чем не хочу думать, тем более анализировать...

Л.&Т.
Фото Сергея ШАРУБЫ

"Музыкальная Газета" №16-17'1998



АКВАРИУМ - "Электрошок"
Отделение Выход

"Будь один, если хочешь быть молодым", - говорил он. "Мы никогда не станем старше", - говорил он. Мы не смогли, да и он не смог. Мы не были одни и потому стали старше. Наши люди заняли места, нам показали DEEP PURPLE, которые тоже стали старше, и уже никогда не покажут LED ZEPPELIN. Кто-то уже не вернется. И остаются только осыпающиеся магнитные ленты, которые иногда превращаются в CD - хранилища памяти, кусочки вечности, осколки прошлого. От которого и так никуда не деться.

16 лет назад Автор считал "Электрошок" лучшей концертной записью АКВАРИУМА; много времени спустя не сказал "нет" издателям. Концертов АКВАРИУМА вообще издано подозрительно мало. Этот - классического состава, периода и материала. Возможно, лучший. "Мы Никогда Не Станем Старше" - полотно на 17,5 минут. Можно было б собезьянничать и сказать "это звучит так, как если б в THE DOORS пел Дэвид Боуи"; кто не знает, откуда выросло? - если б не авангардно-джазовое буйство Курёхина, Болучевского, Пономаревой, если б не конференц-зал ГлавАПУ московским летом 1982 года, если б не память. Фейерверк непринужденности, венец достоверности. Кусок жизни шершав, черно-бел, неотесан и подлинен, каким ему и положено быть. Он живой и светится. За него не жалко отдать грузовик.

М. М. НОКС
"Fuzz" №4'1999



АКВАРИУМ - "MCI"
АнТроп

"...Тропилло выпустил студийный бутлег "MCI", состоявший из композиций АКВАРИУМА, не вошедших в номерные альбомы и сведенных или отреставрированных в передвижном вагоне фирмы "Мелодия"", - поведал нам рок-энциклопедист, и мы, наконец, узнали смысл загадочной аббревиатуры, прониклись духом времени и лизнули кисло-соленую капельку музыкантского пота, перемешанного с дешевым портвейном.

Теперь, как любят говорить в телерекламе, и на CD. С цифровым ремастерингом. Двойную реставрацию, однако, ухо, только что наслаждавшееся пышными звукопрелестями "Сестры Хаос", почему-то не слышит. Может, дело в том, что хотелось каких-то иных отличий от того, что некогда раздавалось из насмерть посаженных динамиков бобинной "Астры", кроме разборчиво произнесенного "охуела" в "Марине"? СиДи все-таки, лазеры-шмазеры... Эх, тоска зеленая, - вместо мрачной запредельности блока "-30"/"Марина" приходится слушать нечто сушеное с неуверенным вокалом...

Ну, это ладно, это спишем на ауттейки и пределы возможностей техники. Зато очень приятно слышать дурацких, по сути, "Золотых Лошадей" - редкость все же, да еще перкуссионные копытца так здорово цокают. А прелестные, таперски-шкодливые, беспечные курёхинские клавиши в "Альтернативе", "Платане", "Стороже Сергееве" - чудо что такое! Молодой, какой-то простецкий голос Нашего Самого Великого - слушайте, девочки, слушайте, мальчики, когда-то он мог вот так незатейливо шутить без оглядки на необходимость изрекать и потрясать. Это сближает, как употребление "Рондо". Хорошо быть бедным, молодым, выгнанным с работы, играющим квартирники с посиделками при свечах, - это тогда казалось, что плохо, сейчас тянет оглянуться, умилиться, усмехнуться. Если б еще не морщинки у глаз... Небо на самом деле было ближе, - мансарды и чердаки тому порукой. И так естественно было делать плохо замаскированные каверы Дилана, Боуи, TALKING HEADS и VELVET UNDERGROUND... И так естественно было воспринимать их как откровение...

Эк на ностальгию-то пробило! Вот они, из забытого - небывшего - несбывшегося - извлеченные воспоминания в пластмассовой коробке. И одна (впрочем, каждому свое) неизменно великая песня - "Сентябрь". Без сумасшедшей гаккелевской виолончели (как в варианте-дописке к "Табу" - мифическом, существовавшем ли?), но с тем же органным интро и точными, пунктирными, больными, кручёными гитарными проездами (почему никто не помнит, что Ляпин был великим гитаристом?). Я вижу тень твоего лица - уау! - праздновать ночь без конца... Готика? Отчаяние? Нет, просто в молодости чувствуется острее и пишется ярче. Белый стол, черный чай, пурпурное вино - здравствуй, Сестра Без Полутонов. Вот мы и встретились.

Вот и кончился век.

М. М. НОКС
"Fuzz" №5'2002



Джордж - "Река Оккервиль"
АнТроп

Поют сейчас все - журналисты, фотографы, телеведущие и многие другие категории граждан, к музыке имеющие отношение, мягко скажем, косвенное не только по факту, но и зачастую по результату. Поэтому данный диск до прослушивания вызывал некоторые опасения, - которые, к счастью, совершенно не оправдались. Ибо Анатолий Гуницкий, уже тридцать с лишним лет известный всем и каждому как Джордж, пошел путем иным и, чего как раз следовало ожидать, путь сей оказался изысканно концептуальным. Хотя средства предельно незамысловаты: авторское чтение стихов перемежается песнями на те же стихи. Что может быть проще? Но! Во-первых, всяк уважающий себя знаток классики питерского андеграунда знает, какого рода поэзия свойственна Джорджу, автору сочинений о судьбах императора Нерона, Графа Гарсии, гастронома на улице Ракова, свиньи в ушах и так далее. Во-вторых, поёт про всё это - и многое другое - АКВАРИУМ (взяты треки с "Треугольника" и других альбомов), и именно этот пласт творчества БГ и его команды всегда был и до сего дня остался полон непревзойденной, загадочной прелести. В-третьих, по-настоящему гениальна компоновка материала: тексты в произвольном порядке звучат то как стихи, прочитанные серьезным, без тени ёрничанья голосом Джорджа, то как песни - красивые, мелодичные, веселые, лирические, ироничные, хулиганские, какие угодно. Таким двойным манером поданное и услышанное, всё это становится сначала невольно, через недоверие и опаску, а потом сознательно и желанно родным: начинаешь понимать и чувствовать, проникаешь внутрь и становишься еще одним обитателем причудливого мира, уже населенного странными птицами и мутантными животными, полного нелепых, но логичных здесь событий и парадоксально естественно ведущих себя в предлагаемых обстоятельствах персонажей. Этот мир может показаться знакомым не только почитателям Беккета или Ионеско, но и любителям фантазмов Брайана Олдиса или Сэмюэла Дилэни, да и "Алису в Зазеркалье" или прозу Леннона можно припомнить к случаю, однако он вполне самостоятелен и убедителен, не враждебен и даже уютен. Если не бояться быть не похожим на других, в нем можно устроиться и зажить. Ну, а мир "Даниссимо" пускай подождет...

"Принято считать, что тексты этих песен, автором которых как бы являюсь я, созданы в абсурдистской манере. С одной стороны, это вроде бы так, но... ежели прежде я сам считал абсурдизм эдакой эстетической манерой отражения так называемой действительности, то теперь мне кажется, что и абсурд, и действительность практически полностью адекватны друг другу", - пишет Гуницкий. Грех было б не согласиться с Анатолием Августовичем, и еще одним подтверждением его правоты служит "Гибралтар", своеобразной фигой в кармане завершающий альбом только как текст, а не как радиохит. Хочется лишь добавить, что абсурдная действительность "Реки Оккервиль" по ряду параметров гораздо симпатичнее, нежели та, которая тут, у нас считается действительностью истинной, правильной и разумной.

Екатерина БОРИСОВА
"Fuzz" №7'2003



К 50-летию Бориса Гребенщикова

Мне нравится, как БГ обходится со своей славой. Он носит ее, как треуголку - с достоинством и иронией. Борис привык, но гулять с ним трудно. В Питере у Бориса берут автографы милиционеры. И даже в Сохо на него оборачиваются официантки. Но я, пропустив феномен русского рока, познакомился с Гребенщиковым раньше, чем с его песнями. Сидя в кафе "Гринвич Вилледж", мы чинно беседовали о тайнах подсознания, и я еще не знал, что он умеет с ними делать. Я понял Гребенщикова лишь тогда, когда оставался наедине с его песнями. Однажды он пригласил меня в свой диковинный дом. Здесь, в завешанной тибетскими мандалами комнате, он пел до утра. Концерт был для меня немалым испытанием. Песни БГ срывали со стула, и я цеплялся за скатерть, молча краснея от напряжения. С тех пор я знаю секрет Гребенщикова: он всадник снов и дрессировщик бессознательного. Борис не пишет песен - он их находит в общем потоке жизни. Вынимая из него то слово, то аккорд, он орудует пинцетом интуиции, оставляя разум фразам. По привычке надеясь урвать главное, я часто хватаюсь за строчку-другую, но, подержав, отпускаю обратно, чтобы она приросла к песне, словно ветка к кораллам, цветная и твердая. Гребенщикова нельзя толковать - он слишком целен для любой трактовки. Борис мыслит только песнями. Как в шуме моря, в них все понятно и непереводимо. Может, поэтому чаще всего я слушаю его "Русско-Абиссинский Альбом", в котором нет ни одного человеческого слова. Зато каждое из них - в точку, расположенную, как и должно чистому искусству, везде и нигде.

Александр ГЕНИС
Радио "Свобода", программа "Liberty live", 27.11.2003



<< Предыдущая часть
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Екатерина Борисова
Site Admin


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1905
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 21 Ноя 2018, 21:02 - Ответить с цитатой

Добавлены новые материалы.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Архивные материалы Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006